В срок наказания в виде лишения
свободы засчитывается уже отбытый
в Российской Федерации срок. Исполнение
наказания в принимающем государстве
производится в соответствии с законодательством
этого государства. При этом как
Российская Федерация, так и принимающее
государство может улучшить положение
осужденного, например, объявив помилование,
амнистию или уменьшив меру наказания.
За Российской Федерацией сохраняется
право контроля за исполнением наказания
в отношении переданных лиц.
В ч. 2 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса
РФ впервые сформулированы правила действия
уголовно-исполнительного законодательства
во времени: «Исполнение наказаний, а также
применение средств исправления осужденных
и оказание помощи освобождаемым лицам
осуществляются в соответствии с законодательством,
действующим во время их исполнения».
Это означает, что введение в действие
новых норм уголовно-исполнительного
законодательства может повлечь за собой
ухудшение условий отбывания уголовного
наказания для некоторых категорий осужденных.
Для определения условий действия
уголовно-исполнительного законодательства
во времени необходимо учитывать
начало и окончание его действия.
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке
опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания» на
территории страны применяются только
официально опубликованные федеральные
законы. Уголовно-исполнительные законы,
как и другие федеральные законы,
подлежат официальному опубликованию
в течение семи дней после дня
их подписания Президентом РФ. Официальным
опубликованием федерального конституционного
закона, федерального закона, акта палаты
Федерального Собрания считается первая
публикация его полного текста в
«Парламентской газете», «Российской
газете» или «Собрании законодательства
Российской Федерации».
Согласно ст. 6 данного Федерального
закона федеральные конституционные
законы, федеральные законы, акты палат
Федерального Собрания вступают в силу
одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти дней
после их официальной публикации,
если самими законами или актами палат
не установлен другой порядок вступления
их в силу. Так, УИК РФ был принят
Государственной Думой 18 декабря 1996
г., а вступил в силу с 1 июля 1997
г., поскольку эта дата была указана
в Федеральном законе «О введении
в действие Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации». Такой
значительный срок был установлен для
ознакомления с УИК РФ и для подготовки
к его применению. В настоящее время большинство
законов, изменяющих УИК РФ, вступают в
силу с момента опубликования.
Уголовно-исполнительный закон прекращает
действовать после его отмены,
о чем должно быть прямое указание,
или после его замены новым
законом. Так, после введения в действие
УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.
Таким образом, уголовно-исполнительное
законодательство – это система
законов, непосредственно регулирующих
общественные отношения, возникающие
по поводу и в процессе исполнения
(отбывания) всех видов уголовных
наказаний и применения иных мер
уголовно-правового воздействия. Целями
уголовно-исполнительного законодательства
являются исправление осужденных и
предупреждение совершения новых преступлений
как осужденными, так и иными лицами. Эти
цели осуществляются через решение следующих
задач: 1) регулирование порядка и условий
исполнения и отбывания наказаний; 2) определение
средств исправления осужденных; 3) охрана
их прав, свобод и законных интересов;
4) оказание осужденным помощи в социальной
адаптации. Цели и задачи уголовно-исполнительного
законодательства реализуются в нормах,
которые соответствующим образом регулируют
общественные отношения в сфере исполнения
уголовных наказаний, придавая им тем
самым правовой характер.
12. Понятие, содержание, виды
и структура норм уголовно-исполнительного
права.
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное,
формально определенное правило поведения
субъектов и участников правоотношений
(государственных и муниципальных органов,
учреждений, общественных объединений,
должностных лиц, осужденных и отдельных
граждан), направленное на урегулирование
общественных отношений, возникающих
по поводу и в процессе исполнения (отбывания)
всех видов уголовных наказаний, а также
применения и иных мер уголовно-правового
воздействия.
Норма уголовно-исполнительного права
– исходный структурный элемент ее
системы. Совокупность норм, регулирующих
однородные общественные отношения в
сфере исполнения наказаний, образует
определенный институт уголовно-исполнительного
права. Например, институт обязательных
работ, институт поощрений и взысканий,
применяемых к осужденным, лишенным свободы,
и др. Объединение норм и институтов образовывает
систему уголовно-исполнительного права.
НОРМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
Регулирование правоотношений
осуществляются нормами права.
В свою очередь,
регламентирование уголовно-исполнительных
правоотношений производится с
помощью норм уголовно-исполнительного
права.
Будучи регулятором
общественных отношений,складывающихся
вследствие исполнения уголовных наказаний,
нормы уголовно-исполнительного права
устанавливают порядок и условия этих
наказаний и тем самым регулируют процесс
исправительного воздействия.
Фактически нормы
уголовно-исполнительного права
регулируют поведение субъектов
уголовно-исполнительных правоотношений.
Но следует заметить,
что их поведение определяется
не только нормами уголовно-исполнительного
права. Так, управление исправительными
учреждениями регулируется нормами
административного права, договорные
отношения – нормами гражданского
права, отношения, складывающиеся
при совершении осужденным нового
преступления, определяются нормами
уголовного и уголовно-процессуального
права.
Регулирование поведения
субъектов производится путем
установления их прав и обязанностей.
Нормы уголовно-исполнительного
права, во-первых, устанавливают
ограничение в использовании
общих прав граждан, во-вторых,
предусматривают специфические
права и обязанности осужденных.
Регулятивные нормы
устанавливают права и обязанности
субъектов и иных участников уголовно-правовых
отношений. Они делятся на обязывающие,
уполномочивающие и запрещающие.
Нормы-правила поведения
уголовно-исполнительного права
в зависимости от характера устанавливаемого
правила поведения классифицируются
на регулятивные, поощрительные и охранительные.
13. Уголовно-исполнительные
правоотношения.
Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного
права общественные отношения, возникающие
по поводу и в процессе исполнения (отбывания)
всех видов уголовных наказаний и применения
иных мер уголовно-правового воздействия.
В структуре уголовно-исполнительных
правоотношений различают следующие элементы.
1. Субъекты правоотношений –
физические и юридические лица
– обладатели определенных субъективных
прав и обязанностей, установленных
нормами уголовно-исполнительного
права. Субъектами уголовно-исполнительных
правоотношений являются учреждения
и органы, исполняющие наказания,
их должностные лица и осужденный.
К участникам (в отличие от
субъектов обладают меньшим объемом
прав и обязанностей) этих правоотношений
относятся органы государственной
власти и местного самоуправления,
судьи, прокуроры, депутаты, представители
общественных объединений, родственники
осужденных и др.
2. Содержание уголовно-исполнительных
правоотношений образуют фактическое
поведение субъектов и совокупность
их субъективных прав и обязанностей.
Эти права и обязанности принадлежат
обоим субъектам. Праву одной
стороны корреспондирует (соответствует)
обязанность другой, и наоборот.
Если один субъект имеет какую-то
обязанность, то другой имеет
встречное обязанности право.
Например, осужденный имеет право
на личную безопасность, которое
в свою очередь порождает обязанность
должностного лица учреждения, исполняющего
наказание в виде ограничения
свободы или лишения свободы,
принять меры по обеспечению
личной безопасности этого осужденного
(ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса
РФ). Права и корреспондирующие
обязанности субъектов образуют
взаимосвязанную систему и определяют
содержание уголовно-исполнительных
правоотношений.
3. Объект уголовно-исполнительных
правоотношений – это то, на
что направлены права и обязанности
субъектов правоотношений, по поводу
чего они вступают в юридические
связи. В качестве объектов
конкретных уголовно-исполнительных
правоотношений могут выступать
отдельные блага (например, свидания
осужденных к лишению свободы,
краткосрочные выезды за пределы
исправительного учреждения и
т.п.).
4. Юридические факты представляют
собой конкретные жизненные обстоятельства
(действия или события), в связи
с которыми возникают, изменяются
или прекращаются уголовно-исполнительные
правоотношения. Действия – обстоятельства,
связанные с волей субъектов
правоотношений (правомерные или
неправомерные поступки осужденного),
события – обстоятельства, не
связанные с волей субъекта (например,
истечение срока наказания, назначенного
судом). Среди юридических фактов
выделяются также правовые состояния
(отбывание уголовного наказания,
нахождение осужденного в браке,
в розыске и др.). Главным юридическим
фактом, порождающим отношения в
сфере исполнения (отбывания) уголовного
наказания, является вступивший
в законную силу обвинительный
приговор суда. Уголовно-исполнительные
отношения прекращаются по отбытию
осужденным назначенного ему
уголовного наказания.
18.Учреждения и органы, исполняющие
наказания
1. Наказание в виде
штрафа исполняется судебными
приставами-исполнителями по месту
жительства (работы) осужденного.
2. Наказание в виде
лишения права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью исполняется уголовно-исполнительной
инспекцией по месту жительства
(работы) осужденного, исправительным
учреждением или дисциплинарной воинской
частью. Требования приговора о лишении
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
исполняются администрацией организации,
в которой работает осужденный, а также
органами, правомочными в соответствии
с законом аннулировать разрешение на
занятие соответствующей деятельностью.
3. Наказание в виде
лишения специального, воинского
или почетного звания, классного
чина и государственных наград
исполняется судом, вынесшим приговор.
Требования приговора о лишении
специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных
наград исполняются должностным
лицом, присвоившим звание, классный
чин или наградившим государственной
наградой, либо соответствующими
органами Российской Федерации.
4. Наказание в виде
обязательных работ исполняется
уголовно-исполнительной инспекцией
по месту жительства осужденного.
5. Наказание в виде
исправительных работ исполняется
уголовно-исполнительной инспекцией.
7. Наказание в виде
ограничения свободы исполняется
уголовно-исполнительной инспекцией
по месту жительства осужденного.
7.1. Наказание в виде
принудительных работ исполняется
исправительным центром.
8. Наказание в виде
ареста исполняется арестным
домом.
9. Наказание в виде
лишения свободы исполняется
колонией-поселением, воспитательной
колонией, лечебным исправительным
учреждением, исправительной колонией
общего, строгого или особого
режима либо тюрьмой, а в
отношении лиц, указанных в
статье 77 настоящего Кодекса, следственным
изолятором.
10. Наказание в виде
пожизненного лишения свободы
исполняется исправительной колонией
особого режима для осужденных,
отбывающих пожизненное лишение
свободы.
11. Наказание в виде
смертной казни исполняется учреждениями
уголовно-исполнительной системы.
12. В отношении военнослужащих
наказания исполняются: содержание
в дисциплинарной воинской части
- специально предназначенными для
этого дисциплинарными воинскими
частями; арест - командованием
гарнизонов на гауптвахтах для
осужденных военнослужащих или
в соответствующих отделениях
гарнизонных гауптвахт; ограничение
по военной службе - командованием
воинских частей, в которых проходят
службу указанные военнослужащие
(далее - командование воинских
частей).
13. Условно осужденные
находятся под контролем уголовно-исполнительных
инспекций, которые также осуществляют
контроль за применением принудительных
мер медицинского характера, назначенных
в соответствии с частью второй.1 статьи
102 Уголовного кодекса Российской Федерации.
За условно осужденными военнослужащими
контроль осуществляется командованием
воинских частей.
14. Учреждения, указанные
в частях четвертой, пятой,
седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой
и десятой настоящей статьи, являются
учреждениями уголовно-исполнительной
системы.
20.правовой статус работников
уголовно-исполнительной системы
Работники уголовно-исполнительной системы
К работникам
уголовно-исполнительной системы относятся
лица, имеющие специальные звания
сотрудников уголовно-исполнительной
системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной
системы), рабочие и служащие учреждений,
исполняющих наказания, объединений
учреждений с особыми условиями
хозяйственной деятельности, федеральных
государственных унитарных предприятий
уголовно-исполнительной системы, федерального
органа уголовно-исполнительной системы
и его территориальных органов,
а также следственных изоляторов,
предприятий, научно-исследовательских,
проектных, лечебных, учебных и иных
учреждений, входящих в уголовно-исполнительную
систему.