Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:39, лекция
Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
1.Понятие судебной системы. Основные принципы правосудия.
Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
По мнению Л.Ю.Грудцыны, существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.
Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.
Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):
установления
судебной системы Российской Федерации
Конституцией Российской Федерации
и настоящим Федеральным
соблюдения
всеми федеральными судами и мировыми
судьями установленных
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Совокупность
избранных законодателем
Утверждение
принципа единства необходимо для исключения
отступлений в
Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.
Правосудие - это особый вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Никакие другие органы и должностные лица не вправе осуществлять правосудие, пересматривать решения органов судебной власти. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, правосудие осуществляется с участием граждан, привлекаемых в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Посредством правосудия разрешаются конкретные споры о праве, обеспечивается соблюдение предписаний норм права всеми субъектами права, всеми органами публичной власти, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Основная задача правосудия - защита прав и охраняемых законом интересов личности, юидически лиц и иных объединений, а также Российской Федерации и ее субъектов, органов государственной власти, местного самоуправления. Правосудие осуществляется именем и властью государства, которое призвано обеспечить обязательность исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Правосудие осуществляется в устанавливаемых законами особых процессуальных формах, гарантирующих соблюдение всеми участниками судебного разбирательства уголовных, гражданских и иных дел, конституционных принципов правосудия: равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, независимости судей и др.
Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:
- принцип законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;
- принцип
осуществления правосудия
- принцип независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);
- принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);
- принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);
- презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);
- принцип
обеспечения подозреваемому и
обвиняемому права на
- гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);
- принцип
участия граждан в
- принцип
охраны чести и достоинства
личности – никто не может
подвергаться пыткам и
- непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.
В последующих
параграфах работы мы рассмотрим систему
судов по ее отдельным элементам. Рамки
дипломного исследования не позволяют
нам подробно рассматривать функции, организацию
и полномочия всех судов – это может стать
предметом отдельного масштабного исследования,
поэтому мы ограничимся лишь общим представлением
элементов судебной системы Российской
Федерации.
2.Конституционная юстиция РФ
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ —
специально учреждаемые государством
органы, призванные обеспечить конституционную
законность (правовую охрану конституции).
Мировой конституционной практике известны
две модели К.ю. — американская и европейская.
Американская модель основана на прерогативе
высшего судебного органа общей юрисдикции
(Верховного суда) выносить решения о неконституционности
законов. При этом суд может объявить неконституционным
любой закон, подлежащий применению в
конкретном деле. Такая система конституционного
контроля действует в США, Канаде, Японии,
Австралии, Индии, Швейцарии, Скандинавских
странах и др. Европейская модель основана
на том, что специально учрежденные конституционные
суды рассматривают дела о конституционности
закона вне связи с конкретным делом, рассматриваемым
судом. Такая модель К.ю. характерна для
РФ. При этом органы конституционного
контроля в РФ, как и в ряде других стран
(Германия, Турция, Украина и др.), включены
в судебную систему. В иных странах (Франция,
Италия, Испания, Польша и др.) такие органы
не входят в судебную систему. Механизм
конституционного контроля РФ образуют
Конституционный Суд РФ, а также конституционные
и уставные суды субъектов РФ. В то же время
органы конституционного контроля субъектов
РФ не образуют с федеральным Конституционным
Судом единую систему. Объединение этих
органов в рамках К.ю. страны обусловлено
характером осуществляемых ими задач:
а) охрана демократической Конституции
и б) конституционная защита ценностей
демократии, прав и свобод человека и гражданина,
всего конституционного строя.
3.Система судов общей юрисдикции.
3.1. Понятие и система судов общей юрисдикции в Российской Федерации
Понятие судов общей и специальной юрисдикции. Термин “суды общей юрисдикции” в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ. В ст. 126 Конституции РФ при определении полномочий Верховного Суда РФ говорится о делах, “подсудных судам общей юрисдикции”. Прежде чем перейти к рассмотрению системы этих судов, целесообразно остановиться на анализе некоторых общих принципов, лежащих в основе организации современных судебных систем различных стран. Рассмотрение столь общих вопросов необходимо в первую очередь потому, что происходящее в ходе проводимой судебной реформы усложнение судебной системы России в определенной степени опережает имеющуюся теоретическую базу. В советский период по ряду причин многие из рассмотренных ниже вопросов не являлись особо актуальными, поэтому и само понятие “суды общей юрисдикции”, и связанная с ними проблематика в целом являются достаточно новыми для российского законодательства и правовой науки.
Конституции многих стран содержат общее положение о том, что судебная власть в стране осуществляется специальными государственными органами — судами, которые учреждаются в соответствии с законом (ст. 11 Конституции РФ, раздел 1 ст. III Конституции США; ст. 102 Конституции Итальянской Республики, ст. 92 Основного закона ФРГ и др.).
Совокупность
всех судов страны составляет судебную
систему государства. Вместе с тем,
смысл понятия “система”
Круг вопросов,
подлежащих рассмотрению в судебном
порядке, а также компетенция
конкретных судов определяется в
соответствии с законом. В пределах
своей компетенции “суды
Информация о работе Понятие судебной системы. Основные принципы правосудия