Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа
В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.
Таким
образом, согласно позиции Пленума,
взятка должна измеряться в денежном
эквиваленте. По нашему мнению подобная
позиция Верховного суда РФ должна
быть пересмотрена. И социологами, и
правоведами признано, что в России
существует проституция, суть которой
составляют платные сексуальные
услуги. Поэтому если должностному
лицу предоставляют мужчину или
женщину, чьи услуги оплачены, о чем
субъект осведомлен, то принятие такой
услуги, без сомнения, должно квалифицироваться
по ст. 290 УК РФ. Аналогично должен решаться
вопрос и в случае, если лицо, постоянно
занимающееся проституцией, вступает
в половой контакт с
Часть вторая Гражданского кодекс РФ (далее по тексту ГК) гласит (статья 575):
«Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». Данную норму можно истолковать как некую легализацию взяток. Ст. 575 ГК устанавливает, что обычный подарок служащему в связи с исполнением служебных обязанностей исключает квалификацию этого действия как преступного.
Дарение является безвозмездным договором, а ст. 572 ГК предусматривает, что договором дарения не признается, если осуществляется встречная передача вещи или права. А взятка предполагает обязательное встречное предоставление.
Однако
ГК РФ предусматривает такие подарки,
полученные должностными лицами, которые
могут и не носить совершения конкретных
действий (бездействий). Например, представительские
подарки. В связи с юбилеем
коллектив организации может
сделать подарок руководителю учреждения.
Представительские подарки (хотя они
и связаны с должностным
Вышеуказанная
норма ГК РФ лишь ограничила стоимость
подобных подарков до трех тысяч рублей,
и только в случае получения подарка
государственным или
Следовательно, не исключается ответственность за взяточничество даже при незначительном размере взятки. Это не означает, что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 «Понятие преступления» УК РФ.
Итак, только незаконное вознаграждение может быть рассмотрено в качестве предмета взятки, которое:
1)
действует в виде
2)
должна побудить к совершению
такого действия должностное
лицо.
С
объективной стороны
Посредником может быть, с ведома взяткополучателя, как член семьи, так и близкий друг, а сами денежные средства могут быть зачислены непосредственно на счет самого взяткополучателя23.
Рассмотрим первый признак объективной стороны – действие (бездействие) должностного лица.
Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:
1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
2)
правомерные действия (бездействие),
которые не входят в служебные
полномочия должностного лица, если
оно в силу должностного
Такая
трактовка оправдывается при
наличии между должностным
3)
неправомерные действия (бездействия),
которые должностное лицо
4)
общее покровительство или
А попустительство выражается в конкретном виде. Непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя и не реагирование на его неправомерные действия является попустительством по службе.
Пленум
Верховного суда РФ исходит из необходимости
наличия отношений между
Между понятиями получения взятки за общее попустительство по службе и получения взятки за незаконное бездействие бывает трудно уловить грань.
По
мнению А.П. Рыжакова во всех случаях
такого рода до окончательной квалификации
действий обвиняемого стоит
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложным по содержанию, которые включают в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие взятки как получение имущественного блага.
Принятие
взятки должностным лицом как
волеизъявление является основным содержанием
объективной стороны
В силу ч. 2 ст. 30 «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» УК РФ, уголовная ответственность наступает лишь за приготовление к тяжким и особо тяжким преступлениям. К указанным категориям в соответствии с положениями ч.ч.4 и 5 ст.15 «Категории преступлений» УК РФ относятся деяния, предусмотренные ч.ч. 2, 3, 4, 5 и 6 ст. 290 УК РФ. В то же время, деяния, предусмотренные ч.1 ст.290 УК РФ, являются преступлениями средней тяжести, что исключает возможность уголовной ответственности за приготовление.
В литературе отмечается, что одно лишь предложение и даже требование дать взятку не может расцениваться как стадия этого преступления и повлечь уголовную ответственность. Такой вывод обосновывается тем, что в указанной ситуации отсутствует реальное посягательство на общественные отношения и интересы, охраняемые уголовно - правовыми нормами о взяточничестве.29 Пленум Верховного суда РФ занял такую же позицию, указав, что «не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки высказанное намерение лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество, либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало».30
Принятие взятки как получение имущественного блага может выразиться:
1)
в завладении предметом
2) в приобретении имущественного права, например, на недвижимость или на именную ценную бумагу;
3)
в фактическом пользовании
4)
в приобретении (оформлении) права,
предоставляющего
Для того чтобы считать объективную сторону получения взятки выполненной требуется исполнение обоих элементов, это принятие взятки - волеизъявления, и принятие взятки - получение имущественного блага. При не получении имущественного блага преступление будет считаться неоконченным. При отсутствии первого элемента уголовная ответственность вовсе исключается. Например, должностное лицо не в состоянии погасить долг в указанные сроки, а кредитор в знак благодарности за уже совершенные действия в пользу него по службе прощает долг. Не будет считаться получением взятки, если должностное лицо не соглашается с прощением долга. Даже если служебные полномочия использовались в пользу кредитора, то их можно считать скорее дружеской услугой, так как за нее не была получена имущественная выгода (то есть злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). В случае если должностное лицо в какой либо форме не согласилось на получение взятки, то завладение предметом взятки не может считаться получением взятки. 31 Например, подбрасывание денег в аксессуары верхней одежды.
Уголовно - правовая теория и практика признают, что получение взятки будет окончено с момента принятия хотя бы части взятки, если вознаграждение передавалось по частям. Этот момент сравнительно не трудно определить, если предметом взятки являются деньги, какое - либо движимое имущество и передаются они из рук в руки, что бывает далеко не всегда. Момент окончания получения взятки должен определяться по моменту осознания должностным лицом факта передачи в его распоряжение вещей или денег и одобрения этого факта.
Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки