Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание

Политика– это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

17.docx

— 125.20 Кб (Скачать документ)

УИП

1. Уголовно-исполнительная политика: понятие, стратегия, субъекты

Политика– это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

      Субъективное  право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

      Поведение осужденных  должно соответствовать правилам  внутреннего распорядка исправительных  учреждений, которые применяют меры  воздействия, поощрения и взыскания  в целях обеспечения соответствующего  поведения осужденных. Администрация  исправительных учреждений для  обеспечения режима в местах  лишения свободы имеет право  подвергать осужденных обыску, применять  меры взыскания, предупреждения, вплоть до помещения в штрафной  изолятор и перевода в помещение  камерного типа.

      Юридическая обязанность представляет собой вид и меру должностного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица. В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.

      Таким образом,  фактическим содержанием уголовно-исполнительного  правоотношения является фактическая  деятельность субъектов этих  правоотношений: с одной стороны,  деятельность органов государства  по исполнению наказания, а  с другой стороны – поведение  осужденных в период отбывания  наказания, определяемое их правами  и обязанностями.

2. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право– это отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих меры реализации норм уголовного права, основываясь при этом на цели наказания и системе наказаний.

Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права:

      – дозволение;  – предписание;  – запрет.

      Все три метода  правового регулирования можно  обнаружить в различных отраслях  права, но в одних отраслях  решающим является дозволение, в  других – предписание, в третьих – запрет. Также к методам относят:

      –  императивный–  это метод по способу правового регулирования;

      –  запрещающий–  это метод по способу воздействия на поведение людей;

      –  карательный–  это метод по характеру воздействия;

      –  метод санкций–  это метод по способу реализации;

      –  по характеру  связеймежду участниками правоотношений – метод власти и подчинения. Основным методом уголовно-исполнительного права является императивный.

      Методы воздействия  не сводятся к применению наказания  за нарушение норм уголовно-исполнительного  законодательства, но тем не менее карательный метод служит тем основным методом, при помощи которого государство принуждает к соблюдению этих норм.

      Вышеназванные метода  правового регулирования в каждой  отрасли права могут иметь  дополнительные характеристики, выступать  в виде специфических методов,  представляющих конкретизацию методов  межотраслевых.

       Так, охранительные  уголовно-правовые отношения регламентируются  следующими методами:применение санкций уголовно-правовых норм (уголовного наказания); освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступление); применение принудительных мер медицинского характера к лицам, в состоянии невменяемости совершившим общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство.

К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в разделе II, в главах 4, 6, 7 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования  уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в исправлении  осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРАВА

       Уголовно-исполнительное право имеет своей целью обеспечение исполнения уголовного наказания, с тем чтобы оно не только являлось карой за преступление, но и исправляло осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам общежития, предупреждало совершение преступлений как осужденными, так и иными лицами.

       Под  исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания.

      В общей системе  мер борьбы с преступностью  уголовно-исполнительное право выполняет  свою главную цель – исправление  осужденных.

       Исправление– это формирование в осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Достижение этой цели означает достижение цели частной превенции, предупреждение преступлений со стороны осужденных и косвенно влияет на достижение цели общего предупреждения – общей превенции.

      Раньше перед исполнением  наказания ставилась цель исправления  и перевоспитания осужденных.

       Исправление и  перевоспитание имеют разные  смысловые значения в нравственном  и юридическом аспектах.

      В нравственном  аспекте исправление означает  изменение к лучшему отдельных  взглядов, отдельных сторон человека, когда в целом личность не  нуждается в коренной перестройке.

       Перевоспитание– это переделка заново сознания человека в процессе преодоления принадлежащих ему принципиально неверных взглядов и представлений.

      В юридическом  аспекте исправление есть такое  изменение личности преступника,  которое превращает его в безопасного  и безвредного для общества  человека. Исправить – значит  добиться такого положения, когда  лицо больше не совершает преступлений.

      Перевоспитание –  это исправление преступника  плюс воспитание из него сознательного  члена общества.

      Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений как в период наказания, так и после его отбытия.

      Исполнение наказания  имеет также целью не допустить  совершения преступления иными  лицами, т. е. реализует цель  общей превенции.

      Таким образом,  цели уголовно-исполнительного права  как бы вытекают одна из  другой, являясь звеньями одной  цепи. Задача одного звена вытекает  из задачи предшествующей, она  же служит средством новой  задачи в следующем звене.

      Целью уголовно-исполнительного  права в собственном смысле  слова выступает обеспечение  исполнения наказания. Это означает  создание таких условий, при  которых наказание выполняло  бы свою главную цель – исправление  осужденных.

      В то же время  исправление осужденных является  средством достижения цели предупреждения  совершения ими новых преступлений, т. е. цели частной превенции.  Строгое и точное исполнение  наказания необходимо для решения  цели предупреждения преступления  иными лицами – цели общей  превенции.

      Таким образом,  достижение всех этих целей  направлено на решение цели, поставленной  перед всеми правоохранительными  органами, – способствовать уменьшению  преступности.

4. Принципы уголовно-исполнительного права.

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип равенство осужденных перед законом

Истоком данною принципа является конституционный  принцип равенства всех перед  законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а  также Всеобщая декларация прав и  свобод гражданина (ст.7). В Минимальных  стандартных правилах обращения  с заключенными (ООН) принцип равенства  перед законом рассматривается  в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного положения, семейного  происхождения или социального  положения недопустима” (ст. 6).

Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный  от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что  к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных  ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения  в процессе отбывания наказания  применяются принудительное воздействие  и ограничение в правах в различных  объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация  осужденных, принятая в УИК, и распределение  их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение  в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием

При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных  мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы  на определенный срок, содержания в  дисциплинарной воинской части, ограничения  свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться  в обязательном порядке общие  меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

5.Основные средства исправления  осужденных

В соответствии со ст. 9 УИК РФ, под  исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого  общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"