Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа
При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали обсалютно все слои общества. Неслучайно разработчики проектов судебной реформы в качестве основополагающего довода убрали для себя фразу – «Правда и милость да царствует в судах».
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.историческое развитие судебной реформы………………..…6
Судебная реформа 1864 года……………………………………………..6
Современная судебно – правовая реформа……………….………….14
Глава 2. Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ………………………………19
Концепция судебной реформы……………………………………..19
Сущность и основные принципы судебной реформы Российской Федерации …………………………………………………………………..22
Понятие судебной реформы…………………………………………22
Этапы современной судебной реформы………………………….24
Содержание судебной реформы в РФ………………………………28
Глава 3. Основные проблемы реализации судебной реформы и перспектива ее развития………………………………………………….....33
3.1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе……………………………………..…………………………………….33
3.2. Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального законодательства…………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………………………………..54
Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривались окружным судом с присяжными заседателями.9
Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить полиции производство дознания, сбор необходимых сведений.
Кандидаты в присяжные
заседатели отбирались специальными комиссиями,
во главе которых стоял
Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц, в списки не вносятся.
В окружном суде в большей мере, нежели в других судебных местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса.10
Следующей судебной инстанцией была судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Всего их было образовано 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Судебные палаты состояли из двух департаментов – гражданского и уголовного. Представители и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.
Судебные палаты были апелляционной
инстанцией для окружных судов по
делам, рассмотренным без присяжных
заседателей, и первой инстанцией по
наиболее важным делам, прежде всего
по делам о государственных и
должностных преступлениях
Кроме местных и общих
судов в России существовали духовные,
коммерческие и военные суды со специальной
подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому
определила систему и права прокуратуры.
Прокуратура, возглавляемая генерал-
Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция).
Однако значение судебной
реформы 1864 года умалялось рядом
положений судебных уставов: изъятием
некоторых категорий дел из компетенции
суда присяжных (в том числе о
государственных преступлениях)
Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.
Сохранены были и чисто сословные суды – духовные, которые, кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.12
С 70-х годов в период реакции началось отступление от провозглашенных принципов.
Судебная реформа была
подвергнута коренному
Экономические и социальные преобразования, обозначившиеся с середины 80-х годов, потребовали новых подходов к проблемам законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В связи с этим состоявшаяся в июне-июле 1988 года XIX Всесоюзная партконференция специальное внимание уделила наряду с прочим совершенствованию судоустройства. В принятой ею резолюции «О правовой реформе» привлекалось внимание к необходимости повышения авторитета суда и намечались некоторые шаги по обеспечению его независимости.
Первым шагом по
реализации установок этой
Процесс обновления
российского судоустройства и
устройства других
Естественно, такие
изменения и дополнения
Объективный подход
к Концепции позволяет
26 июня 1992 года был принят
«Закон о статусе судей ».
Трудно переоценивать значение
этого закона. В нем впервые
на основе принципа разделения
властей суд определен не
По закону судья не может
быть назначен на должность, также отрешен
от должности без решения
В декабре 1993 года
принята новая Конституция
Проект был направлен
на укрепление российской
Необходимо обратить
внимание на то, что Закон о
судебной системе является
В Законе о судебной системе реализована идея создания института мировых судей. В отличие от федеральной системы судов мировые суды будут местными. Судьи этих судов будут наделяться полномочиями субъекта Федерации в установленном ими порядке.18 Здесь возможна альтернатива: назначение законодательными органом или прямые народные выборы. Однако коль скоро уголовно-процессуальное законодательство, то по вопросам пересмотра судебных решений мировые судьи будут подконтрольны федеральной судебной системы. Предполагается, что около 60 % гражданских дел рассматриваемых сегодня народными судьями, перейдут в компетенцию мировых судов. Решения мировых судей по проектам новых ГК и УПК будут пересматриваться районными судами в апелляционном порядке.
Принятие 12 декабря 1993
года новой Конституции РФ
повысило активность работы
В данный момент можно констатировать, что судебно-правовая реформа, хотя не так успешно и быстро, как хотелось бы, идет в том принципиальном направлении, которое предусмотрено разработанной и утвержденной Верховным Советом концепцией. Есть реальная надежда на то, что при поддержке судейского корпуса и научной общественности можно преодолеть и те трудности, которые неизбежно сопровождают любую реформу.
Вывод:
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 г. в России и нынешней, нельзя не отметить, что во второй половине XIX в. реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства.
В отличие от этого 80-90-х годах XX в совсем не имелось в виду сломать существующую судебную систему, а затем учредить новый суд. Предполагалось постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Среди направлений судебной реформы в Российской Федерации можно выделить:
1. повышение статуса судьи как носителя судебной власти, самостоятельной и судебной;