Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:23, реферат
Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой – не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства. На этом этапе досудебного производства не ставятся и не решаются задачи достоверного установления всех обстоятельств преступления и изобличения виновного.
Введение……………………………………………………………………………………………..…3
1.Возбуждение уголовного дела………………………………………………………………...4
1.Понятие, значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела…………………….4
2.Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела по оперативно-розыскным данным……………………………………9
2.Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………..…………………………………………………..…18
3.Прекращение уголовного дела…………………………………………………..……….....24
Заключение……………………………………………………………………………………………28
Использованные источники………………………………………………………………………….29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Факультет: Факультет бизнеса
Дисциплина: Блок
юридических дисциплин
Реферат
На тему:
Порядок возбуждения и прекращения уголовного
дела
Исполнитель: студентка 4 курса
Руководитель:
Новосибирск 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованные
источники………………………………………………………
Введение
Уголовное дело — дело, возбужденное в установленном законом порядке в случае обнаружения признаков преступления. Уголовное дело рассматривается и разрешается судом по материалам дознания и предварительного следствия или протокольной формы досудебной подготовки материалов уголовного дела.
Предварительное производство начинается со стадии возбуждения уголовного дела.
Согласно статье 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела являются:
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Возбуждение
уголовного дела как составная часть
досудебного производства в российском
уголовном процессе представляет собой
урегулированную законом
Задачей
этой первой стадии досудебного производства
является установление наличия или
отсутствия условий (предпосылок), необходимых
для возбуждения уголовного дела.
Органы дознания, следователь и прокурор
обязаны, с одной стороны, реагировать
на каждый факт обнаружения признаков
преступления, а с другой – не
допускать необоснованного
Выделение
возбуждения уголовного дела в особую
стадию судопроизводства, завершающуюся
принятием мотивированного
Возбуждение уголовного дела представляет собой строго регламентированную УПК РФ процессуальную деятельность уполномоченных субъектов как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, передача постановления надзирающему прокурору). Более того, рассматриваемая стадия не всегда заканчивается вынесением одноименного постановления. Возможны и другие варианты (ст. 145 УПК РФ), включая передачу сообщения о преступлении в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).
Время,
прошедшее с введения в действие
УПК РФ, показало, что новый Уголовно-
УПК
РСФСР давал не слишком подробную
регламентацию порядка
Такое законодательное регулирование деятельности в стадии возбуждения уголовного дела являлось недостаточным и несовершенным.
Прежде
всего, УПК РФ, так же как и УПК
РСФСР, практически не регламентирует
порядок приема, регистрации и
учета заявлений и сообщений
о преступлениях. Статья 144 нового УПК
РФ лишь обязывает дознавателя, орган
дознания, следователя и прокурора
принимать их и выдавать заявителю
документ о принятии сообщения с
указанием даты и времени его
принятия. Но какова должна быть форма
этого документа, закон не регламентирует.
Для того чтобы учет заявлений
и сообщений о преступлениях
был всеобщим, единым и гарантировал
бы регистрацию каждого заявления
и сообщения о преступлении, основные
положения, касающиеся приема и регистрации
поступающей в
В нем же должна отражаться и другая информация о совершенных и готовящихся преступлениях, поступающая из сообщений, полученных из иных источников. В настоящее время учет сведений о преступлениях, поступивших из иных, кроме заявлений граждан и сообщений должностных лиц учреждений, организаций и предприятий, источников информации, практически не ведется. И поэтому полной и точной картины о совершенных и готовящихся преступлениях у соответствующих правоохранительных органов нет. Кроме того, такой порядок регистрации и учета подобных сведений позволяет укрывать тысячи нераскрытых преступлений.
Следует согласиться с распространенной точкой зрения, что многие положения УПК РФ представляют собой примеры законодательной техники крайне низкого качества, не дающие однозначного толкования. А это в конечном итоге влечет отсутствие единообразного применения закона и юридические ошибки.
Хотелось
бы подробнее остановиться на положениях
ч. 4 ст. 146 УПК РФ, согласно которой
следователь и дознаватель
Казалось бы, установлена совершенно понятная, очевидная для всех процедура. Если бы не одно уточнение. В тексте статьи законодатель в скобках указал перечень следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, которые он разрешил провести следователю (дознавателю) до получения согласия прокурора, – осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы.
Данная норма ставит многих криминалистов в тупик и порождает множество взаимосвязанных вопросов.
Во-вторых,
какой период времени должен пройти
с момента вынесения
Предлагают различные, вплоть до нелепых, варианты выхода из ситуации: дежурить следственными группами, направлять материалы нарочным (стажером, сотрудником органа дознания, курьером и др.), сообщать по телефону, направлять факсимильной связью и т.д.
Вопрос
о времени между вынесением постановления
о возбуждении дела и получением
согласия прокурора очень важен
при исчислении срока предварительного
расследования. Если прокурор дал согласие
на возбуждение дела, к примеру, через
двое суток после вынесения
Говоря о том, что дело считается возбужденным с момента получения согласия прокурора, мы, таким образом, безосновательно принижаем процессуальную роль следователя, отводя ему роль статиста при прокуроре.
Наиболее разумной представляется точка зрения профессора А. Рыжакова. По его мнению, законодатель под возбуждением дела понимает принимаемое следователем (дознавателем и др.) мысленное решение о наличии в его распоряжении законного повода и достаточных оснований, указывающих на признаки конкретного преступления. Новый УПК РФ нисколько не умаляет процессуальной самостоятельности следователя. Как и в прежнем Кодексе, следователь – лицо, которое самостоятельно должно оценивать наличие законного повода и достаточность оснований для возбуждения уголовного дела и возбуждать дело (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). Оформление же данного процессуального решения постановлением и тем более получение согласия у прокурора являются лишь дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов участников процесса.
В-третьих, являются ли предусмотренные в ч. 4 ст. 146 УПК РФ следственные действия (осмотр места происшествия, освидетельствование и назначение экспертизы) следственными действиями, специально предусмотренными законодателем до возбуждения дела, и является ли этот перечень исчерпывающим?
Информация о работе Порядок возбуждения и прекращения уголовного дела