Понятие судебной системы. Основные принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 20:39, лекция

Описание

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Работа состоит из  1 файл

судебная власть в РФ.doc

— 232.00 Кб (Скачать документ)

4.Арбитражные суды РФ.

Из многогранности и сложности современных хозяйственно-экономических  отношений следует насущная потребность  в четкой и ясной правовой базе, на основе которой было бы возможно полно и всесторонне разрешать споры и восстанавливать нарушенные экономические права. АПК - наиболее важная процессуально-правовая база в данной области, именно на его основе разрешаются экономические споры.

В отличие от судов  общей юрисдикции и третейских судов, арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений (имеются в виду экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если:

они вытекают из отношений  учреждений, предприятий и организаций  и граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность;

они вытекают из отношений  предприятий организаций учреждений и граждан с государственными органами.

Такова вкратце  суть арбитражного судопроизводства в  нашей стране.

Арбитражные суды, действующие  в настоящее время, пришли на смену  органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

В соответствии с Законом  о судебной системе и Законом  об арбитражных судах - ст.1 - Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого следует:

1. Арбитражные суды  являются особой ветвью (подсистемой)  федеральных судов, входящих в  российскую судебную систему.

2. Арбитражные суды, в силу подведомственности дел,  непосредственно не связаны с  другими ветвями судебной системы - судами общей юрисдикции и Конституционным судом РФ.

В соответствии со ст.3 - Систему арбитражных судов в  Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации; федеральные  арбитражные суды округов;

· арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Какие же задачи выполняют  арбитражные суды. По  
ст. 5 - основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им спорам являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и  граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды осуществляют свою деятельность, основываясь на таких принципах (по ст. 6), как законность, независимость судей арбитражного суда, равенство перед законом и судом, состязательность и равноправие сторон, гласность разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.

За защитой своих  нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Они могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой, а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

В случаях, установленных  законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

В большинстве случаев  до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все  меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

Разрешая дела, арбитражные  суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Полномочия  арбитражных судов  субъектов РФ.

Арбитражные суды субъектов  Федерации принадлежат к низшему  звену системы. Как отмечалось, в  субъектах Федерации созданы  и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет.

Законом установлены  следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации (гл. IV, ст.36). Он:

· рассматривает в  первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· рассматривает в  апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам  принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный  Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в  деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

· изучает и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения  по совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов;

· анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный  суд состоит из президиума и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий  в составе председателя суда, его  заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной  инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил  широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной «фигурой», осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он: 1) организует деятельность суда;  
2) распределяет обязанности между своими заместителями;  
3) формирует судебные составы; 4) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; 6) представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время - с 1 июля 1995 года - в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда - первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

Состав  и полномочия федеральных  арбитражных судов  округов.

Вместо двухзвенной  системы арбитражных судов создана  трехзвенная система. Промежуточным  звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций. Образованы следующие округа (гл. III, ст. 24, п.2):

Федеральный арбитражный  суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской республики - Чаваш Республики, Ярославской области;

Федеральный арбитражный  суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской  области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области;

Федеральный арбитражный  суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской  автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

Федеральный арбитражный  суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

Федеральный арбитражный  суд Московского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

Федеральный арбитражный  суд Поволжского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской  области, Пензенской области, Самарской  области, Саратовской области , Республики Татарстан, Ульяновской области;

Федеральный арбитражный  суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской  области, Калининградской области, Республики Калерия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области;

Федеральный арбитражный  суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия, Ставропольского края;

Федеральный арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской республики, Челябинской области;

Федеральный арбитражный  суд Центрального округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской  области, Курганской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области.

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся (гл.III, ст. 26):

· проверка в кассационной инстанции законности судебных актов  по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

· пересмотр по вновь  открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

· обращение в Конституционный  суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

· изучение и обобщение  судебной практики;

· подготовка предложений  по совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов;

· анализ судебной статистики.

При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традиционный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.

Информация о работе Понятие судебной системы. Основные принципы правосудия