Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа
При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали обсалютно все слои общества. Неслучайно разработчики проектов судебной реформы в качестве основополагающего довода убрали для себя фразу – «Правда и милость да царствует в судах».
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.историческое развитие судебной реформы………………..…6
Судебная реформа 1864 года……………………………………………..6
Современная судебно – правовая реформа……………….………….14
Глава 2. Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ………………………………19
Концепция судебной реформы……………………………………..19
Сущность и основные принципы судебной реформы Российской Федерации …………………………………………………………………..22
Понятие судебной реформы…………………………………………22
Этапы современной судебной реформы………………………….24
Содержание судебной реформы в РФ………………………………28
Глава 3. Основные проблемы реализации судебной реформы и перспектива ее развития………………………………………………….....33
3.1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе……………………………………..…………………………………….33
3.2. Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального законодательства…………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………………………………..54
Затем 26 июня 1992 года был принят Закон "О статусе судей в Российской Федерации" - основополагающий документ в практической реализации судебной реформы. Этим законом впервые был создан новый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.
Закон "О статусе судей в Российской Федерации" гласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции России и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны".28
Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов - Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.
Можно выделить следующие этапы современной судебной реформы:
Первый этап 1991 – 1996 гг. Принимается Концепция, ряд законов о судебной реформе.
Впервые, в 1993 году в Основном законе страны (Конституции Российской Федерации) появилось понятие: «Судебная власть».
На этом этапе принимается ряд конституционных законов:
Второй этап 1996 – 2002 гг. Начало нового этапа положено принятием Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФК «О судебной системе Российской Федерации». Вслед за указанным конституционным законом принимаются многие законодательные акты о различных звеньях судов в Российской Федерации, финансировании судов.
Судебная реформа продолжалась разрабатывались и принимались новые законодательные акты.
Третий этап 2002-2006 гг. Начало новому этапу было положено принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805).
В ходе реализации были сделаны серьезные шаги, которым будут посвящена отдельная глава нашего исследования.
Четвертый этап 2007-2011 гг. Можно предположить, что это будет завершающий этап реформы, в результате которого должны быть реализованы все задачи Концепции судебной реформы в России, а также новой Программы судебной реформы «Развитие судебной системы России», которая принята 4 августа 2006г.
Новая программа закрепляет следующие цели и задачи.
Целями Программы являются:29
Основными задачами Программы являются:30
В Программе подводятся итоги ранее действовавшей программы, а также предлагаются направления совершенствования и развития судебной системы, которые будут рассмотрены нами ниже.
Судебная реформа
с самого начала имела строго
определенную цель - становление
в России самостоятельной
Для перехода от административно-правового
регулирования к системе
1. Привести компетенцию
судов в соответствие с
2. Обеспечить независимость
судьи от влияния других
3. Обеспечить самостоятельность суда и от исполнительной, и от законодательной властей для того, чтобы независимость судьи стала реальностью.
По некоторым из направлений и задач Концепции за прошедшие 15 лет был достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:
- утверждение судебной
власти в государственном
- достижение уровня материально-технического обеспечения судов.
В качестве основных задач Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы", наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:32
- усиление авторитета
судебной власти, укрепление независимости
и самостоятельности судов и
судей, нормативно-правовое
- кадровое обеспечение судебной системы;
- развитие материально-
- информационное обеспечение судебной системы;
- укрепление научного
потенциала судебной власти, создание
системы профессиональной
Происходящее в настоящее
время фундаментальное обновление
законодательства, повышение роли и
значения судебной защиты прав и свобод
граждан, активизация нормотворческой
деятельности нуждаются в квалифицированном
юридическом обеспечении. В этой
связи обострились вопросы
Без решения проблем организационного
обеспечения судебной системы Российской
Федерации невозможно достижение качественных
сдвигов в отправлении
Вывод: несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана. Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга. Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений. Между тем даже принятые законы, в которых так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения. Требуется также принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать укреплению социального статуса судей и работников аппаратов судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей. Требуются разработка и принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов по вопросам:
- дисциплинарной
- изменения порядка
прекращения полномочий судей,
занимающихся деятельностью,
- проверки соответствия
сообщаемых данных требованиям,
- порядка формирования фонда оплаты труда судей;
- обязательного
В Программе акцентировалось внимание на кадровом обеспечении судебной системы, развитии материально-технического обеспечения.
Необходимо отметить и
те причины незавершенности
В качестве основных проблем судебной системы назывались:35
1.Обеспечение конституционных
гарантий реализации прав
- недостаточная численность судей
-удаленность судов
2.Дефицит финансирования
-обеспечения судов
материально-техническими
-строительства и
-строительство и
3.Отсутствие современных
технологий информатизации
4.Низкая заработная плата судей и работников аппаратов судов
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВА ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе
Анализ всего многообразия программных источников (ФЦП, докладов, постановления), а также массива проектов законодательных актов (1992-2007) позволяет нам сформулировать основные неразрешенные проблемы современной судебной реформы.
В юридической литературе, докладах полномочных органов – эксперты сходятся во мнении об особой значимости одного из концептуальных вопросов судебной реформы - образовании в России административных судов и административного судопроизводства.36
Это одно из проблемных направлений. Проблема заключается, прежде всего, в том, что на протяжении вот уже десяти лет идет речь о необходимости таких судов и их правовых основ, однако работа по созданию в России административных судов несколько задержалась. Государственная Дума приняла закон об административных судах в Российской Федерации в первом чтении в 2000 году, но более этот законопроект не вносился на рассмотрение во второе чтение.37
Вопрос об административном судопроизводстве, о процедуре рассмотрения административных дел также является конституционным вопросом. В статье 118 Конституции РФ прямо предусмотрено, что судопроизводство в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, современная судебная реформа не может быть завершена без введения в действие и принятия административного процессуального кодекса. Проект административного судопроизводства подготовлен группой, в которую входили судьи Верховного Суда Российской Федерации, видные ученые в области административного права, представители Государственной Думы, администрации Президента.
В настоящее время преобладает
точка зрения, согласно которой, должны
быть созданы специальные
Гарантией эффективной защиты
прав является также возможность
обращения к альтернативным способам
разрешения споров. Субъекты гражданского
оборота должны иметь возможность
выбрать любую удобную