индивидуальной
защиты, связи и
оповещения об опасности.
Реализации
рассматриваемой меры безопасности посвящены
п. 8 - 10 Правил применения отдельных мер
безопасности в отношении потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630.В
пункте 10 приложения 1
к Государственной программе "Обеспечение
безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства
на 2006 - 2008 годы" предусматривается,
что МВД России должно создать устройство
постоянной готовности для активной обороны
и подачи сигналов в случае попытки насильственных
действий в отношении защищаемых лиц.
Интересно
отметить, что в перечне специальных
средств, которые могут выдаваться
защищаемому лицу, указываются бронежилет,
электрошоковое устройство и аэрозольный
распылитель с раздражающим составом.
В соответствии с п. 1
ст. 3 Федерального закона
от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об
оружии"17 последние
две разновидности специальных средств
относятся к гражданскому оружию (оружие
самообороны). Однако такое оружие, кроме
того, включает в себя огнестрельное гладкоствольное
длинноствольное оружие, в том числе с
патронами травматического действия;
огнестрельное бесствольное оружие отечественного
производства с патронами травматического,
газового и светозвукового действия, газовые
пистолеты и револьверы. Данные виды оружия
самообороны не названы в Постановлении
Правительства РФ.
- Статья
9. Обеспечение конфиденциальности
сведений о защищаемом
лице.
Государственная
защита участников уголовного
судопроизводства вызывает необходимость
обеспечения конфиденциальности сведений
о защищаемом лице. Реализации этого положения
и посвящена комментируемая статья.
Представляется,
что в данном случае (до принятия
специальных нормативных правовых
актов органами, уполномоченными
осуществлять государственную защиту)
можно руководствоваться порядком применения
аналогичной меры безопасности в отношении
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов. Приказом
МВД России от 20 декабря 1995
г. N 483 "О мерах по
реализации Федерального
закона "О государственной
защите судей, должностных
лиц правоохранительных
и контролирующих органов"18
была утверждена Временная инструкция
о порядке обеспечения государственной
защиты судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов. В ней достаточно
четко регламентирована процедура обеспечения
конфиденциальности сведений .В
данном случае в п. 4.6
Временной инструкции устанавливается
порядок замены не только государственных
регистрационных знаков транспортных
средств защищаемых лиц, но и регистрационных
документов транспортных средств, а также
водительских удостоверений. В Законе
же N 119-ФЗ замена водительских удостоверений
как разновидность иных документов защищаемых
лиц относится к мере безопасности, предусмотренной
в ч. 4 ст. 10.
Кроме
того, интересно отметить, что в соответствии
с п. 4.6.2 Временной инструкции расходы,
связанные с заменой государственных
регистрационных знаков транспортных
средств, регистрационных и водительских
документов, возмещаются защищаемым лицам.
Представляется, что государство в лице
соответствующих органов должно не возмещать
расходы, а изначально их осуществлять,
не вовлекая в этот процесс защищаемых
лиц. То же самое касается возможности
изменения номера телефона.
В
части 3 ст. 28 Закона N 119-ФЗ подчеркивается,
что расходы, связанные с обеспечением
государственной защиты, не могут быть
возложены на защищаемое лицо. Конфиденциальность
сведений должна соблюдаться и при замене
документов защищаемых лиц.
- Статья
10. Переселение на другое
место жительства, замена
документов, изменение
внешности защищаемого
лица. Меры безопасности, предусмотренные
данной статьей, относятся к числу наиболее
сложных и дорогостоящих. Поэтому законодатель
специально указал, что они могут применяться
только в особых случаях, когда иными мерами
невозможно добиться реальной защиты
участников уголовного судопроизводства.
Защищаемое лицо может быть временно или
постоянно переселено на другое место
жительства. В Правилах применения отдельных
мер безопасности в отношении потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства Правительство РФ не
раскрывает особенностей применения этой
меры безопасности. Поэтому в данном случае
можно обратиться к уже называвшейся Временной
инструкции о порядке обеспечения государственной
защиты судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов. Вместе с тем
следует иметь в виду, что перечень органов,
на которые возложено исполнение мер безопасности
в соответствии с Законом, шире, чем в приведенной
Инструкции. Кроме того, в соответствии
с п. 14 приложения N 1
к Государственной программе "Обеспечение
безопасности потерпевших,
свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства
на 2006 - 2008 годы"
для осуществления этой меры объемы финансирования
определяются ежегодно Минэкономразвития
России по представлению федеральных
органов власти - участников Программы.
Предусматривая возможность переселения
на другое постоянное место жительства,
законодатель вместе с тем не оговаривает,
что происходит с прежним жилищем защищаемого
лица (видимо, оно должно переходить в
государственную собственность), не уточняет,
какое новое жилище должно приобретаться
за счет средств федерального бюджета
(аналогичное прежнему, равноценное и
т.п.). Безусловным является лишь то, что
в соответствии с
ч. 2 ст. 16 Закона меры безопасности
применяются с согласия защищаемого лица.
В исключительных случаях, круг которых
не уточняется, документы защищаемого
лица могут быть заменены. Порядок такой
замены регламентируется в Постановлении
Правительства РФ от 27
октября 2006 г. N 630 "Об
утверждении Правил
применения отдельных
мер безопасности в
отношении потерпевших,
свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства".Необходимо
отметить, что процедура замены документов
защищаемого лица не детализирована. Вместе
с тем аналогичная процедура в отношении
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов конкретизирована
ведомственным нормативным актом. Представляется,
что в данном случае, но с учетом положений
Закона N 119-ФЗ, в силу одинаковости рассматриваемой
меры безопасности можно сослаться на
порядок ее применения к названным лицам.
- Статья
11. Изменение места
работы (службы) или
учебы защищаемого
лица. Особенности применения
этой меры безопасности раскрываются
в п. 14 Правил применения отдельных мер
безопасности в отношении потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства. Место работы изменяется
в соответствии с
Трудовым кодексом РФ,
в частности с учетом
положений его гл. 12
и др. Трудовое законодательство,
кроме того, включает в себя иные федеральные
законы и законы субъектов РФ, содержащие
нормы трудового права. Законодательство
о государственной службе, прежде всего,
представлено Федеральными
законами от 27 мая 2003
г. N 58-ФЗ "О системе
государственной службы
Российской Федерации"19,
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О
государственной гражданской
службе Российской Федерации"
20. Необходимо также отметить, что в
п. 14 Правил применения отдельных мер безопасности
в отношении потерпевших, свидетелей и
иных участников уголовного судопроизводства
не упоминается муниципальная служба,
законодательство о которой следует учитывать
при изменении места службы. В частности,
следует назвать Федеральный
закон от 8 января 1998
г. N 8-ФЗ "Об основах
муниципальной службы
в Российской Федерации"21На
основании ч. 6 ст. 16
Федерального закона
от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О
высшем и послевузовском
профессиональном образовании"
"студентам высших учебных заведений
гарантируется свобода перехода в другое
высшее учебное заведение в порядке, установленном
федеральным государственным органом
управления образованием. При переходе
из одного высшего учебного заведения
в другое за студентом сохраняются все
права как за обучающимся впервые на данной
ступени высшего профессионального образования"
22.
- Статья
12. Временное помещение
защищаемого лица
в безопасное место. Следует
отметить, что применение предусмотренной
в данной статье мер безопасности, как
и ранее рассмотренных, должно основываться
на положениях, указанных в
ч. 2 и 3 ст. 16 Закона N 119-ФЗ. Эта мера
безопасности отличается от переселения
защищаемого лица на другое временное
место жительства. При этом срок помещения
в безопасное место не уточняется, что
несколько размывает такое отличие.
В Законе N 119-ФЗ не раскрывается
понятие "безопасное
место". Вместе с тем аналогичная
мера безопасности в отношении судей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов конкретизируется.
В случае если меры безопасности
не дали результатов и защищаемому лицу
был причинен физический вред либо оно
погибло (умерло), статья 15
ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ,
СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВУГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА",
устанавливает основные принципы
и меры социальной поддержки. В соответствии
с данной статьей меры социальной поддержки
касаются лишь лиц, участвовавших и (или)
участвующих в уголовном судопроизводстве.
К сожалению, законодатель обошел вниманием
лиц, которые согласно
ч. 3 ст. 2 Закона N 119-ФЗ
также имеют статус защищаемых лиц
(близкие родственники, родственники и
близкие лица, противоправное посягательство
на которых оказывается в целях воздействия
на лиц, указанных в ч. 1
и 2 ст. 2 Закона N 119-ФЗ). ФЗ.
Устанавливается обязательное наличие
связи между причинением защищаемому
лицу вреда и его участием в уголовном
судопроизводстве. Идея понятна: защищаемое
лицо, получившее физические повреждения
не в связи с участием в уголовном судопроизводстве
по данному делу (например, подверглось
хулиганскому нападению на улице; поскользнулось
и получило перелом руки и т.п.), не получает
права на социальную поддержку в рамках
Закона N 119-ФЗ. Однако, как представляется,
законодатель не вполне точно выразил
свою мысль. Так, защищаемое лицо, участвовавшее
в проверке показаний на месте, получает
вред здоровью вследствие случайного
обрушения кровли помещения, где проводилось
следственное действие.
Имущественный вред, причиненный защищаемому
лицу в связи с его участием в уголовном
судопроизводстве, возмещается за счет
средств федерального бюджета и иных предусмотренных
законодательством финансовых источников.
В случае установления лиц, виновных в
причинении имущественного ущерба, государство
в порядке регрессного иска взыскивает
с них выплаченную сумму. Представляется,
что виновность в данном случае должна
быть установлена приговором суда.
Моральный
вред, причиненный защищаемому лицу,
не компенсируется государством. В
данном случае требование о возмещении
возможно в порядке гражданского
судопроизводства с конкретного лица,
которое причинило, по мнению истца, данный
вред.
Выделяются три вида
последствий причинения
защищаемому лицу физического
вреда:
- смерть лица;
- вред здоровью,
повлекший получение инвалидности (I, II
или III степени);
- вред здоровью,
не повлекший получения инвалидности.
В
каждом из указанных случаев предусмотрено
единовременное пособие . Кроме того, в
первом и во втором случаях назначаются
государственные пенсии - по потере кормильца
и по инвалидности соответственно. Порядок
выплаты единовременных пособий, содержится
в ст. 19 Закона N 119-ФЗ,
а также конкретизируется
Постановлением Правительства
РФ от 11 ноября 2006 г. N 664 "Об
утверждении Правил
выплаты единовременных
пособий потерпевшим,
свидетелям и иным участникам
уголовного судопроизводства,
в отношении которых
в установленном порядке
принято решение об
осуществлении государственной
защиты"
Приложение
3: ПОСТАНОВЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)о
применении мер социальной
поддержки
Потерпевшему обеспечивается возмещение
имущественного вреда, причиненного преступлением,
а также расходов, понесенных в связи с
его участием в уголовном процессе. Возмещение
имущественного вреда, причиненного преступлением,
реализуется путем заявления гражданского
иска (ст. 44 УПК), возвращения потерпевшему
предметов и имущества, признанных вещественными
доказательствами по делу (п. 6 ч. 3 ст. 81
УПК), а также добровольного возмещения
виновным имущественного ущерба и морального
вреда, причиненных в результате преступления
(п. "к" ст. 61 УК). В целях реализации
ч. 1 ст. 48 Конституции РФ впервые в уголовно-процессуальном
законодательстве сформулирована норма,
позволяющая потерпевшему возместить
свои расходы на представителя (ч. 3 ст.
42 УПК), что реально уравнивает его в праве
на юридическую помощь (в том числе - бесплатную)
с обвиняемым. Расходы, понесенные потерпевшим
в связи с участием в производстве по уголовному
делу, возмещаются в соответствии с Инструкцией
о порядке и размерах возмещения расходов
и выплаты вознаграждения лицам в связи
с их вызовом в органы дознания, предварительного
следствия, прокуратуру или в суд. Виды
расходов, подлежащих возмещению, перечислены
в ст. 131 УПК.
Лицо,
которому преступлением причинен моральный,
физический или имущественный вред,
вправе также предъявить гражданский
иск о компенсации в денежной форме морального
вреда, независимо от возмещения имущественного
вреда. При определении размера компенсации
морального вреда (в соответствии со ст.
ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ) необходимо учитывать:
характер причиненных потерпевшему физических
и нравственных страданий, связанных с
его индивидуальными особенностями; степень
вины подсудимого; материальное положение
подсудимого; другие конкретные обстоятельства
дела, влияющие на решение по иску.