Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
-уделить особое внимание вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;
-рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права
2. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в связи с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия
2.1. Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия
2.2. Условия применения принудительных мер воспитательного воздействия
2.3. Виды принудительных мер воспитательного воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Все они называются воспитательными,
но имеют принудительный характер,
то есть применяются без учета
желания подростка и его
Вполне обоснованным, соответствующим
характеру принудительных мер воспитательного
воздействия является положение
УК РФ (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения
несовершеннолетнему
Приведенный перечень особых
требований, предъявляемых к
Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. Продолжительность срока передачи под надзор и ограничения досуга указывается в законе. Эта обязанность возложена на орган, назначающий данные меры.
Суд вправе избрать в отношении несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.
Существенным недостатком анализируемой нормы было то, что в ней не были установлены временные рамки продолжительности срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ.
Вместо четкого определения нижнего и верхнего предела продолжительности этих мер законодатель ограничился лишь указанием на то, что срок устанавливается органом, назначающим эти меры, что вряд ли можно признать правильным.
В этой связи в юридической литературе отмечалось, что оптимальным сроком для названных мер является один или максимум два года, в течение которого можно с большой долей достоверности сделать вывод об исправлении несовершеннолетних либо их стремлении уклониться от исполнения возложенных на них принудительных мер воспитательного воздействия17.
Законодатель исправил существующую неопределенность Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», установив продолжительность принудительных мер воспитательного воздействия от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет – при совершении преступления средней тяжести.
Однако, на наш взгляд, минимальный срок этих мер должен составлять не менее шести месяцев. В течение этого периода, возможно, сделать обоснованный вывод об исправлении подростка либо его стремлении уклониться от исполнения возложенной на него меры; решить вопросы о возобновлении (завершении) учебы, устройстве на работу, установлении опеки, попечительства и т. п.
Второй недостаток рассматриваемой
нормы видится в том, что в
ней законодатель оставил открытым
перечень мер, которые могут быть
применены к
Надо отметить, что законодатель,
отказавшись от перечисления в данной
норме исчерпывающего (закрытого) перечня
особых требований, предъявляемых к
поведению освобожденного от уголовной
ответственности
Помимо этого, законодатель
не учел, что расширительному толкованию
в уголовном праве могут
В-третьих, недостаток анализируемой нормы видится в том, что законодатель в ней не раскрывает понятие «специализированные государственные органы», на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия.
Между тем это понятие
достаточно расплывчатое. В частности,
если учесть, что каждый государственный
орган имеет специфические
Представляется, что для решения данной проблемы на законодательном уровне «специализированными государственными органами», призванными осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия, следовало бы считать:
1) комиссии по делам несовершеннолетних;
2)отделы (отделения) профилактики
правонарушений
3) образовательные учреждения,
где обучаются
Вместе с тем было бы целесообразно самому законодателю установить исчерпывающий перечень таких специализированных государственных органов.
Важно обратить внимание на
юридические последствия
Систематическим неисполнением следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенное подростком в третий раз в течение года. Все случаи неисполнения должны быть официально зафиксированы с указанием, какие меры были приняты комиссией.
Нормы гл. 14 Уголовного кодекса РФ
регулируют вопросы уголовной
Вместе с тем большинство ученых склоняются к мысли, что "принудительные меры воспитательного воздействия следует рассматривать не как альтернативу наказанию, а как самостоятельную форму реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, применяемую к определенной категории несовершеннолетних", и их юридическая природа "заключается в их значении как особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, выражающейся в освобождении их судом от наказания, предусмотренного в санкции инкриминируемой им статьи". А.Л. Санташов отмечает, что некоторые юристы не признают существования юридической дифференциации ответственности в уголовном праве, но "в уголовном законе присутствуют иные меры уголовно-правового характера, основания для применения которых устанавливаются именно УК РФ, а их использование происходит, как правило, взамен при освобождении лиц от уголовной ответственности или наказания".
Следует отметить, что нормы Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 90) предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, таким образом, не только ставя указанные меры вне системы наказаний, но и исключая их из форм реализации уголовной ответственности. Более предпочтительно представление о принудительных мерах воспитательного воздействия как об одной из мер уголовно-правового характера наряду с принудительными мерами медицинского характера. В пользу такой трактовки сущности принудительных мер воспитательного воздействия говорят несколько признаков:
1) они могут быть назначены
одновременно с освобождением
лица от уголовной
2) они не равнозначны уголовному
наказанию, поскольку не
3) они назначаются только
4) основной целью их применения
является воспитание (перевоспитание)
лиц, продемонстрировавших
5) они являются принудительными,
поскольку назначаются
Таким образом, принудительные меры воспитательного
воздействия представляют собой
одну из принудительных мер уголовно-правового
характера, назначаемую только определенной
категории лиц –
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного
кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший
преступление небольшой или средней
тяжести, может быть освобожден от уголовной
ответственности, если будет признано,
что его исправление может
быть достигнуто путем применения принудительных
мер воспитательного
Также особо обращается внимание судов на то, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на первое место поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, а на второе – о назначении наказания. "Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания несовершеннолетнего виновным в совершении преступления) прежде разрешить вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия и только при невозможности применения указанных мер – приступать к разрешению вопроса о наказании несовершеннолетнего."
Сущность принудительных мер воспитательного
воздействия заключается в
Информация о работе Понятие несовершеннолетнего как субъекта уголовного права