Уголовно-правовая характеристика хищения предметов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:37, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное изучение потенциала уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с хищениями предметов, имеющих особую ценность, а также разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и существующего комплекса мер, направленных на предупреждение данных преступлений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика хищения предметов, имеющих особую ценность 7
1.1. Объект и объективная сторона хищения предметов, имеющих особую ценность 7
1.2 Субъект и субъективная сторона хищения предметов, имеющих особую ценность. 31
1.3. Соотношение субъективной стороны хищения предметов, имеющих особую ценность со сходными преступлениями. 44
Глава 2. Криминологические аспекты хищения культурных ценностей 49
2.1. Основные криминологические показатели хищений предметов, имеющих особую ценность 49
2.2. Причины и условия, способствующие совершению хищений предметов, имеющих особую ценность. 52
2.3. Предупреждение хищения предметов, имеющих особую ценность. 58
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76

Работа состоит из  1 файл

2009-диплом-Хищение предметов, имеющих особую ценность.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

Обращает на себя внимание более активное использование правоохранительными органами зарубежных стран возможностей информаторов в преступной среде и среди лиц, занимающихся искусством, а также секретных агентов, работающих среди лиц указанных категорий под прикрытием («undercover»). Например, ФБР и департаменты американской полиции (федеральной, штатов и местной) всячески поощряют интерес своего персонала к работе секретным агентом по таким делам. Широко используются способности некоторых полицейских сыграть роль оценщика произведений искусства или оценщика страхового агентства, а также покупателя или продавца произведений искусства. Всё это зарекомендовало себя как чрезвычайно эффективное средство для выявления преступников и возвращения украденных предметов искусства64.

У специализированных органов  полиции имеется заслуживающий  внимания опыт и по такой важной проблеме, как идентификация похищенных и найденных культурных ценностей. Она решается по двум основным направлениям: превентивные меры и меры, принимаемые в процессе расследования.

К первому направлению  относится применение технологии фирмы Microtrace, с помощью которой можно со стопроцентной гарантией определить украденные произведения искусства и предоставить в руки полиции и владельца неопровержимые доказательства. Суть предлагаемого метода состоит во включении особого рода кода в молекулы микрокристаллов в разных частях предметов. Огромное преимущество данной технологии над другими методами маркировки состоит в том, что записанный код абсолютно невозможно сфальсифицировать или повредить даже если похитители переплавят предмет, прежде чем продать скупщику краденного.

Таким образом, решаются проблемы идентификации похищенных предметов, а также доказывания вины скупщика краденного вызывающие и у отечественных и у зарубежных органов правопорядка значительные затруднения.

Область применения технологии Microtrace необычно широка и разнообразна: с её помощью можно маркировать картины скульптуры, керамику, драгоценности, ковры, мебель, книги и другие предметы без всякого для них ущерба. После одобрения данной техники маркировки Европейским комитетом по научному сотрудничеству Совета Европы (РАСТ), специальные полицейские органы в сотрудничестве со страховыми компаниями стали добиваться широкого её использования владельцами ценных предметов65.

Второе направление  состоит в использовании полицией для идентификации изъятых в процессе расследования предметов антиквариата и установления их владельцев с помощью определённых технических и организационных приёмов.

Так, полицией г. Офенбаха (Германия) на квартире задержанных  было изъято свыше 1,5 тыс. предметов антиквариата. Задержанные упорно молчали и установить связь предметов с конкретными уголовными делами было затруднительно. Поэтому было принято решение показать все предметы на выставке похищенного, которую посетило большое количество потерпевших Выставка демонстрировалась в Баварии, Баден-Вюртемберге Рейнланд-Пфальце и Гёссене. Её посетило около 17000 граждан среди них 3000 потерпевших. Аналогичное мероприятие было организовано и по другим уголовным делам данной категории. При этом учитывалось место и время совершения преступлений, активность преступников, вероятный круг пострадавших, наличие подходящего места для проведения выставок. При подготовке к демонстрации изъятые предметы маркировались (по нумерации уголовных дел, по которым проводилось изъятие, инициалами подозреваемых). Все предметы предварительно фотографировались, тщательно описывались и заносились в специальную опись, а также проходили искусствоведческую экспертизу. При опознании предмета сотрудник полиции фиксировал его маркировку и вновь осматривал с потерпевшим все экспонаты. Затем записывал в протоколе установочные данные опознавшего, время и место совершения хищения, адреса соответствующих органов полиции, прокуратуры и социального страхования. Потерпевший был обязан представить необходимые документы, подтверждающие право его собственности на предмет66.

Полагаем, что данная практика вполне может найти своё применение в России при расследовании  многоэпизодных преступлений прошлых  лет, совершенных организованными преступными группами.

Особый интерес представляет организация работы наиболее мощных специализированных полицейских служб Европы - Франции и Италии. Эти страны несут наибольшие потери от преступных посягательств на культурные ценности. С 1954 года во Франции исчезло 12 тыс. произведений искусства, в Италии - 40 тыс. Поэтому вопросам борьбы с данными, преступлениями здесь уделяют повышенное внимание.

Итальянский опыт особенно интересен тем, что специализированная полицейская служба - государственное  управление по розыску художественных ценностей здесь не только расследует преступные посягательства на культурные ценности, но и контролирует все их перемещения, выдавая разрешения на ввоз и вывоз, лицензии на антикварную торговлю, страховую и иную деятельность в этой сфере. В штат службы включены также высококвалифицированные эксперты-искусствоведы, что снимает необходимость обращаться в иные организации для проведения экспертизы.

Во Франции ещё в 1975 г. в рамках МВД было создано  Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны.

Структурно Бюро входит в состав НЦБ Интерпола во Франции, что даёт ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Бюро делает на профилактику указанных преступлений. Для' этого оно постоянно организует лекции для музейных хранителей в различных департаментах Франции, для работников антикварного рынка, страховых агентов, а также ассоциаций частных собирателей, нуждающихся в рекомендациях по обеспечению безопасности коллекций. В своей деятельности Бюро тесно взаимодействует с национальными (Управление музеев Франции, Управление по проблемам наследия при Минкультуры, епархиальные власти) и международными (Международный комитет по безопасности музеев, Международный совет музеев, Европол) организациями. Сотрудники Бюро принимают активное участие в контроле за соблюдением законов в отношении национальной и международной торговли произведениями искусства. Служба документации Бюро централизует и обрабатывает всю информацию о кражах произведений искусства, совершённых во Франции, и постоянно включает самые свежие данные в свою компьютерную картотеку похищенных произведений искусства. Кроме того, она обслуживает действующую на национальном и международном уровне базу данных, в которой хранится информация о воровской сети и о скупщиках краденого. Также Бюро проводит регулярные оперативные совещания с различными полицейскими службами, разрабатывает конкретные операции, связанные с действиями банд похитителей произведений искусства, проводит работу по унификации описаний предметов искусства с Целью улучшения обмена информацией.

Начиная е 1988 г., Бюро при  помощи Минкультуры и представителей антикварного рынка организует специальную подготовку полицейских, занятых в этой сфере, с тем, чтобы добиться ясного понимания ими имеющейся информации, успешной идентификации произведений искусства и, следовательно, максимального эффекта в работе. Существуют курсы подготовки для следователей, работающих для Бюро, старших полицейских офицеров и инспекторов, занимающихся расследованием краж произведений искусства в местных криминальных следственных управлениях, судей и следователей прокуратуры, а также полицейских из других стран, желающих получить специальную подготовку. Французское Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства поддерживает постоянные контакты с полицейскими органами различных стран мира. В последние годы развивается сотрудничество и со странами Восточной Европы67.

Мы считаем, что в  отечественной практике необходимо более 
активно использовать такие формы положительного опыта их коллег из Франции и Италии и других стран, как:

1) сосредоточение в рамках специализированного органа полномочий по контролю за ввозом и вывозом культурных ценностей, а также за торговлей ими;

  1. наделение специализированных подразделений большими координационными полномочиями по отношению к другим структурам, участвующим и содействующим расследованию преступлений данной категории;

3) включение в состав  специализированных подразделений  высококвалифицированных экспертов-искусствоведов;

  1. тесное сотрудничество с представителями антикварного рынка, страховых компаний и других заинтересованных организаций;
  2. профилактика данных преступлений;
  3. непосредственный контакт с заинтересованными международными организациями;
  4. проведение большой работы по вербовке информаторов из преступной среды и среды людей, занимающихся искусством, а также по внедрению в эти сферы кадровых специальных агентов;
  5. проведение работы по каталогизации предметов культуры и созданию баз данных компьютерной информации.

Отечественным правоохранительным органам следует смелее идти на контакты со своими зарубежными коллегами, так как они приносят большую пользу обеим сторонам. Так, грамотно организованные совместные действия правоохранительных органов России и Израиля привели к успеху в расследовании дела о похищении в России гражданином Израиля 13 икон. Израильская полиция по своей инициативе передала МВД России фотографические изображения икон, изъятых ею у гражданина Ш. С помощью АИПС «Антиквариат» Главного информационного центра МВД России было оперативно установлено, что часть икон идентична ранее похищенным в ряде областей России. Впоследствии были собраны доказательства того, что преступления совершены на территории 17 регионов России, значительно удалённых друг от друга. Таким образом, удалось выявить и задержать участников преступной группы, совершившей эти посягательства68.

В заключение отметим, что  сотрудничество правоохранительных органов различных стран в борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности народов может быть по-настоящему эффективным только при согласованных действиях большинства государств, при точном и неуклонном соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также при добросовестном выполнении поручений по оказанию правовой помощи по уголовным делам.

 

Заключение

 

Результаты анализа  следственной и судебной практики о хищениях предметов, имеющих особую ценность, свидетельствуют о том, что в качестве таких предметов, как правило, выступают иконы и предметы отправления религиозных обрядов (около 61%), художественные картины (около 10%), музейные экспонаты (около 9%), ордена и медали (около 7%), книги и другие виды печатной продукции (около 3%), различные виды коллекций (около 3%), ювелирные изделия (около 1%).

В структуре хищений предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, преобладают кражи (80%), которые в большинстве случаев совершаются из частных домовладений и квартир (45%), выставочных залов, музеев и библиотек (25%), православных храмов (15%). При этом около 60% краж совершается с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.

Подавляющее большинство  краж из частных домовладений и квартир  граждан (в 80% случаев) специально не ориентировано  на хищение именно предметов, имеющих  особую ценность. Чаще всего субъекты преступлений проникают в чужое  жилище с целью кражи иного имущества (теле, радиоаппаратуры, ювелирных изделий, денежных средств), наряду с которым похищают обнаруженные ими предметы, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Реальный уровень раскрываемости названных хищений не превышает 50%.

Такая ситуация обосновывается тем, что преступления, связанные  с хищением предметов, имеющих особую ценность, на момент возбуждения уголовного дела часто квалифицируются не по ст. 164 УК РФ, а в зависимости от формы хищения по другим статьям главы 21 УК РФ (Преступления против собственности), так как на этот момент правоприменитель, как правило, не располагает достоверными данными об особой ценности похищенных предметов. После проведения необходимых следственных действий, установивших особую ценность похищенных предметов, в материалах уголовного дела квалификация такого хищения часто не меняется до момента предъявления обвинения виновному лицу. Если же в ходе предварительного следствия установить виновное лицо не представилось возможным, то такие дела в большинстве случаев приостанавливаются производством без изменения квалификации. В этой связи статистической отчетностью нераскрытое хищение предметов, имеющих особую ценность, не фиксируется.

Причинный комплекс рассматриваемой  преступности в целом совпадает с причинным комплексом корыстной преступности и в большей степени обусловлен недостаточной материальной обеспеченностью значительной части населения.

В качестве стержневых условий, способствующих совершению хищений  предметов и документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, следует выделить:

- необеспеченность надлежащей  охраной указанных предметов  (документов), находящихся не только  в частном владении граждан,  но и в музеях, других учреждениях (библиотеках, архивах и др.);

- отсутствие эффективного контроля со стороны органов государственной власти за внутригосударственным оборотом предметов (документов), имеющих особую ценность.

Информация о работе Уголовно-правовая характеристика хищения предметов