Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:37, дипломная работа
В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. Серьезным препятствием для этого является коррупция. Она ущемляет интересы граждан и конституционные права, изменяет демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению экономических реформ. Коррумпированный аппарат уже не может исполнять качественно государственные функции, работая в собственных интересах.
Особое внимание уделено правилам, регламентирующим условия получения подарков и наград от представителей иностранных государств. Государственный служащий, например, имеет право принять подарок от представителя иностранного государства в том случае, если этот подарок предлагается в качестве сувенира или знака вежливости и не превышает «минимальной стоимости». Принять подарок выше «минимальной стоимости» должностное лицо вправе, если такой подарок способствует развитию связей США в сфере науки или медицины, а также если отказ принять подарок может обидеть дарителя и каким-то образом повлиять на международные связи.
Как показывает анализ, в США выстроена достаточно эффективная система, создающая условия для действенной борьбы с коррупцией.
Антикоррупционное
законодательство Франции направлено
на борьбу с должностными преступлениями
государственных чиновников, принимающих
политико-административные решения, а
также противодействие
Особенность французского
Во Франции созданы правовые и организационные основы гласности деклараций о доходах и имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата.
Среди
актов, направленных на борьбу с коррупционными
преступлениями, следует назвать
также решение правительства
страны от 11 марта 1988 г. о публикации
актов политических партий и данных
о расходах на проведение избирательных
кампаний, об обязательном декларировании
доходов министров и
В 1991 г. во Франции была создана Межведомственная комиссия по контролю за рынками государственных заказов и общественных работ, а в 1993 г. был расширен круг мероприятий, направленных на соблюдение правил заключения контрактов на проведение общественных работ. В этот же период в законодательство была введена такая форма коррупции, как покровительство. Под ним понимаются действия чиновников, ведающих распределением заказов, которые предоставляют частному предприятию незаконные льготы.
В
1995 г. был принят Закон Ceгена, дающий
Счетной палате право контролировать
процесс назначения на государственную
службу. Практически одновременно была
создана Комиссия по финансовой гласности
политической жизни, которая контролирует
имущественное положение
В
системе противодействия
Немаловажную
роль в противодействии коррупции
играет и созданная в 1991 г. при
министерстве экономики и финансов
Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот
орган создавался для борьбы с
«отмыванием» нелегальных доходов
от незаконного оборота
Законодательство
Франции предусматривает
В Германии для противодействия коррупции приняты меры законодательного и административного характера.
В
1997 г. вступил в силу Закон о
борьбе с коррупцией с одновременным
внесением изменений в
В УК Германии была внесена статья о даче и получении взятки в частно-правовом обороте, которая ранее содержалась в Законе против неразрешенной конкуренции (подкуп служащего - §12).
В Германии должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. В качестве квалифицированного состава этого преступления предусмотрено такое же деяние, если оно совершено судьей или третейским судьей при отправлении правосудия. Оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом.14
Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг – преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет. В менее тяжких случаях – лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. Значительно строже наказываются те же действия, совершенные судьей или третейским судьей, - они влекут за собой лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет и лишь в менее тяжких случаях - лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.
В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 года и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов осуждает «требование взятки или получение, или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно оно лишается права быть избранным или назначенным на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он бы рассчитывал в качестве должностного лица.
Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет. Британское законодательство рассматривает в качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника.
Согласно
Уголовному Кодексу Италии, вымогательство
взятки имеет место, когда должностное
лицо либо исполняющий обязанности
должностного лица, злоупотребляя своей
должностью или своими полномочиями,
принуждает или побуждает кого-либо
дать или пообещать ему или
третьему лицу незаслуженные деньги
или другие выгоды. Такое деяние
наказывается лишением свободы на срок
от 4 до 12 лет. Ответственность за получение
взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется
в зависимости от характера действий,
за совершение которых берется
УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.
В
Уголовном кодексе Финляндии
за совершение государственными должностными
лицами коррупционных преступлений
предусмотрены различные
Самые
радикальные меры по борьбе с коррупцией
предпринимаются в странах
В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.
Итак,
краткий обзор показывает, что в законодательстве
зарубежных государств есть что перенять.
Какие-то нормы, прошедшие апробацию за
рубежом Россией уже позаимствованы, часть
находятся в стадии обработки. Но все же
заимствование не должно быть слепым и
полным, а должно быть избирательным. Обязательно
должны учитываться национальные особенности
и результаты применения данной нормы.
Однако, несмотря на все используемые
меры, полностью истребить коррупцию пока
не удалось ни одному государству. Коррупция
всё чаще показывает себя общенациональной
проблемой, которую необходимо решать
в межгосударственном сотрудничестве.
Это лишний раз доказывает, что в этом
вопросе изоляция недопустима.
2.
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.
290 УК РФ
2.1.
Объективные признаки
получения взятки
Законодатель
структурно расположил в УК РФ состав
получения взятки (ст.290) впереди
статьи, предусматривающей
Взятка – наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.15
Единственным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности, является совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст. 8 УК).
Состав
преступления, в свою очередь, представляет
собой, разработанный наукой уголовного
права и зафиксированный в
законе инструмент, позволяющий определить
юридическую конструкцию
Информация о работе Уголовная ответственность за получение взятки