Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа
В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.
Получение взятки, как
уже ранее отмечалось, по особенности
конструкции объективной
При злоупотреблении должностными полномочиями, речь идет о совершении определенных, конкретных действий (бездействий). Должностное лицо, используя свои служебные полномочия, совершает такого рода деяния (действия, бездействия), характер и содержание которых, на момент фактической реализации рассматриваемого преступления, достаточно четко определены в сознании виновного.
Однако наиболее
существенным, на наш взгляд, различием,
относящимся к признакам
Норма об ответственности
за злоупотребление должностными полномочиями,
в отличие от состава получение
взятки, исключает уголовную
Подобная точка
зрения не является абсолютной. Так, например,
по мнению М.А. Семко, если должностное
лицо получает незаконную выгоду имущественного
характера за оказание им воздействия
на других должностных лиц своим
служебным авторитетом или
Следовательно, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении, должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых, должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми ставится ему в вину»57.
Состав
Смежным
по отношению к составу
Исследуя состав преступления, предусмотренный ст. 286 УК РФ, можно констатировать, что он, во многом, сходен со ст. 285 УК РФ. Признаки объективной и субъективной сторон аналогичны, за некоторым исключением. Их содержание, обуславливает особенности, в разграничении между рассматриваемым составом преступления и получением взятки.
К
ним, прежде всего, необходимо отнести,
характер действий должностного лица.
В данном случае имеет место совершение
действий явно выходящих за пределы
его должностных полномочий. «Для
установления факта выхода лица ... за
пределы его служебной
Хотя объективная сторона получения взятки, в качестве обязательного признака не предусматривает собственно сами действия должностного лица, установление характера этих действий, является необходимой предпосылкой правильной квалификации совершенного деяния. Наряду со сказанным, необходимо отметить, что грамматическое толкование ч. 1 ст. 286 УК позволяет сделать вывод относительного того, что деяние может быть выражено только в форме действия. Это суждение подтверждается мнениями большинства теоретиков уголовного права61. В то время как получение взятки может быть совершено путем действия, так и бездействия.
Так,
А.В. Галахова, придерживаясь мнения
большинства ученых правоведов пишущих
о должностных преступлениях, отмечает:
«... если для превышения власти характерен
явный выход должностного лица за
пределы предоставленных ему
полномочий, то при злоупотреблении
властью или служебным
Вышесказанное, позволяет сделать вывод о том, что за взятку не возможно превысить должностные полномочия. В этой связи, заслуживает внимания, следующее уголовное дело.
М., работая в должности начальника почтового вагона, получил деньги в размере 1 млн. 500 тыс. руб. от частного предпринимателя Г., за незаконную перевозку груза, в виде овощей, общей массой 3 тонны, что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, выразившихся в не получении денежных средств в сумме 7 млн. 386 тыс., в качестве платежей за перевозку данного груза63.
Действия
виновного, судом были квалифицированы,
как злоупотребление
Таким образом, М., совершил действия, которые не входили в его служебные полномочия, тем самым, превысив свои должностные полномочия. В этой части, действия виновного следовало бы квалифицировать по ст. 286 УК. А поскольку, как нами ранее было установлено, действия явно выходящие за пределы должностных полномочий, не могут быть совершены за взятку. То и состав получения взятки, предусмотренный ст. 290 УК, при таких обстоятельствах не может иметь место, указанное поведение, очевидно, не вписывается в правоотношения составляющие существо рассматриваемого преступления.
Конструктивно
исследуя состав преступления, предусмотренный
ст. 204 УК в части, касающейся рассмотрения
вопроса о привлечении к
Первое основное отличие, обусловившее место расположения указанных норм, заключается в содержании объектов уголовно-правовой охраны рассматриваемых преступлений. Сравнение будет более наглядным, если в его основу положить анализ видового и непосредственного объектов.
Принято считать, что видовым объектом должностных преступлений является система общественных отношений, обеспечивающих создание и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, отвечающих требованиям ответственности, профессионализма, честности и компетентности. Эти отношения возникают как внутри государственного аппарата, так и между указанными органами и учреждениями и другими субъектами.
Видовым объектом преступлений главы 23 УК являются общественные отношения, обеспечивающие правильную деятельность коммерческих и иных организаций, как равноправных субъектов гражданско-правовых и других отношений. Видовыми признаками объекта коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам реализацию прав и обязанностей лица, уполномоченного на то коммерческой или иной организацией.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК, являются общественные отношения (имеющие конкретное выражение, в каждом отдельно взятом случае), обеспечивающие нормальную деятельность государственной власти и соблюдение интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, неподкупность власти и ее авторитет среди граждан. Что касается определения непосредственного объекта коммерческого подкупа, то под ним, так, например, Максимов СВ., понимает следующее: «общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное (т.е. не основанное исключительно на личных интересах и предпочтениях) управление деятельность коммерческой организации»64.
С.Д.
Макаров, в свою очередь, по существу
сказанного отмечает: «непосредственным
объектом коммерческого подкупа
следует считать
Второе отличие связано с объективной стороной. В этой связи, на наш взгляд, дискуссионным является вопрос о содержании объективной стороны рассматриваемых преступлений. Так, например, по мнению С.Д. Макарова в ч.ч. 3 и 4 ст. 204 УК речь идет только о получении предмета подкупа, т.е. когда предмет подкупа получают до совершения соответствующих служебных действий. Взятка же может быть получена не только до, но и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом. Необходимо отметить, что диспозиция ч. 3 и соответственно ч. 4 ст. 204 УК, в контексте вышесказанного, имеет аналогичное содержание, что и в ст. 290 УК. Часть 3 ст. 204 УК имеет следующее содержание: «Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением». Дословно цитируя текст статьи, в части, в которой идет речь о получении материальных ценностей «...за совершение действий (бездействия) в интересах дающего...», можно сделать вывод о том, что материальные ценности лицом, выполняющим управленческие функции, могут быть получены как до, так и после совершения виновным действий по службе. Словосочетание из приведенной цитаты, «за совершение действий (бездействия)», по своему смыслу, не имеет ограничительного содержания, указывающего на возможность получения материальных ценностей лишь только до совершения каких-либо действий по службе. В связи с чем, данная точка зрения, представляется более предпочтительной.
Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки