Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:19, курсовая работа
Новые условия хозяйствования стали благодатной почвой для такой формы преступного обогащения как вымогательство. Вымогатели направили свою преступную активность в основном на лиц, располагающих значительными материальными средствами, таких, как бизнесменов, предпринимателей, торговцев и тому подобных лиц, занятых в коммерческих структурах.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫМОГАТЕЛЬСТВА.
1.1. Понятие вымогательства
1.2. Разграничение вымогательства от смежных составов преступления
Глава 2. АНАЛИЗ КВАЛИФИЦИРУЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА
2.1 Квалифицирующие виды вымогательства
2.2. Вымогательство, совершенное организованной группой
2.3.Квалификация вымогательства с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Глава 3. Особенности профилактики вымогательства
Заключение
БИБЛИОГРАФИЯ
Особенную обеспокоенность правоведов вызывает тенденция роста наиболее опасных преступлений, к которым относится вымогательство, совершенное организованной группой. Борьба с преступностью в ее организованных формах превратилась в глобальную проблему. С учетом реальной опасности для общества организованной преступности большое значение имеет законодательное закрепление ее основной правовой характеристики. Но даже после принятия нового УК этот вопрос остался предметом многочисленных споров и комментариев. Причина в том, что характерные признаки - сплоченность и устойчивость, на практике трудно поддаются доказыванию. В этом видится их крайне редкая применяемость в ожидании более подробных разъяснений высшей судебной инстанции.
Специалисты отмечают, что пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 апреля 1995 года недостаточно четко характеризует "устойчивость" и "уровень организованности группы". Это затрудняет правильную квалификацию деятельности преступных структур и их участников. На состоянии борьбы с вымогательством, безусловно, отрицательно сказывается то, что в большинстве случаев начатые уголовные дела до конца не доводятся. Чаще всего к ответственности привлекаются второстепенные лица, организаторы преступлений остаются в тени.
Считаю необходимым обращение внимания на то, что борьбу с вымогательством необходимо вести с учетом высокой латентности. Проблемы латентности вымогательства существуют во всех странах. Об этом свидетельствуют, например, выводы Г.Кайзера, который отмечает, что в ФРГ ежегодно совершается более 3000 вымогательств. При этом полиция выявляет около 2000 подозреваемых, из которых менее 400 человек приговариваются судом к наказанию.[1] «Главной причиной высокой "темной" цифры вымогательства является то, что объектом преступления выступает имущество или имущественные права, приобретенные жертвой в обход закона».[2]
Часто потерпевшие не заявляют о преступлении из-за страха перед актами насилия со стороны преступника, в других случаях жертва не обращается в правоохранительные органы из-за недоверия ним, отсутствия уверенности, что там им помогут. Оценить истинны причины вымогательства не позволяет и то, что очень часто случая» вымогательства дается неверная правовая оценка, которая объясняете) тем, что больше внимания обращается на сопутствующие преступления вследствие их большей очевидности. Все это создает препятствия выработке эффективных направлений борьбы с данными преступным деянием. Значительные трудности в расследовании вымогательства обусловлены спецификой доказывания. Большинство доказательств, указывающих на наличие состава вымогательства носит нематериальный характер. Особенно это касается угрозы, которая, как указывает И.В. Дражина, выражена чаще всего в вербальной форме.[16] Значительные трудности обуславливаются жестко детерминированными временными рамками проведения следственных действий. Уже с первых часов поступления информации о вымогательстве требуется разработка комплекса оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и иных сопутствующих процессов, которые только в системе способны обеспечить успех расследования.
Для проведения тактических операций необходимо наличие достаточного количества технических средств, квалифицированных организаторов и исполнителей следственных действий. И то, и другое на сегодняшний день не отвечает требованиям жизни. Обеспечение правовой защиты пострадавшего и свидетеля является серьезной проблемой борьбы с таким преступлением, как вымогательство. Практически никогда не удается нейтрализовать всех лиц, причастных к совершению вымогательства. Члены преступных группировок, окружение обвиняемого делают все, чтобы помешать осуществлению правосудия. Потерпевшим и свидетелям угрожают, их пытаются подкупить с целью изменения показаний. В результате почти по каждому второму уголовному делу потерпевшие и свидетели изменяют показания в пользу потерпевших.
С. Ворожцов отмечает, что на предварительном следствии опасность возможных посягательств на потерпевшего и свидетеля еще не так велика. Но в судебном заседании эти лица не обеспечены процессуальной безопасностью.[17]
Данное высказывание полностью применимо к дагестанской криминальной юстиции. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека, Пакт о гражданских и политических правах предусматривает возможность полностью или частично закрытого удобного заседания при особых обстоятельствах, когда это необходимо в интересах правосудия. В частности» принимаются во внимание "интересы правосудия" по тем делам, где свидетели испытывают большой страх за дачу суду правдивых показаний. Российское уголовное законодательство также идет по пути обеспечения большей безопасности потерпевших, свидетелей, членов их семей или их близких. Об этом свидетельствует разработка закона "О защите свидетелей, потерпевших и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству" и работа над новым УПК.
Однако, следует заметить, что несовершенство законодательства выполняет не решающую, а второстепенную роль в препятствование осуществлению правосудия. Автору дипломной работы видится причина в неспособности противостоять преступности правоохранительных органов с тем уровнем квалификации и технической оснащенности, которая существует сейчас. Кроме того, у нас не обеспечиваются меры по предупреждению таких преступлений, как вымогательство.
Вопросы борьбы с преступностью отражаются более чем в шестидесяти действующих нормативных актах РФ. Это свидетельствует об активной роли государства в укреплении законности и правопорядка, а также противодействия преступности. Однако, как отмечает С.Гаврилов, отдельные граждане и общество в целом ожидают от государства не борьбы с преступностью вообще, а своей безопасности, защиты и обеспечения прав человека. Поэтому термины «защита», «безопасность» практически более актуальны и более адекватны ситуации, более богаты позитивным социальным содержанием.[1]
Действительно, государству нужно не бороться, а осуществлять планомерную деятельность, с одной стороны, по созданию соответствующих социальных условий для снижения уровня преступности, а с другой - по защите населения от его проявлений.
Сложная криминальная ситуация в значительной мере является следствием забвения основ профилактического воздействия на криминальную сферу. В связи с этим основные направления борьбы с преступностью делают упор на совершенствование планирования и организации предупредительно-
Криминогенные причины и условия вымогательства заключены в экономических, политических и социальных противоречиях, которые захлестнули Северный Кавказ и всю Россию.
Последние годы работы правоохранительных органов показали, что непосредственные действия по задержанию, обвинению, наказанию вымогателей оказывают только ограниченное влияние на контролирование преступности. Поэтому во многих странах уголовная политика нацелена на развитие мер по предупреждению и сокращению преступности. Эти меры направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий способствующих совершению правонарушений. К ним относятся действия по совершенствованию общественных отношений экономики, идеологии и культуры, установлению такой общественной жизни, которая противостояла бы любым антиобщественным проявлениям.
Многообразие социальных связей человека составляет главную трудность при выборе методов профилактики вымогательства.
Специально-криминологическое направление профилактики предполагает проведение политики занятости, создания рабочих мест, так как большинство вымогателей нигде не работает; проведение молодежной политики, включая создание условий для отдыха, проведения досуга, т.к. возраст преступников в основном 21-27 лет, при этом намечается дальнейшее омоложение преступности. Наиболее часто встречается необходимость борьбы с наркоманией и алкоголизмом.
Общепрофилактическое значение имеют и такие направления социальной политики, как решение проблемы мест торговли и транспорта, где чаще всего встречаются примеры вымогательства. Большое значение имеют разъяснительные кампании: как себя вести в определенных ситуациях, как обезопасить себя, своих близких от вымогательства.
Значительной проблемой борьбы с вымогательством в нашей республике является доступность различных видов оружия для большинства криминогенного населения и частота применения оружия. Не случайно, с использованием оружия совершается все больше преступлений, а невооруженные преступники также с легкостью вводят свою жертву в заблуждение угрозами применения оружия.
Сдерживающим эффектом обладает формальное и неформальное наблюдение со стороны правоохранительных органов, когда у жертвы существует возможность обращения за помощью, а у преступника -постоянная угроза разоблачения. Для этого необходимо обеспечить плотность работников милиции на единицу населения. Во многих странах она составляет 30-35 работников на 10 тысяч человек.
Вместе с тем, все многообразные формы совершения вымогательства свидетельствуют о том, что добиться перелома в борьбе с преступностью только силами правоохранительных органов невозможно. Необходимо создание базы социальной профилактики преступного поведения, государственной программы оказания поддержки всем органам и гражданским формированиям, занимающимся охраной общественного порядка.
Конституция РФ, определяя место и роль личности в обществе, ставит в разряд приоритетов государственной политики эффективную защиту основных прав и свобод гражданина как высшей ценности.
Проведенное нами изучение уголовно-правовой характеристики вымогательства и современных проблем борьбы с данным видом преступлений, позволяет выявить соотношение вымогательства с другими корыстно-насильственными преступлениями и сделать ряд выводов:
1. В настоящее время, характеризующееся переходом к новым формам экономических отношений, реформированием отношений собственности и отсутствием завершенной системы правового регулирования возникающих отношений, вымогательство нашло благоприятную почву для роста числа и ужесточения способов посягательства на личность граждан, их имущество и имущественные права.
2.Прогнозирование состояния вымогательства и перспектив борьбы с ним предполагает углубленный анализ правового регулирования ответственности за вымогательство , взаимосвязи и взаимозависимости ее с уровнем социального развития. В условиях осуществления правовой реформы идет настойчивый поиск оптимальной характеристики вымогательства как корыстно-насильственного преступления и адекватных мер ответственности, отвечающих принципам законности и демократизма, справедливости и гуманизма.
3. Новые социальные условия и особенности современной преступности говорят о том, что вымогательство не является самостоятельной формой хищения и вообще не входит в данную подгруппу корыстных посягательств на собственность. Вымогательство имеет много общих черт с хищениями, к которым относятся единство объекта и предмета за исключением действий имущественного характера, прямой умысел, корыстная направленность, необходимость активных действий для совершения посягательства.
Разграничение вымогательства и хищений можно провести по двум основаниям: - в составе вымогательства закон не предусматривает последствий в виде причинения ущерба основному объекту, которые являются необходимыми признаками хищения, кроме разбоя; - момент незаконного реального завладения имуществом при вымогательстве существенно оторван во времени от момента совершения самих преступных действий.
4 .Современное уголовное законодательство с учетом повышенной общественной опасности предусматривает ответственность за квалифицированный (часть 2 ст. 163 УК) и особо квалифицированный состав вымогательства (часть 3 ст. 163 УК). В соответствии с общественной опасностью посягательства отмечается ужесточение наказания. Так, если изначально вымогательство каралось лишением свободы до 4 лет, то теперь до 15. До 14 лет снижен возраст, с которого наступает уголовная ответственность за вымогательство.
5. Совершенство законодательства не является панацеей в борьбе с преступностью. Стабилизации можно достичь только решив целый ряд проблем социального характера. Существует потребность в выработке альтернативных и многовариантных программ борьбы с преступностью, предусматривающих выбор тех или иных мер против преступности , в зависимости от возможных поворотов в развитии криминальной обстановки (инфляция, углубление межнациональных конфликтов, увеличение числа безработных, политическое противостояние и др.)
6. Снижение эффективности деятельности органов внутренних дел по пресечению и раскрытию, а прокуратуры - по успешному расследованию вымогательств во многом связано с нерешенностью вопросов кадрового и материального обеспечения. Необходимо углубление специализации следственных и оперативных подразделений, осуществление комплексных мер организационного, материально-технического, экспертно-криминалистического профилактического характера
Только так возможно укрепление конституционных гарантий прав и интересов человека и их законодательная защита.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Известия, 1995. - 62 с.
2. Уголовный кодекс РФ. - М.: Юристь. 2007. - 204 с.
3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ от 21 ноября 2003г.// Российская газета.-2003.-16 декабря.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О выполнении судами руководящих распоряжений Пленума Верховного Суда по применению законодательства об ответственности за вымогательство" //Бюл. Верх. Суда РФ.-1992.-№11.- С.6.