Производство экспертизы по уголовному делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель работы изучить производство экспертизы по уголовному делу, а также выявить противоречия между практикой и имеющимися теоретическими исследованиями по данному вопросу, и выработать научно обоснованные рекомендации практическим подразделениям по дополнению статуса эксперта и проведению экспертизы.
Задачи, которые необходимо решить для поставленной цели:,
- определить роль эксперта в уголовном процессе;
- определить роль экспертизы в доказывании по уголовным делам, и их место в уголовном процессе;
- определить порядок назначения и проведения экспертизы как способа исследования обстоятельств по уголовным делам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕТРИЗЫ……….
История становления и развития судебной экспертизы……………
Понятия и задачи судебной экспертизы………………………………
Классификация судебных экспертиз………………………..

Глава 2. УГОЛОВНА-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
2.1. Порядок назначения и проведения судебной экспертизы………
2.2. Содержание и структура заключения эксперта…
2.3. Оценка результатов экспертного исследования…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Сурикой А..doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

     Повторная экспертиза может быть назначена как в то же экспертное учреждение, в котором выполнялась первичная, но другому эксперту (группе экспертов), так и в иное экспертное учреждение.19 В уголовном процессе законодателем предусмотрена специальная законодательная форма - бланк протокола о назначении дополнительной и повторной экспертиз - приложение 120 к УПК. К сожалению, в этом бланке не предусмотрено указание вопросов, разрешенных первичной экспертизой, и экспертных выводов. Как правило, назначение повторной экспертизы является последствием отрицательной оценки экспертного заключения субъектами, назначившими экспертизу.

     Следует при этом иметь в виду, что назначение повторной экспертизы - это право, а не обязанность следователя, дознавателя, суда. Повторная экспертиза может быть назначена и в том случае, когда заключение эксперта противоречит другим доказательствам, собранным по делу, поскольку заключение эксперта не является каким-то особым доказательством и отдавать априорно преимущество экспертным выводам нельзя. Типичной ошибкой, встречающейся в следственной и судебной практике, является назначение повторной экспертизы только на том основании, что выводы эксперта не устраивают следователя или суд либо по своей форме (вероятные), либо потому, что "не укладываются" в ту версию, которой отдается предпочтение. Вероятная форма выводов сама по себе не является основанием для назначения повторной экспертизы, если только при оценке заключения не возникают сомнения относительно научной обоснованности последнего или компетентности эксперта.

     По численности и составу исполнителей судебные экспертизы подразделяются на единоличные, комиссионные и комплексные.20

     Единоличную экспертизу проводит один эксперт, комиссионную -  комиссия, состоящая из двух или более экспертов одной специализации. Законодатель не определяет, когда именно должна назначаться комиссионная экспертиза, хотя указания на возможность поручения производства судебной экспертизы комиссии экспертов содержатся в соответствующей  статье 200 УПК.  Этот вопрос решается органом или лицом, ее назначившим, либо руководителем судебно-экспертного учреждения в зависимости от содержания и сложности экспертного задания, а также степени разработанности экспертной методики.

     Ответственность за организацию комиссионной судебной экспертизы возлагается на руководителя судебно-экспертного учреждения. Если в комиссию экспертов входят государственные эксперты - сотрудники нескольких государственных экспертных учреждений, организацию комиссионной экспертизы осуществляют руководители этих учреждений.21 В том случае, когда хотя бы один из экспертов комиссии является сотрудником государственного экспертного учреждения, по смыслу ФЗ ГСЭД организация производства комиссионной экспертизы является обязанностью руководителя государственного экспертного учреждения, поскольку только от него государственный эксперт может получить экспертное задание. Большая часть экспертов, которых необходимо привлечь в комиссию, могут оказаться сотрудниками негосударственного экспертного учреждения. Там же может быть сосредоточено основное оборудование.22 В этом случае было бы логично возложить обязанность по организации комиссионной экспертизы на руководителя негосударственного экспертного учреждения.

     Таким образом, налицо явное противоречие. С одной стороны, вопрос о комиссионном характере судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, а с другой - если производство такой экспертизы поручено негосударственному экспертному учреждению, субъект, назначающий экспертизу, не может привлечь к участию в комиссии конкретного эксперта - сотрудника государственного экспертного учреждения. Если следовать букве закона, необходимо вынесение двух постановлений по назначению одной и той же комиссионной экспертизы: одного в адрес негосударственного экспертного учреждения, а другого в адрес государственного. Ни в одном кодексе не предусмотрен подобный порядок. Кроме того, руководитель государственного судебно-экспертного учреждения может воспользоваться своим правом, назначать экспертов и создать комиссию совсем из других лиц.

     Из-за сложившихся противоречий  о назначении и проведении  определенного рода экспертизы решен законодателями не ясно. Так в ст. 200 нахватает указаний на лицо, которое должно назначать комиссионную экспертизу,  и который в силу своих знаний может определить в каждом конкретном случаи характер экспертизы. Такое полномочие  о назначении характера экспертизы должно возлагаться на человека обладающего необходимыми познаниями в области проведения экспертиз, дабы заключение экспертов было полным – это руководитель экспертного подразделения. 

     Комиссионные экспертизы назначаются в особо сложных случаях, а также при производстве повторных экспертиз.23 Некоторые роды экспертиз выполняются только как комиссионные. Однако далеко не всегда назначение комиссионных экспертиз обоснованно. В некоторых случаях комиссии экспертов поручается исследование большого количества однородных объектов, и каждый из экспертов исследует свою группу объектов. Причем исследования экспертов, включенных в комиссию, никак не связаны между собой.

     Например, на экспертизу представлено 1600 монет из желтого металла, и на разрешение судебной экспертизы был поставлен вопрос: из какого металла или сплава изготовлены монеты, а если они содержат золото, то какой пробы? Судебная экспертиза была поручена четырем экспертам-металловедам, которые, разделив поровну монеты и промаркировав их, произвели каждый свое исследование и составили общее заключение. В выводах последовательно были указаны составы и пробы золота для каждой монеты. Эта экспертиза, будучи оформлена как комиссионная, на самом деле по своей сути таковой не является, поскольку отсутствует коллегиальность в решении вопросов. Вместо одной комиссионной надо было назначить четыре единоличных.24

     Комплексной является экспертиза, в которой эксперты, специализирующиеся в разных классах или родах судебных экспертиз, заняты совместным решением одних и тех же вопросов и формулированием общего вывода. Выводы, сделанные каждым экспертом самостоятельно, без участия специалистов в иных областях знаний, подписываются им единолично. 25

     В рамках экспертизы одного вида может выполняться комплексное исследование одних и тех же вещественных доказательств с использованием различных методов, однако такое исследование не является комплексной экспертизой, даже если оно выполнено комиссией экспертов.

     Например, по делу о пожаре изъяты провода. Решение вопроса о том, произошло ли их оплавление в результате коротких замыканий (до или во время пожара) или термического действия пожара, осуществляется с использованием таких современных инструментальных методов, как растровая электронная микроскопия, рентгеноструктурный, металлографический и газовый анализ.26 Исследование может производиться как одним экспертом-металловедом, владеющим этими методами, так и разными экспертами, каждый из которых специализируется в каком-то одном методе, но все они, являясь специалистами в области металловедческих экспертиз, владеют и другими методами исследования.

     Несмотря на то что в постановлениях о назначении подобных экспертиз часто фигурирует термин "комплексные", они,  таковыми не являются и представляют собой экспертизы с использованием комплекса методов в пределах одного и того же вида судебной экспертизы.27 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ

     2.1. Порядок назначения и проведения судебной экспертизы 
 

     Глава 27 УПК РФ детально регламентирует порядок назначения и производства судебной экспертизы.

