Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа
В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.
Основываясь
на вышесказанном необходимо заключить,
что определение незаконных действий,
данное высшей судебной
инстанцией, в ранее рассмотренном
постановлении пленума, является некорректным.
В содержании приведенного определения,
имеют место
В
этой связи, с целью устранения выявленных
неточностей в трактовке
Взяткополучатель,
совершивший в интересах
В качестве примера ответственности по совокупности преступлений служит дело Букасова С.В.44 Являясь младшим инспектором отдела безопасности ФБУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области, т.е. должностным лицом, Букасов С.В. получил взятку, а так же совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства и был осужден по ч.2 ст. 290 УК РФ и по ч.1 ст. 286 УК РФ.
При
применении части 3 статьи 290 УК РФ, судами
часто допускается
Примером служит дело гр. Л. Являясь доцентом кафедры государственного технического университета, как преподаватель согласно трудовому договору был наделен правом приема экзаменов у студентов. Несдача студентом зачета или экзамена влекла определенные правовые последствия: он не допускался к следующей сессии, не переводился на следующий курс и мог быть отчислен из вуза. Выполнение студентами учебных планов учитывалось официальными документами – экзаменационными ведомостями, листами и зачетными книжками, на основании которых принимались решения о переводе студентов на следующий курс, а в итоге – о допуске к дипломной работе. В нарушение своих должностных обязанностей Л. за взятки ставил зачеты и оценки за курсовые проекты и за экзамены без самой процедуры их приема. Он осужден по п. «б» ч. 4 ст. 290 УК РФ и ст. 292 УК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор суда оставила без изменения. Президиум Верховного Суда РФ удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ, в котором ставился вопрос об исключении из судебных решений указания об осуждении Л. по ст. 292 УК РФ, по следующим основаниям. По смыслу закона получение взятки – преступление, совершаемое из корыстных побуждений, когда должностное лицо сознает, что материальные ценности ему переданы как взятка за совершение определенных действий, входящих в его служебные полномочия, в интересах взяткодателя. Статья 292 УК РФ подлежит исключению из приговора, поскольку совершенные осужденным действия, связанные с внесением в экзаменационные листы и зачетные книжки студентов ложных сведений – «удовлетворительных» оценок за экзамены и защиту курсовых проектов, без фактической аттестации и принятия курсовых проектов, составляют объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, и дополнительной квалификации не требуют. 45
Преступление
Следующий - квалифицирующий признак - «деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления» (ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Субъектом
данного вида преступления, является
должностное лицо, занимающее государственную
должность РФ, государственную должность
субъекта РФ, а равно главы органа
местного самоуправления. Специальные
признаки, которые присущи в
Согласно статье 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в частности своду перечней государственных должностей Российской Федерации лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, являются, Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, секретарь Совета безопасности, председатель Центрального банка РФ и другие.
Лицами,
занимающими государственные
Что
касается глав органов местного самоуправления,
то ими являются должностные лица,
возглавляющие местное
Согласно статье 10 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в частности своду перечней государственных должностей Российской Федерации лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, являются, Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, секретарь Совета безопасности, председатель Центрального банка РФ и другие.
Лицами,
занимающими государственные
Что
касается глав органов местного самоуправления,
то ими являются должностные лица,
возглавляющие местное
Преступление,
предусмотренное ч. 4 ст. 290 УК РФ наказываются
штрафом в размере от шестидесятикратной
до восьмидесятикратной суммы
Следующая группа квалифицирующих признаков объединена законодателем в ч. 5 ст. 290 УК РФ. Это «деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере».
Рассмотрим их более подробно.
Первым признаком является - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. (п. «а» ч.5 ст.290УК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Эта разновидность соучастия предполагает наличие, по меньшей мере 2 - х соисполнителей преступления. В свою очередь, чтобы взятка была признана полученной по предварительному сговору группой лиц, необходимо участие в преступлении двух и более должностных лица, договорившихся использовать служебное положение для совершения, данного преступления. И не имеет значения, какую сумму получил каждый из должностных лиц.46
Например,
этот квалифицирующий признак
Рассматриваемый
признак касается только взяткополучателей.
Поэтому для квалификации содеянного
как получения взятки группой
лиц по предварительному сговору
не требуется устанавливать
Если
же помимо субъекта, непосредственно
получившего взятку, имеются еще
и лица, выступающие в качестве
организаторов, подстрекателей или
пособников преступления, данный квалифицирующий
признак отсутствует. При этом действия
указанных соучастников (кроме исполнителя)
подлежат квалификации с обязательной
ссылкой на ст. 33 «Виды соучастников
преступления» УК РФ. Что касается
организованной группы, то эта разновидность
соучастия характеризуется
Верховный
Суд РФ разъясняет, что в организованную
группу могут входить лица, не являющиеся
должностными, так же говорится, что
указанные лица при наличии к
тому оснований несут
Изложенная позиция подверглась критике со стороны Б.В. Волженкина, по мнению которого при такой квалификации будет утрачено то обстоятельство, что это члены организованной группы, совершающие преступление в ее составе. 49 Действительно, теория уголовного права исходит из того, что все члены организованной группы, независимо от факта выполнения каждым из них объективной стороны деяния, признаются исполнителями преступления, совершенного организованной группой, в связи, с чем при квалификации нет необходимости ссылаться на ст. 33 УК РФ. Этой позиции придерживается и Пленум Верховного Суда РФ, однако, лишь применительно к преступлениям с общим субъектом. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» прямо указывается, что «при признании убийства совершенным организованной группой действия всех участников независимо от их роли в преступлении следует квалифицировать как соисполнительство без ссылки на ст. 33 УК РФ».
Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки