Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание

При множественности судебных органов, с запутанностью процессуальных требований, низкой грамотности судей, при повальном взяточничестве необходимость судебной реформы осознавали обсалютно все слои общества. Неслучайно разработчики проектов судебной реформы в качестве основополагающего довода убрали для себя фразу – «Правда и милость да царствует в судах».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1.историческое развитие судебной реформы………………..…6
Судебная реформа 1864 года……………………………………………..6
Современная судебно – правовая реформа……………….………….14
Глава 2. Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ………………………………19
Концепция судебной реформы……………………………………..19
Сущность и основные принципы судебной реформы Российской Федерации …………………………………………………………………..22
Понятие судебной реформы…………………………………………22
Этапы современной судебной реформы………………………….24
Содержание судебной реформы в РФ………………………………28
Глава 3. Основные проблемы реализации судебной реформы и перспектива ее развития………………………………………………….....33
3.1. Основные проблемы реализации судебной реформы на современном этапе……………………………………..…………………………………….33
3.2. Судебная реформа - основа реформирования уголовно- процессуального законодательства…………………………………………..44

Заключение…………………………………………………………………………50
Список использованных источников……………………………………………..54

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ СУДЕБНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ РАЕЛИЗАЦИИ В УГОЛОВНО ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.docx

— 103.62 Кб (Скачать документ)

 Огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что Россия - правовое, социальное государство (ст. 1, 7), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).50

 Не меньшее значение  для определения целей судебной  реформы и ее осуществления  и имеют также общепризнанные принципы и нормы международного права международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. К ним в первую очередь надо отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

 Конвенция имеет особое  значение для России, поскольку,  ратифицировав Конвенцию, она  признала не только ее положения,  но и юрисдикцию Европейского суда по правам человека в качестве международного органа по защите прав и свобод человека, решения которого обязана исполнять.

  Таким образом, Конституция  РФ и нормы международного  права наделяют суд особой  ролью в механизме защиты прав  и свобод человека. На выполнение  этой роли и должна быть  направлена судебная реформа.51

 Исходя из изложенного, можно определить главную цель судебной реформы - обеспечить каждому заинтересованному лицу реальную возможность в случае возникновения спора или предъявления обвинения по уголовному делу защитить свои права, свободы или охраняемые законом интересы в суде, т.е. реализовать свое право на судебную защиту, основанное на Конституции РФ и нормах международного права, которое включает в себя право на беспрепятственное, без каких-либо ограничений, обращение в суд, на справедливое рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным, независимым и законным составом суда, а также на исполнение судебного решения, вступившего в законную силу.

 Для достижения этой  общей цели необходим комплекс  законодательных, правоприменительных,  экономических, организационных,  кадровых, научных, образовательных  и других мер с более конкретными  целями:

- повышение статуса и  роли суда в обществе и государстве,  наделение его полномочиями, необходимыми  для выполнения задач, вытекающих  из Конституции РФ и норм  международного права;

- создание правовых и  экономических гарантий независимой  и эффективной деятельности суда;

- оптимальное устройство  судебной системы, обеспечивающее  максимальную приближенность судов  первой инстанции к населению,  наличие вышестоящих судов, необходимых  для реализации права заинтересованных  лиц на обжалование судебных постановлений, а также для обеспечения правильного и единообразного применения федерального законодательства на всей территории России;

- установление надлежащей  процедуры рассмотрения дел, обеспечивающей  доступность суда для всех  заинтересованных лиц, возможность  равноправного участия сторон  в состязательном процессе, вынесение  законных и обоснованных решений,  их обжалование и - в случае  нарушения закона - отмену;

- обеспечение исполнения  вступивших в законную силу  судебных постановлений; 

- обеспечение каждому  нуждающемуся в этом лицу получения  квалифицированной юридической  помощи, гарантированной ст. 48 Конституции  РФ;

- формирование судебного  корпуса, способного по своему  мировоззрению, образованию, нравственным, волевым и иным качествам выполнять  свои конституционные обязанности; 

- обеспечение повышения  уровня профессиональной подготовки  судей и сотрудников аппарата  судов.

 За последние десять  с небольшим лет в России  сделано очень много для осуществления  судебной реформы, пожалуй, больше, чем за всю предшествующую  историю ее развития.52 Главное достижение и основа, позволяющая проводить судебную реформу, - новая Конституция РФ.

 Она закрепила принцип разделения властей, изменила статус суда, превратив его из второстепенного государственного органа в орган судебной власти, действующий самостоятельно от власти законодательной и исполнительной, наделенный широкой компетенцией и юридическими гарантиями, достаточными для исполнения своей роли в системе сдержек и противовесов, основанной на принципе разделения властей, и для выполнения конституционной обязанности по защите прав граждан и организаций от любых нарушений, в том числе от нарушений со стороны государства (гл. 1, 2, 7).53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 года.
  3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.03.2013).
  4. "Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2002)
  5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)
  6. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.12.2012) "О статусе судей в Российской Федерации"
  7. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Ф<span class="footnote_0020text__Char" style=" font-family: 'Ti

Информация о работе Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о судопроизводстве РФ