     При осуществлении производства по уголовным делам экспертизы производятся как в стадии предварительного расследования, так и судебного разбирательства судом первой инстанции, в апелляционном и кассационном порядке.

     В стадии предварительного расследования экспертиза назначается следователем, прокурором, дознавателем сразу же, как только возникнет необходимость.28 В противном случае могут произойти порча некоторых вещественных доказательств, снижение их доказательственного значения, затягивание сроков производства по делу.

     По данным ЭКЦ ГУВД г. Москвы, около 80% взрывчатых и наркотических веществ исследуется дважды: сначала при производстве предварительного исследования с оформлением справки, а затем в ходе судебной экспертизы. Повторяется около половины технико-криминалистических исследований документов, что при большой загруженности государственных судебных экспертов (от 200 до 300 экспертиз и исследований в год) представляется крайне нерациональным.

     С другой стороны, в результате предварительного исследования объекты могут изменить свое первоначальное состояние и даже частично или полностью утрачиваются. На практике обычно, если при производстве предварительного исследования объект уничтожается, впоследствии эксперт, выполняющий судебную экспертизу, все равно опирается на результаты этого исследования, поскольку объект отсутствует. Фактически при этом он производит оценку предварительного исследования и если считает его выполненным методически правильно, а результаты его обоснованными, то подтверждает это в выводах.29 Таким образом, эксперт подменяет собой следователя, что вряд ли можно считать допустимым с процессуальной точки зрения.

     Противники производства экспертизы до возбуждения уголовного дела предлагают в сомнительных случаях сначала возбудить уголовное дело, а затем назначить экспертизу и, если признаков состава преступления не выявлено, дело можно прекратить. Однако высказанное предложение является неприемлемым. Очевидно, что после возбуждения уголовного дела следователь может производить любые процессуальные действия, в том числе и существенно затрагивающие права и интересы граждан. Поэтому уголовное дело, возбужденное необоснованно, даже при его прекращении влечет ущемление этих прав и законных интересов.30 Полагаю, что противники назначения экспертизы до возбуждения уголовного дела излишне драматизируют ситуацию, которая может возникнуть при назначении экспертизы.

     В УПК содержатся указания на участие эксперта в производстве осмотра места происшествия. Например, в ст. 178 "Осмотр трупа. Эксгумация" указывается, что следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с участием судебно-медицинского эксперта (но не специалиста в области судебной медицины, как ранее указывалось в ст. 180 УПК РСФСР). В законодательной форме протокола осмотра места происшествия (приложение 4 к ст. 476 УПК) предусмотрено участие эксперта. Таким образом, первый шаг к допущению назначения судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела как бы уже сделан.

     Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь самостоятельно выносит об этом постановление, либо возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются:

1. основания назначения судебной экспертизы; 
2. фамилия, имя и отчество эксперта или наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 
3. вопросы, поставленные перед экспертом; 
4. материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта;

5. род или вид судебной экспертизы.

     Постановление условно можно подразделить на три части: вводную, описательную, резолютивную.31 Во вводной части указывается: место и дата составления постановления, кто составил постановление (фамилия, должность и орган, где работает) и по какому уголовному делу. В описательной части постановления ("установил") кратко излагаются фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях, могут быть указаны также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта (например, условия хранения объекта, которые могли вызвать его видоизменение). Завершается эта часть ссылками на статьи УПК, на основании которых назначена экспертиза (ст. 195, 196, 199).

     В резолютивной части постановления ("постановил") указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, приводится перечень материалов, представляемых в распоряжение эксперта.32

     Однако, ст. 196 УПК РФ предусматривает случаи обязательного назначения экспертизы, если необходимо установить:

     1) причины смерти;

     2) характер и степень причиненного  вреда здоровью;

     3) психическое или физическое состояние  подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

     4) психическое или физическое состояние  потерпевшего в случаях, когда  возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

     5) возраст подозреваемого, обвиняемого,  потерпевшего, когда это имеет  значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.

Информация о работе Производство экспертизы по уголовному делу