Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа
Объектом выпускной квалификационной работы являются правоотношения, которые регулируются нормами уголовного и административного права и охраняются мерами уголовной и административной ответственности.
Предметом выпускной квалификационной работы являются структура и содержание уголовной и административной ответственности несовершеннолетних. Сущность и особенности правового регулирования данной сферы. Проблемы обеспечения законности прав различных субъектов и пути их совершенствования.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Уголовная ответственность несовершеннолетних в рамках уголовного законодательства…………………………………..…………………………….5
1.1. История развития уголовного законодательства ответственности несовершеннолетних………………………………..……………………….….5
1.2. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних………………………………………………………..…..7
1.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности……10
1.4 Особенности наказаний несовершеннолетних…………………………….12
2. Административные правонарушения. Административная ответственность……………………………………………………………...…16
2.1. Понятие и основные признаки административных правонарушений…………………………………………………..…………….16
2.2. Понятие и основные признаки административной ответственности………………………………………………………………... 19
2.3.Административная ответственность несовершеннолетних………………21
2.4 Организация профилактической работы в образовательном учреждении…………………………………..…………………………………26
3. Обучение праву в рамках проекта «Правовое образование в школе» ……………………………………………………………..……..……………..29
3.1. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленное на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних ….…..38
Заключение и выводы ..………………………………..…………..................... 42
Список использованных источников……………………
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., Юристъ, 2003.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. – М., Юристъ, 2002.
4. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.
II. Специальная литература.
1. Денисов Ю.А. “Общая теория правонарушения и ответственности” - Л., 1983.
2. Евтеев М.П., Кирин В.А. “Законодательство об ответственности несовершеннолетних” - М., 1970.
3. Кудрявцев В.Н. “Закон, поведение, ответственность” - М., 1986.
4. Никитин А.Ф. “Ответственность несовершеннолетних” - М., 1980.
5. Орлов В.С. “Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних” - М., 1975.
6. Примаченок А.А. “Ответственность взрослых за правонарушения несовершеннолетних” - Минск, 1996.
7. Программы по курсу права для общеобразовательной школы в 5-11 кл., НО "Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания", 2002 г.
8. Оценивание достижений учащихся в области правового образования, НО "Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания", 2002 г.
9.Теория государства и права, Москва, Юристъ, 2004 г.
10.Основы государства и права, учебник, А.Ф. Никитин, Москва, Дрофа, 2001 г.
11.Методическое пособие по курсу основы правовых знаний, Москва, Вита, 1999 г.
12. Основы государства и права для преподавателей, Волгоград, Учитель, 2007;
13. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний», Москва, Вита-Пресс, 1999 г
Приложение 1
Тема урока: Административное право
Тип урока: обобщающий урок – практикум.
Форма урока: работа учащихся в группах.
Цели урока:
1. Образовательные:
- отработать знания учащихся об административном правонарушении и взыскании;
- знать их виды;
- знать порядок обращения с жалобами в органы государственного управления;
2. Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки работы в группе;
- осуществлять правовое воспитание;
- приучать учащихся к правовой культуре;
- воспитывать уважительное отношение к закону;
3. Формирование умений и навыков:
- квалифицировать деяние;
- сравнивать административный проступок с преступлением;
- определять виды ответственности; писать жалобу в органы государственного управления.
Основные понятия: правонарушение, административный проступок, преступление, административное взыскание, КОАП.
Ресурсы: учебник "Основы правовых знаний", "Практикум по курсу", в котором содержаться основные статьи КОАП и УК, карточки – задания, использование информационных технологий.
Ход урока:
1. Фронтальная беседа
- Что такое правонарушение? Назовите его виды.
Правонарушение |
Проступок |
| Преступление |
- Дайте определение.
2. Работа в группах. Учащиеся разделены на 4 группы.
1-е задание:
Заполните сравнительную таблицу "Преступление и проступок". Ученикам раздается таблица:
Вопросы для сравнения | Преступления | Административные проступки |
1. Степень общественной опасности |
|
|
2. Законы, запрещающие данные правонарушения |
|
|
3. Органы, выносящие решения о наказании |
|
|
4. Самый распространенный вид наказания |
|
|
5. Кто может быть наказан, с какого возраста |
|
|
Учащиеся заполняют карточки. Проверка задания учитель на доске открывает таблицу с ответами.
Вопросы для сравнения | Преступления | Административные проступки |
1. Степень общественной опасности | Очень опасные | Менее опасные |
2. Законы, запрещающие данные правонарушения | Только УК | КОАП и законы субъектов Федерации |
3. Органы, выносящие решения о наказании | Только суд | Суд, КДН и другие 60 различных органов и должностных лиц |
4. Самый распространенный вид наказания | Лишение свободы | Штраф |
5. Кто может быть наказан, с какого возраста | Только граждане (физические лица). С 14 лет – за некоторые преступления; с 16 лет – за все преступления | Могут быть наказаны как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). Граждане несут ответственность только с 16 лет. |
2 – е задание:
а) в КоАПе предусмотрена ответственность более чем за 150 правонарушений. Какие из них подростки совершают чаще всего?
б) Проверка задания: учащиеся зачитываю ответы.
в) Работа с таблицей на экран проецируется таблица:
Статья | Вид нарушения | Ответственность | Кто налагает взыскание |
44 | Незаконное приобретение и хранение наркотиков в небольших размерах без цели сбыта (если человек наркотики хранил, но добровольно их сдал, ответственность не наступает) | - Штраф; - исправительные работы от 1 до 2 месяцев; - Арест | Комиссия по делам несовершеннолетних (далее КДН) |
49 | Мелкое хищение (на сумму не выше минимального размера оплаты труда) | - Штраф; - Исправительные работы от 1 до 2 мес.; - С транспортного средства, повлекшее их разукомплектование – штраф в размере от 3 до 8-кратной стоимости похищенного; | Народные суды, однако суды могут передать такие дела в КДН |
102 | Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье | Штраф | КДН |
104 ч. 2 ст. 112 | Выбрасывание мусора из окна вагона поезда и курение в поезде и метрополитене | Штраф | КДН |
Ч. 1 ст. 104 | Повреждение пассажирских вагонов, автобусов, трамваев | Штраф в размере от 3 до 10 МРОТ | КДН |
142 | Нарушение правил пользования жилыми помещениями, их порча, использование помещений не по назначению, | - Предупреждение; - Штраф | КДН |
145 | Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах | - Предупреждение; - Штраф | КДН |
150 | Торговля с рук в неустановленных местах | Штраф с конфискацией предметов торговли | КДН |
158 | Мелкое хулиганство (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам) | - Штраф; - Исправработы от 1 до 2 мес; - Арест (в исключительных случаях) | Суд, однако суд может передать дело в КДН |
161, 162 | Распитие спиртных напитков на производстве, на улицах, стадионах, скверах, в общественном транспорте и других общественных местах | Штраф (платят родители, если подростку не исполнилось 16 лет). Но если человек 2 раза в течение года уже привлекался к ответственности по ст. 162, его ждут исправ – работы либо арест) | КДН |
Ч. 1 ст. 164 | Азартные игры | - Предупреждение; - Штраф с конфискацией игральных принадлежностей, а также вещей и денег, которые были ставкой в игре | КДН |
Ч. 2 ст. 164 | Занятие проституцией | Штраф | КДН |
164 | Совершение подростком правонарушений | Штраф с родителей в размере 1/3 минимального заработка | КДН |
178 | Проживание без паспорта или прописки | -Предупреждение; - Штраф 1/10 минимальной заработной платы | КДН |
Проводится анализ ответов учащихся.
3 – е задание:
Работа с ситуациями (ученикам раздаются карточки по 1 на группу). Учитель дает задание: проанализируйте ситуацию по вопросам:
- квалифицировать вид правонарушения;
- найти в практикуме соответствующие статьи КоАП или УК;
- определить вид наказания;
- от чего зависит принятие решения?
Образцы карточек:
Ситуация 1: "Инспектор ГИБДД засек скорость движения мотоцикла в городе на отметке 82 км/ч (в населенных пунктах скорость ограничена 60 км/ч). Инспектор собирался остановить нарушителя, но в это время на пешеходный переход выехал велосипедист. Мотоциклист не справился с управлением и врезался в велосипед. Велосипедист получил ушиб головы, ссадины и, возможно, сотрясение мозга. См. ст. 12.9 и 12.24 КоАП, 264 УК".
Ответ: Какое дело будет возбуждено в этом случае – зависит от тяжести вреда велосипедисту, а также желания велосипедиста и сотрудника ГИБДД. Скорее всего, сначала возбудят административное дело по двум ст. 12.9 и 12.24 КоАП, так как совершено два правонарушения одновременно: превышение скорости и причинение легкого вреда здоровью человека. Если окажется, что велосипедист отделался только ушибом (без сотрясения мозга, т. е. легким телесным повреждением), то это дело так и останется административным. Возможное наказание, которое приводится в качестве лишь примера, что более или менее соответствует сложившейся практике – 5 мес. Лишения прав. Но и любое другое наказание, выбранное детьми, также не будет ошибочным. Указанное наказание (как и все другие наказания, указанные в ответах детей) учитель может сообщить как возможно приближенное к практике. Если же велосипедист получил телесные повреждения средней тяжести или тяжкие, например, сотрясение мозга с осложнениями, что привело к продолжительной потере трудоспособности, то здесь есть основания для возбуждения уголовного дела. Однако, дело может и не быть возбуждено, если велосипедист не сообщит об этом в ГИБДД или милицию и не будет настаивать на этом (в случае примирения с мотоциклистом и если мотоциклист возместит причиненный ущерб). Сотрудник ГИБДД имеет основания для написания рапорта о возбуждении уголовного дела, если он получит сведения о тяжести нанесенного вреда. Тогда вне зависимости от желания велосипедиста уголовное дело может быть возбуждено по ст. 264 УК.
Ситуация 2: " Участковый милиционер остановил пьяного гражданина. Этот гражданин приставал к прохожим, ругался, угрожал избить, если ему не дадут закурить, порвал рукав пальто у прохожего. См. ст. 20.1 КОАП, а также ст. 213 УК.
Информация о работе Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних в системе права