Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:37, дипломная работа
Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть проблемы возникающие в правоприменительной практике при исполнении и назначении наказания в виде штрафа.
Достижение данной цели планируется путём решения следующих задач:
1. Изучить уголовное, уголовно-исполнительное и иное законодательство, регламентирующее назначение и исполнение штрафа;
2. Изучить историю штрафа как вида уголовного наказания;
3. Проанализировать зарубежный опыт использования штрафа;
4. Выявить основные практические проблемы исполнения и назначения наказания в виде штрафа в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ШТРАФ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
1.1. История штрафа как уголовного наказания в России.
1.2. Штраф как вид наказания в уголовном праве зарубежных стран
1.3. Правовое регулирование штрафа в Российской Федерации: современный период.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ И ИСПОЛНЕНИЕМ ШТРАФА.
2.1. Проблемы, возникающие в связи с назначением штрафа
2.2. Проблемы, возникающие в связи с исполнением штрафа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По Уголовно-процессуальному
кодексу Франции при
В Англии закон обязывает суды в приказе о назначении наказания в виде штрафа определять сразу срок заменяющего наказания на случай, если осужденный уклонится от исполнения судебного приказа. В качестве заменяющего наказания закон указывает тюремное заключение, срок которого не может превышать 12 месяцев.
Шведский УК допускает замену штрафа лишением свободы в случае его неуплаты. В подобных случаях тюремное заключение назначается на срок от 14 дней до трех месяцев. Порядок замены штрафа лишением свободы регламентирован специальным нормативным актом - Законом о взыскании штрафов.
Замена неуплаченного штрафа лишением свободы допускается в Японии (водворение осужденного в работный дом). Срок, на который лицо будет помещено в работный дом в случае неуплаты штрафа, определяется судом в момент назначения наказания. Это позволяет избежать повторного рассмотрения дела виновного.
В последние годы в зарубежных странах получает развитие новая форма определения размера штрафа - штрафо-дни. Достоинства данного способа исчисления штрафа заключаются в том, что количество дневных ставок напрямую связано с тяжестью совершенного виновным лицом преступного деяния, а размер ежедневной ставки (выплаты, взноса) соответствует уровню его имущественных доходов и расходов. Таким образом, достигается определенная индивидуализация уголовного наказания.
Впервые система исчисления штрафа в виде штрафо-дней была установлена в УК Швеции. Общее количество дневных ставок согласно УК Швеции составляет: минимум - 30, максимум - 150 дней. При этом сумма ежедневного взноса колеблется в зависимости от дохода преступника. Вместе с тем Кодекс предусматривает возможность назначения и меньшего размера штрафа, взыскиваемого по системе дневных ставок "при наличии особых оснований".
Подобный способ
исчисления денежного штрафа впоследствии
был воспринят и другими
Во французском
праве существует две разновидности
штрафа: обычный денежный штраф и
штрафо-дни. Наказание в виде штрафо-дней
состоит в обязанности
Денежный штраф назначается в дневных ставках по УК Австрии (минимум две дневные ставки), Испании (минимальный размер штрафа составляет заработок за пять дней, максимальный - за два года), в Польше (наименьшее количество ставок равно 10, максимальное - 360)34.
В указанной
системе назначения денежного штрафа
принято, что размер дневной ставки
определяется с учетом материального
положения лица, его доходов и
возможности получения
Отличие имущественного штрафа от денежного штрафа состоит в том, что первый не определяется системой дневных ставок, а представляет собой выплату государству некоторой денежной суммы, назначаемой судом. При определении размера имущественного штрафа суд исходит в первую очередь из стоимости имущества виновного. Имущественный штраф является дополнительным наказанием по отношению к лишению свободы. Не допускается одновременное назначение наказания в виде имущественного и денежного штрафа.
К положительным чертам штрафа как вида наказания в уголовном праве зарубежных государств следует отнести следующие:
- сокращение назначения лишения свободы и снижение уровня переполнения тюрем;
- отсутствие
необходимости специальной
- доходность для государственного бюджета;
- назначение штрафа с
учетом личности подсудимого,
обстоятельств совершенного
- стимулирование правомерного
поведения осужденного по
Некоторые ученые отмечают в качестве негативной стороны законодательства зарубежных стран возможность замены штрафа в случае его неисполнения на наказания, связанные с лишением свободы. Данный подход мотивируется тем, что в случае такой замены фактически лицо может быть подвергнуто лишению свободы за малозначительные деяния даже в том случае, если санкция статьи вообще не предусматривает лишение свободы. Кроме этого, лишение свободы как наиболее суровая мера наказания и штраф несовместимы по существу, и в случае замены создается привилегия состоятельным гражданам35.
Подобные рассуждения, несомненно, обоснованы, но на практике невозможность замены неуплаченного штрафа лишением свободы во многих случаях может привести к возможности уклонения от исполнения наказания за совершенное преступление. Состоятельные граждане, уплатив штрафные санкции, назначенные приговором, тем самым понесут уголовную ответственность, установленную законом. В то же время малоимущие граждане, совершившие аналогичное преступление, могут реально избежать фактического наказания. В этом случае нет иного выхода, как замена штрафных санкций на другой вид уголовного наказания, в том числе и на лишение свободы.
Поддерживая точку зрения о невозможности замены штрафных санкций иными видами уголовной ответственности, ученые тем самым дают более широкий простор деятельности для преступников из малоимущих слоев населения, которые и так совершают основную массу преступлений.
Система замены неуплаченного штрафа на наказания, связанные с лишением свободы, успешно функционирует в развитых европейских странах и направлена в первую очередь на повышение эффективности действия данного вида уголовного наказания.
Итак, следует отметить, что использование не одной, а нескольких систем исчисления штрафа позволяет наиболее дифференцированно подходить к вопросам определения размера наказания с учетом тяжести совершенного деяния, материального положения виновного и иных обстоятельств. Такая система позволяет максимально индивидуализировать наказание исходя из санкции совершенного преступления.
1.3. Правовое регулирование штрафа в Российской Федерации: современный период
В соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 46 УК РФ) по ряду составов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа (основное или дополнительное наказание). После вступления приговора суда в законную силу суд направляет в службу судебных приставов: копию приговора; исполнительный лист, выписываемый на основании приговора, и распоряжение об исполнении приговора. Указанные документы передаются судебному приставу уже в день их поступления в службу судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель в течение трех дней должен вынести постановление о возбуждении или об отказе в возбуждении исполнительного производства. Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства обязательно утверждается старшим судебным приставом и направляется в суд в день его вынесения. Принудительное исполнение должно быть произведено в течение шестидесяти календарных дней со дня вступления приговора в законную силу, а не в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства по общим правилам. В практике часто бывают случаи, когда ввиду отсутствия ответственности самих судей и работников суда распоряжение об исполнении приговора выписывается спустя длительное время после вступления приговора суда в законную силу. А, следовательно, указанные документы поступают в службу судебных приставов с большой задержкой, и у судебного пристава-исполнителя остается меньше времени для исполнения судебных актов. При таких обстоятельствах в законе следовало предусмотреть срок, в течение которого документы должны быть направлены из суда в службу судебных приставов. Однако законодатель пошел по иному пути, предоставив судебному приставу-исполнителю сокращенный срок для исполнения в 15 дней. В ч. 4 статьи 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве" сказано, что в случае, если исполнительное производство возбуждается через 45 календарных дней и более после вступления приговора суда в законную силу, штраф должен быть взыскан в течение 15 дней.
Однако принцип добровольности исполнения присутствует и при взыскании штрафа. Само требование об уплате штрафа должно быть добровольно исполнено в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Но если к моменту получения уведомления должником прошло уже более 25 дней, последний должен уплатить штраф в течение пяти дней.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель должен обязательно уведомить должника о том, что неуплата штрафа добровольно будет рассматриваться как злостное уклонение от наказания и может повлечь замену другим, более суровым видом наказания. Такое постановление вручается лично должнику, а не высылается по почте, как предусматривает обычный порядок.
После уплаты штрафа по заявлению самого должника или по требованию суда судебный пристав-исполнитель дает заключение об исполнении наказания.
В случае если должником в установленный срок не будет уплачен штраф, назначенный в виде основного наказания, по истечении десяти дней после установленного срока судебный пристав-исполнитель направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене наказания другим и приостанавливает исполнительное производство. Если суд отказывает в замене штрафа другим видом наказания, судебный пристав-исполнитель возобновляет исполнительное производство и приступает к принудительному взысканию. Одновременно с этим с должника дополнительно взыскивается исполнительный сбор.
При отмене приговора исполнительное производство по взысканию штрафа прекращается, а должнику возвращаются все суммы, взысканные с него в процессе исполнения.
Законом предусмотрены случаи, когда исполнительное производство по взысканию штрафа оканчивается:
1) выплата штрафа в полном объеме;
2) замена штрафа другим
видом наказания или отмена
в порядке амнистии или
3) передача исполнительного
документа в другое
4) смерть должника или
объявление его умершим (
Наказание в
виде штрафа, помимо уголовного законодательства,
также предусматривается и
По Уголовному кодексу Российской Федерации штраф может быть назначен в размере от 5000 до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Анализ уголовно-правовых норм показывает, что действующий закон установил несколько способов исчисления штрафа:
В последних трёх случаях размер штрафа, таким образом, может превышать один миллион рублей (или пятьдесят тысяч рублей для несовершеннолетних).
Между тем в санкциях отдельных статей Особенной части УК РФ предусмотрена возможность назначения штрафа в размере 500 тыс. рублей за совершение преступления небольшой или средней тяжести. Это закреплено как минимум в 24 санкциях статей Особенной части УК (ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 174.1, ч. 2 ст. 185, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 191, ч. 2 ст. 194 и т.д.).
При этом обнаруживается коллизия между предписаниями Общей и Особенной частей УК, суть которой в том, что за преступления небольшой и средней тяжести законодателем устанавливается возможность назначения судом штрафа в размере 500 тыс. рублей, который по общему правилу может быть назначен за совершение только тяжких и особо тяжких преступлений. Такое положение прямо противоречит принципу справедливости, который гласит, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Следует отметить тот факт, что для устранения указанной коллизии следует внести изменения в ч. 2 ст. 46 УК, где во втором предложении слова «от пятисот тысяч рублей» целесообразно заменить словами «свыше пятисот тысяч рублей».
Информация о работе Штраф в уголовном праве Российской Федерации