Уголовная ответственность за получение взятки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа

Описание

В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 165.42 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, согласно позиции Пленума, взятка должна измеряться в денежном эквиваленте. По нашему мнению подобная позиция Верховного суда РФ должна быть пересмотрена. И социологами, и  правоведами признано, что в России существует проституция, суть которой  составляют платные сексуальные  услуги. Поэтому если должностному лицу предоставляют мужчину или  женщину, чьи услуги оплачены, о чем  субъект осведомлен, то принятие такой  услуги, без сомнения, должно квалифицироваться  по ст. 290 УК РФ. Аналогично должен решаться вопрос и в случае, если лицо, постоянно  занимающееся проституцией, вступает в половой контакт с должностным  лицом безвозмездно, пытаясь добиться от него нужных действий по службе.

     Часть вторая Гражданского кодекс РФ (далее  по тексту ГК) гласит (статья 575):

     «Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Данную норму можно истолковать как некую легализацию взяток. Ст. 575 ГК устанавливает, что обычный подарок служащему в связи с исполнением служебных обязанностей исключает квалификацию этого действия как преступного.

     Дарение является безвозмездным договором, а ст. 572 ГК предусматривает, что договором  дарения не признается, если осуществляется встречная передача вещи или права. А взятка предполагает обязательное встречное предоставление.

     Однако  ГК РФ предусматривает такие подарки, полученные должностными лицами, которые  могут и не носить совершения конкретных действий (бездействий). Например, представительские  подарки. В связи с юбилеем  коллектив организации может  сделать подарок руководителю учреждения. Представительские подарки (хотя они  и связаны с должностным положением) не следует рассматривать в качестве взяток в связи с тем, что они  делаются не за совершение действий (бездействия) по службе и не за общее покровительство  или попустительство.

     Вышеуказанная норма ГК РФ лишь ограничила стоимость  подобных подарков до трех тысяч рублей, и только в случае получения подарка  государственным или муниципальным  служащим.

     Следовательно, не исключается ответственность  за взяточничество даже при незначительном размере взятки. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ.

     Итак, только незаконное вознаграждение может  быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:

     1) действует в виде вознаграждения  за совершенное действие (бездействие)  должностному лицу, связанное с  его служебным положением;

     2) должна побудить к совершению  такого действия должностное  лицо. 

     С объективной стороны рассматриваемое  преступление выражается в получении  должностным лицом или через  посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, и оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство по службе22.

     Посредником может быть, с ведома взяткополучателя, как член семьи, так и близкий  друг, а сами денежные средства могут  быть зачислены непосредственно  на счет самого взяткополучателя23.

     Рассмотрим  первый признак объективной стороны  – действие (бездействие) должностного лица.

     Толкование  закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных  с использованием служебного положения, за которые дается взятка:

     1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные  полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);

     2) правомерные действия (бездействие), которые не входят в служебные  полномочия должностного лица, если  оно в силу должностного положения  может способствовать таким действиям  (бездействию) (ч. 1 ст. 290 УК РФ). В данном случае должностное лицо может оказать воздействие на другое должностное лицо своим служебным авторитетом или связями. Причем это воздействие может оказываться как на должностное лицо, находящееся в определенной зависимости (например, начальник налоговой службы и проверяемое им лицо), так и на лицо с равным правовым статусом (например, два следователя прокуратуры). В последнем случае используется вовсе не служебное положение, а всего лишь личные связи должностного лица, которые установились при исполнении служебных функций. Поэтому и получение платы за подобное воздействие нельзя квалифицировать как взятку. При наличии других признаков оно может быть расценено как злоупотребление должностными полномочиями. 24

     Такая трактовка оправдывается при  наличии между должностным лицом - взяткополучателем и другим лицом, от которого зависит решение вопроса  в пользу взяткодателя, отношений  обусловленных именно служебным  положением взяткополучателя;

     3) неправомерные действия (бездействия), которые должностное лицо совершает,  используя свое должностное положение (ч. 3 ст. 290 УК РФ). Примером незаконного деяния которые должностное лицо совершает, используя свое должностное положение может послужить приговор Новосибирского областного суда в отношении граждан «М» и «К» обвиняемых в преступлении предусмотренного п.п. «а,в,г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. Так граждане «М» и «К» получили взятку в размере 5000 долларов США за бездействие, выразившееся в невыполнении обязанностей, которые входили в круг и полномочий. Так «М» и «К» будучи должностными лицами регионального отделения «Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России по Сибирскому Федеральному округу» осуществляли проверку по соблюдению законодательства о рынке ценных бумаг на ЗАО «Завод пластмассовых изделий». В ходе проверки ими были выявлены ряд нарушений законодательства. По окончанию проверки, должен быть составлен акт с указанием выявленных нарушений. Граждане «М» и «К» предложили должностному лицу проверяемого предприятия за взятку в размере 5000 долларов США составить акт проверки, в котором они укажут не все выявленные ими нарушения, а только те, которые не приведут к негативным последствиям;25

     4) общее покровительство или попустительство  по службе (ч. 1 ст. 290 УК РФ). Составом данного преступления будет считаться покровительство (то есть протекционизм) облеченное в конкретное преступление. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, Действия, связанные с внеочередным необоснованным повышением в должности, с незаслуженным поощрением, не вызванные необходимостью.26

     А попустительство выражается в конкретном виде. Непринятие должностным лицом  мер за упущения или нарушения  в служебной деятельности взяткодателя и не реагирование на его неправомерные  действия является попустительством по службе.

     Пленум  Верховного суда РФ исходит из необходимости  наличия отношений между взяткодателем  и должностным лицом при общем  покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что о службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма  поведения должностного лица, может  иметь место не только в сфере  контроля за работой подчиненных. Оно  оказывается и иным лицам, не находящимся  на служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен  распорядительными полномочиями.  В судебной практике встречаются  дела, по которым общее покровительство  обосновано констатировалось вне сферы  служебной подчиненности.27

     Между понятиями получения взятки за общее  попустительство по службе и получения  взятки за незаконное бездействие бывает трудно уловить грань.

     По  мнению А.П. Рыжакова во всех случаях  такого рода до окончательной квалификации действий обвиняемого стоит руководствоваться  принципом презумпции невиновности. Сомнения в виновности следует толковать  в пользу обвиняемого. Доказанным следует  признавать совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ (получение  должностным лицом лично или  через посредника взятки за общее  попустительство по службе) в случае когда действия обвиняемого расцениваются  и как попустительство по службе и как незаконное бездействие.

     Получение взятки может выразиться как в  действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:

     1) принятие взятки должностным  лицом как волеизъявление;

     2) принятие взятки как получение  имущественного блага.

     Принятие  взятки должностным лицом как  волеизъявление является основным содержанием  объективной стороны взяточничества. Указанная часть объективной  стороны может быть выполнена  только лично должностным лицом -получение взятки. Получение взятки является активным или пассивным  изъявлением согласия на получение  благодарности за совершенное действие или бездействие, или в качестве подкупа за такое действие или  бездействие, которое еще не совершено. 28

     В силу ч. 2 ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление»  УК РФ, уголовная ответственность  наступает лишь за приготовление  к тяжким и особо тяжким преступлениям. К указанным категориям в соответствии с положениями ч.ч.4 и 5 ст.15 «Категории преступлений» УК РФ относятся деяния, предусмотренные ч.ч. 2, 3, 4, 5 и 6 ст. 290 УК РФ. В то же время, деяния, предусмотренные ч.1 ст.290 УК РФ, являются преступлениями средней тяжести, что исключает возможность уголовной ответственности за приготовление.

     В литературе отмечается, что одно лишь предложение и даже требование дать взятку не может расцениваться как  стадия этого преступления и повлечь  уголовную ответственность. Такой  вывод обосновывается тем, что в  указанной ситуации отсутствует  реальное посягательство на общественные отношения и интересы, охраняемые уголовно - правовыми нормами о  взяточничестве.29 Пленум Верховного суда РФ занял такую же позицию, указав, что «не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество, либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало».30

     Принятие  взятки как получение имущественного блага может выразиться:

     1) в завладении предметом взяточничества  в виде денег, ценных бумаг,  вещей;

     2) в приобретении имущественного  права, например, на недвижимость  или на именную ценную бумагу;

     3) в фактическом пользовании предоставленными  услугами и иными имущественными  выгодами, например, выполнение работ  в пользу взяткополучателя, неистребование  кредитором долга при наступлении  срока платежа;

     4) в приобретении (оформлении) права,  предоставляющего имущественную  выгоду (например, беспроцентного кредита)  или освобождении от обязанностей (например, прощение долга).

     Для того чтобы считать объективную  сторону получения взятки выполненной  требуется исполнение обоих элементов, это принятие взятки - волеизъявления, и принятие взятки - получение имущественного блага. При не получении имущественного блага преступление будет считаться  неоконченным. При отсутствии первого  элемента уголовная ответственность  вовсе исключается. Например, должностное  лицо не в состоянии погасить долг в указанные сроки, а кредитор в знак благодарности за уже совершенные  действия в пользу него по службе прощает  долг. Не будет считаться получением взятки, если должностное лицо не соглашается  с прощением долга. Даже если служебные  полномочия использовались в пользу кредитора, то их можно считать скорее дружеской услугой, так как за нее не была получена имущественная  выгода (то есть злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). В  случае если должностное лицо в какой  либо форме не согласилось на получение  взятки, то завладение предметом взятки не может считаться получением взятки. 31 Например, подбрасывание денег в аксессуары верхней одежды.

     Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части  взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом  взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения  взятки должен определяться по моменту  осознания должностным лицом  факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения  этого факта.

Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки