Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:40, шпаргалка

Описание

Политика– это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Субъективное право представляет собой вид и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

Работа состоит из  1 файл

17.docx

— 125.20 Кб (Скачать документ)

В срок наказания в виде лишения  свободы засчитывается уже отбытый  в Российской Федерации срок. Исполнение наказания в принимающем государстве  производится в соответствии с законодательством  этого государства. При этом как  Российская Федерация, так и принимающее  государство может улучшить положение  осужденного, например, объявив помилование, амнистию или уменьшив меру наказания. За Российской Федерацией сохраняется  право контроля за исполнением наказания в отношении переданных лиц.

В ч. 2 ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые сформулированы правила действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Это означает, что введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

Для определения условий действия уголовно-исполнительного законодательства во времени необходимо учитывать  начало и окончание его действия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания» на территории страны применяются только официально опубликованные федеральные  законы. Уголовно-исполнительные законы, как и другие федеральные законы, подлежат официальному опубликованию  в течение семи дней после дня  их подписания Президентом РФ. Официальным  опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в  «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Согласно ст. 6 данного Федерального закона федеральные конституционные  законы, федеральные законы, акты палат  Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат  не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а вступил в силу с 1 июля 1997 г., поскольку эта дата была указана  в Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного  кодекса Российской Федерации». Такой  значительный срок был установлен для ознакомления с УИК РФ и для подготовки к его применению. В настоящее время большинство законов, изменяющих УИК РФ, вступают в силу с момента опубликования.

Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым  законом. Так, после введения в действие УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство – это система  законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие  по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных  наказаний и применения иных мер  уголовно-правового воздействия. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и  предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана их прав, свобод и законных интересов; 4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются в нормах, которые соответствующим образом регулируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, придавая им тем самым правовой характер.

12. Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполнительного права.

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права  – исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

НОРМЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

      Регулирование правоотношений  осуществляются нормами права.

      В свою очередь,  регламентирование уголовно-исполнительных  правоотношений производится с  помощью норм уголовно-исполнительного  права.

      Будучи регулятором  общественных отношений,складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия.

      Фактически нормы  уголовно-исполнительного права  регулируют поведение субъектов  уголовно-исполнительных правоотношений.

      Но следует заметить, что их поведение определяется  не только нормами уголовно-исполнительного  права. Так, управление исправительными  учреждениями регулируется нормами  административного права, договорные  отношения – нормами гражданского  права, отношения, складывающиеся  при совершении осужденным нового  преступления, определяются нормами  уголовного и уголовно-процессуального  права.

      Регулирование поведения  субъектов производится путем  установления их прав и обязанностей.

      Нормы уголовно-исполнительного  права, во-первых, устанавливают  ограничение в использовании  общих прав граждан, во-вторых, предусматривают специфические  права и обязанности осужденных.

Регулятивные нормы  устанавливают права и обязанности  субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.

Нормы-правила поведения  уголовно-исполнительного права  в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

13. Уголовно-исполнительные правоотношения.

Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.

1. Субъекты правоотношений –  физические и юридические лица  – обладатели определенных субъективных  прав и обязанностей, установленных  нормами уголовно-исполнительного  права. Субъектами уголовно-исполнительных  правоотношений являются учреждения  и органы, исполняющие наказания,  их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от  субъектов обладают меньшим объемом  прав и обязанностей) этих правоотношений  относятся органы государственной  власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители  общественных объединений, родственники  осужденных и др.

2. Содержание уголовно-исполнительных  правоотношений образуют фактическое  поведение субъектов и совокупность  их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат  обоим субъектам. Праву одной  стороны корреспондирует (соответствует)  обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то  обязанность, то другой имеет  встречное обязанности право.  Например, осужденный имеет право  на личную безопасность, которое  в свою очередь порождает обязанность  должностного лица учреждения, исполняющего  наказание в виде ограничения  свободы или лишения свободы,  принять меры по обеспечению  личной безопасности этого осужденного  (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса  РФ). Права и корреспондирующие  обязанности субъектов образуют  взаимосвязанную систему и определяют  содержание уголовно-исполнительных  правоотношений.

3. Объект уголовно-исполнительных  правоотношений – это то, на  что направлены права и обязанности  субъектов правоотношений, по поводу  чего они вступают в юридические  связи. В качестве объектов  конкретных уголовно-исполнительных  правоотношений могут выступать  отдельные блага (например, свидания  осужденных к лишению свободы,  краткосрочные выезды за пределы  исправительного учреждения и  т.п.).

4. Юридические факты представляют  собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи  с которыми возникают, изменяются  или прекращаются уголовно-исполнительные  правоотношения. Действия – обстоятельства, связанные с волей субъектов  правоотношений (правомерные или  неправомерные поступки осужденного), события – обстоятельства, не  связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного  судом). Среди юридических фактов  выделяются также правовые состояния  (отбывание уголовного наказания,  нахождение осужденного в браке,  в розыске и др.). Главным юридическим  фактом, порождающим отношения в  сфере исполнения (отбывания) уголовного  наказания, является вступивший  в законную силу обвинительный  приговор суда. Уголовно-исполнительные  отношения прекращаются по отбытию  осужденным назначенного ему  уголовного наказания.

18.Учреждения и органы, исполняющие  наказания

1. Наказание в виде  штрафа исполняется судебными  приставами-исполнителями по месту  жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде  лишения права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью исполняется уголовно-исполнительной  инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде  лишения специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград  исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград исполняются должностным  лицом, присвоившим звание, классный  чин или наградившим государственной  наградой, либо соответствующими  органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде  обязательных работ исполняется  уголовно-исполнительной инспекцией  по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде  исправительных работ исполняется  уголовно-исполнительной инспекцией.

7. Наказание в виде  ограничения свободы исполняется  уголовно-исполнительной инспекцией  по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде  принудительных работ исполняется  исправительным центром.

8. Наказание в виде  ареста исполняется арестным  домом.

9. Наказание в виде  лишения свободы исполняется  колонией-поселением, воспитательной  колонией, лечебным исправительным  учреждением, исправительной колонией  общего, строгого или особого  режима либо тюрьмой, а в  отношении лиц, указанных в  статье 77 настоящего Кодекса, следственным  изолятором.

10. Наказание в виде  пожизненного лишения свободы  исполняется исправительной колонией  особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение  свободы.

11. Наказание в виде  смертной казни исполняется учреждениями  уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих  наказания исполняются: содержание  в дисциплинарной воинской части  - специально предназначенными для  этого дисциплинарными воинскими  частями; арест - командованием  гарнизонов на гауптвахтах для  осужденных военнослужащих или  в соответствующих отделениях  гарнизонных гауптвахт; ограничение  по военной службе - командованием  воинских частей, в которых проходят  службу указанные военнослужащие (далее - командование воинских  частей).

13. Условно осужденные  находятся под контролем уголовно-исполнительных  инспекций, которые также осуществляют  контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные  в частях четвертой, пятой,  седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой  и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

 

 

20.правовой статус работников  уголовно-исполнительной системы

Работники уголовно-исполнительной системы

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся  лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений  учреждений с особыми условиями  хозяйственной деятельности, федеральных  государственных унитарных предприятий  уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы  и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"