Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание

Политика– это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

17.docx

— 125.20 Кб (Скачать документ)

Основными средствами исправления  осужденных являются:

- установленный порядок исполнения  и отбывания наказания (режим),

- воспитательная работа,

- общественно полезный труд,

- получение общего образования, 

- профессиональная подготовка  и общественное воздействие. 

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Под режимом понимается урегулированный  нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания  в виде лишения свободы. В психологическом  отношении он представляет собой  организацию всей жизни и деятельности осужденных в строгом соответствии с требованиями законов и подзаконных  актов. Организация жизни и деятельности оказывает определенное воспитательное воздействие на человека, формируя у него должный стереотип поведения, необходимые привычки и качества личности.

Режим выполняет три взаимосвязанные  функции:

- карательную;

- воспитывающую;

- обеспечивающую.

Карательная функция режима состоит в том, что осужденный лишается свободы, изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором; кроме того, осуществляется принудительная регламентация его работы, отдыха, учебы, досуга.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Общественно полезный труд - каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений (с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности, исходя из наличия рабочих мест).

Получение общего образования - в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы до 30 лет, общего образования (старше 30, инвалиды 1 и 2 группы - по желанию).

Получение образования поощряется и учитывается при определении  степени исправления.

Профессиональная подготовка - осужденным, не имеющим необходимой специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка.

6. Уголовно-исполнительное  законодательство Российской Федерации  и международно-правовые акты

     1. Уголовно-исполнительное  законодательство Российской Федерации  учитывает международные договоры  Российской Федерации, относящиеся  к исполнению наказаний  и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

     2. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила исполнения  наказаний и обращения с осужденными,  чем предусмотренные  уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

     3. В соответствии  с общепризнанными принципами  и нормами международного права  и Конституцией Российской Федерации  уголовно-исполнительное законодательство  Российской Федерации и практика  его применения основываются  на строгом соблюдении 

гарантий защиты от пыток, насилия  и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

     4. Рекомендации (декларации) международных организаций по  вопросам исполнения  наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

7.Нормативные правовые  акты по вопросам исполнения  наказаний

Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном  законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

8. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в дореволюционный период.

Исследование прошлого может и  должно служить средством познания настоящего, предвидения будущего и  осмысления на этой основе развития любой  науки как отражения целенаправленного  исторического процесса.

Во все времена одним из показателей  уровня культуры, духовного здоровья общества было отношение его членов к историческому наследию своей  страны.

Характерный для социально-правовых наук принцип историзма означает необходимость изучения заявленных проблем в развитии, с учетом правил конкретности, взаимозависимости с  иными родственными проблемами, в  связи с практическим опытом. Историзм включает и прогнозирование, т.е. определение  основных тенденций развития явления  в будущем, предсказание его исторических перспектив. «Предвидение и история  неотделимы, поскольку должны быть основаны на знании законов, которые  увязывают прошлое, настоящее и  будущее»[1].

Изучение истории уголовно-исполнительного  права призвано способствовать более  плодотворному определению перспектив дальнейшего движения теоретической  мысли, а также эффективных путей  совершенствования законодательства об исполнении наказаний и социальной практики его применения.

Вопросам становления и развития пенитенциарного законодательства и практики посвящен целый ряд  фундаментальных и современных  работ. В настоящее время имеются  все благоприятные условия для  объективной оценки истории.

Эволюция отечественных отраслей права в области борьбы с преступностью, как и всего законодательства в целом, по общему признанию отражает основные особенности развития Российского  государства, экономические, социальные, политические изменения, происходившие  в нем. Поэтому для Российской Федерации известное изречение  о том, что о состоянии государства  и общества можно судить по его  тюрьмам, всегда являлось и продолжает оставаться, безусловно, актуальным.

Рассмотрение истории вопроса  связано с определенной периодизаций, отражающей коренные вехи развития Российского  государства и его права.

9. Российское уголовно-исполнительное законодательство в советский период.

Советский период развития уголовно-исполнительной системы, законодательства и права

Опыт свидетельствует, что система  права, как и система пра­воохранительных органов, в том числе и пенитенциарная, по своей сути являются довольно консервативными, слабо подверженными радикальным изменениям. В то же время они зависимы и отражают состояние и противоречия того или иного общественно-политического строя. Как правило, в первые годы революционных преобразований сохраняются почти без изменения и пенитенциарная система и законодательство, а уж затем новые власти перестраивают, приспосабливают их к защите своих интересов.

Основными положениями (исходя из которых в дальнейшем начались трансформация и изменения пенитенциарной политики, законодательства и права в политику исправительно-трудовую) были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно эти идеи легли в основу новых институтов: «исправительно-трудовое законодательство» и «исправительно-трудовое право».

Проблемы становления и развития уголовно-исправительного дела, науки  и законодательства советского периода  российской истории освещены во многих изданиях*.

Первые шаги Советской власти в  области пенитенциарной политики и  практики были неоднозначными. Их содержание во многом определялось экономической  разрухой и ожесточенной классовой  борьбой.

Пришедшие к власти большевики спешили  прежде всего определить политическую линию по отношению к различным  ка­тегориям лиц, оказывающим сопротивление новой власти.

Наиболее распространенными из этих видов лишения свободы оказались  общие места заключения, тюремные больницы и земледельческие, а затем - фабрично-заводские колонии. Кроме  вышеуказанных мест лишения свободы, существовали еще и тюрьмы-изоляторы  и лагеря принудительных работ. В  тюрьмах-изоляторах содержались: 1) наиболее опасные контрреволю­ционеры, спекулянты и бандиты; 2) особо опасные преступники; 3) заключенные, переводившиеся из общих мест заключения за допущенные там нарушения.

10. Реформирование уголовно-исполнительной системы РФ

Первая попытка комплексного реформирования системы исполнения наказаний была предпринята в 1989 году, - напомнил журналистам  полковник Тимофеев. В её основу закладывались декларативные обязательства  обеспечения гуманного обращения  с лицами, содержащимися в заключении, а также соблюдения принятых ООН «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».

Реальные шаги по пути реформ и  развития российской уголовно-исполнительной системы с учетом принципов международного права были сделаны в постперестроечные 90-е годы.

В 1992 году в исправительно-трудовое законодательство были внесены изменения, направленные на гуманизацию условий содержания осужденных в местах лишения свободы, расширены их права, включая предоставление права на отпуск с выездом из исправительного учреждения к близким родственникам, на длительные свидания, были отменены некоторые правоограничения (обязательная стрижка, запрет на ношение часов, ограничение на получение и отправление определенного количества писем и т.д.)

Важной отправной точкой для  реформирования уголовно-исполнительной системы послужило вступление России в Совет Европы в 1996 году и, обусловленная  этим шагом, необходимость выполнения взятых обязательств, в том числе  и в рамках обеспечения прав человека.

11 февраля 2009 года в Вологде  на заседании президиума Государственного  совета Российской Федерации  были рассмотрены проблемы деятельности  учреждений уголовно-исполнительной  системы, после чего Президент  России дал поручения по решению  важнейших задач реформирования  системы. И главная из них  - кардинальное изменение сложившейся  конфигурации уголовно-исполнительной  системы, которая должна сменить  лагерный "архипелаг" со всеми  его сохранившимися традициями  и принципами коллективно-отрядного  перевоспитания трудом.

Гарантии конституционных прав, идеи гуманизма применительно к  осужденным и заключенным под  стражу имеют глубокий социальный смысл. В процессе отбывания наказания  осужденному нужно дать возможность  сохранить человеческий облик, подготовиться  к полноценной жизни на свободе. Одним словом, дать шанс для возвращения  к социальным нормам поведения.

Поэтому уголовно-судебная и уголовно-исполнительная политика претерпевают серьезные изменения  в сторону сведения к минимуму негативных социальных последствий  лишения свободы, как для осужденного, так и для его семьи, для  общества, членом которого он остается и в период отбывания наказания, и после него.

11.Действие норм уголовно-исполнительного  права в пространстве и во  времени 

Действие норм уголовно-исполнительного  права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно ч. 1 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Такое действие законодательства предопределено конституционным предписанием о том, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Данное положение относит уголовно-исполнительное законодательство к разновидности федерального законодательства и исключает возможность не только издания субъектами Российской Федерации основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний, но и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Кроме того, юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются на всей территории страны непосредственно всеми субъектами права. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Иностранные граждане, осужденные к  лишению свободы, могут быть переданы для дальнейшего отбывания наказания  в государство, гражданами которого они являются. Механизм передачи осужденных установлен многосторонними и двухсторонними межгосударственными соглашениями.

Общими условиями передачи осужденного  являются следующие: осужденный должен быть гражданином иностранного государства (в странах СНГ также могут  передаваться лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего государства); приговор суда об осуждении лица к лишению  свободы вступил в законную силу; имеется письменное согласие осужденного; лицо осуждено за такие деяния, которые  по законам государств, осуществляющих прием-передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения  свободы; на момент получения просьбы  о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; имеется согласие государства вынесения приговора и государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"