Производство в суде с участием присяжных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение порядка производства в суде с участием присяжных заседателей.
Исходя из цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические аспекты развития суда присяжных в России;
- осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве
- рассмотреть особенности организации суда присяжных в зарубежных странах;
- проанализировать особенности производства в суде с участием присяжных заседателей на всех стадиях разбирательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Общие положения о суде присяжных заседателей……………………….. 8
1.1 Исторические аспекты развития суда присяжных в России…………… 8
1.2 Понятие присяжных заседателей в уголовном процессе РФ………….. 11
1.3 Организация суда присяжных в зарубежных странах….......................... 14
2 Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей…………………………………………………………………….
18
2.1 Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию…………………………………………………………
18
2.2 Особенности судебного разбирательства уголовного дела……………. 20
2.3 Вынесение и провозглашение вердикта………………………………… 30
2.4 Производство по уголовному делу после вынесения вердикта……….. 34
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список использованных источников……………………………………… 39
Приложение А «Обзор судебной статистики по рассмотрению дел с участием присяжных заседателей»…………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 87.82 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

5

1 Общие положения о  суде присяжных заседателей………………………..

8

1.1 Исторические аспекты  развития суда присяжных в  России……………

8

1.2 Понятие присяжных заседателей  в уголовном процессе РФ…………..

11

1.3 Организация суда присяжных в зарубежных странах…..........................

14

2 Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей…………………………………………………………………….

 

18

2.1 Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию………………………………………………………

 

18

2.2 Особенности судебного разбирательства уголовного дела…………….

20

2.3 Вынесение и провозглашение вердикта…………………………………

30

2.4 Производство по уголовному делу после вынесения вердикта………..

34

Заключение…………………………………………………………………….

37

Список использованных источников………………………………………

39

Приложение А «Обзор судебной статистики по рассмотрению дел с участием присяжных заседателей»…………………………………………..

 

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одной из процессуальных форм, наиболее характерных для уголовного судопроизводства в демократическом  государстве, является рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных. Первоначально институт присяжных  заседателей возник в Великобритании к концу XIX века, затем он нашел свое место в уголовно-процессуальном законодательстве Франции, Германии, Австрии, США и т.п. В Российской империи суды присяжных впервые были введены вследствие буржуазных реформ Александра II и до самого 1917 года оставались центральном звеном судебной системы.

После прихода к власти в октябре 1917 года правительство  большевиков сразу провело судебную реформу и согласно Декрету №1 «О Суде», принятом Совнаркомом 22 ноября 1917 года, суды присяжных были упразднены. Вместо них на протяжении всего советского периода развития уголовного судопроизводства в нашей стране существовал институт народных заседателей, который окончательно был отменен новым уголовно-процессуальным законодательством.

Возрождение суда присяжных  связано в первую очередь с  распадом СССР, с переходом России к новым политическим и социально-экономическим  отношениям, а также с тенденциями  по укреплению тесных правовых и экономических  связей с развитыми странами Западной Европы и США. Согласно Концепции  судебной реформы, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 года, одним из важнейших направлений развития судопроизводства следовало считать признание за каждым лицом права на рассмотрение его дела в установленных законом случаях судом с участием присяжных заседателей (п. 3). Правовую основу возрождения судов присяжных в России обусловили изменения, внесенные в законодательство РСФСР в июле 1993 года.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция России1 в части 2 ст. 20 закрепила право каждого обвиняемого в совершении преступления, предусматривающего в виде наказания смертную казнь, на рассмотрение его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, что, несомненно, явилось одной из главных гарантий прав и свобод человека и гражданина, в частности права на жизнь.

Новый Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ)2 определил производство в судах с участием присяжных заседателей как одну из форм осуществления правосудия по уголовным делам в 1-й инстанции и в главе 42 урегулировал процедурные особенности такого производства. Последним этапом же на пути к законодательному закреплению института присяжных заседателей в РФ стал специальный Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»3.

Институт суда присяжных  основывается на принципах и постулатах, которые до последнего времени либо считались чуждыми нашему уголовному процессу (определение функции суда как арбитра, а не активного участника  процесса доказывания, обязанного осуществлять собирание доказательств по своей  инициативе) либо трактовались в несколько  ином свете (принцип состязательности). Новизна проявляется в отходе от роли суда как правоохранительного  органа, вменения ему обязанности  борьбы с преступностью, появлении  институтов разграничения функции  вынесения решения, функций обвинения, защиты. Особенности проявляются  и в оценке доказательств, в напутственном  слове, в формировании вопросного листа  и др. Сказанное предопределяет теоретическую  и чисто практическую значимость вопросов, затронутых в нашем исследовании.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  по поводу осуществления судебного  разбирательства с участием присяжных  заседателей. Предметом исследования является совокупность норм, регулирующих рассмотрение судом уголовных дел  с участием присяжных заседателей.

Целью курсовой работы является всестороннее изучение порядка производства в суде с участием присяжных заседателей.

Исходя из цели курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:

- изучить исторические аспекты развития суда присяжных в России;

- осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве

- рассмотреть  особенности организации суда присяжных в зарубежных странах;

- проанализировать  особенности производства в суде  с участием присяжных заседателей  на всех стадиях разбирательства.

Нормативную базу исследования составляют Конституция  РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), УПК РФ, Федеральные Законы, Бюллетени Верховного Суда РФ, монографии, учебники, статьи, учебно-методические работы, регламентирующие вопросы института суда присяжных.

В работе использованы труды, посвященные проблемам суда присяжных  на современном этапе таких специалистов, как  А.Х Энеева, Л.Н. Башкатова, П.А. Лупинской и других авторов.

 

 

 

 

 

 

1 Общие положения  о суде присяжных заседателей

 

1.1 Исторические  аспекты развития суда присяжных  в России

 

 

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено Екатерине II русским учёным-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда  Александру I в 1809 году. В программных документах декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева и  «Русская Правда» П. И. Пестеля) он также предусматривался.

Суд присяжных был введён в систему российского судопроизводства в ходе судебной реформы 1864 года. Официальный старт реформы был дан 20 ноября 1864 года принятием судебных уставов. Окончательно судебная реформа была завершена к 1896 году. Детальную разработку статей законодательства о суде присяжных вели видные юристы того времени: Д. А. Ровинский, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский.

На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями. Окончательно процесс введения суда присяжных был завершён лишь к 1896 году.

В таком виде суд присяжных  просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 года.4

История российского суда присяжных без какого-либо сопротивления  со стороны населения была прервана 22 ноября (5 декабря) 1917 г. данным Декретом, упразднившим окружные суды, судебные палаты, кассационные департаменты Сената. Соответственно упразднялся и институт присяжных заседателей. Однако из-за длившегося несколько месяцев процесса создания новых, советских судебных органов, суд присяжных прекратил свое фактическое существование только в начале 1918 года.

После ликвидации суда присяжных  в советский период право граждан  России на рассмотрение дела этим судом  было провозглашено лишь 13 ноября 1989 г. - с момента принятия Верховным Советом СССР Основ Союза ССР и республик о судоустройстве, ст. 11 которых гласила: «В порядке, установленном законодательством союзных республик, по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей)».5

Однако приведенное положение  Основ не отражало сущности суда присяжных, его кардинальные отличия от суда с участием народных заседателей (по сути, суд присяжных понимался  только как «расширенная коллегия»  народных заседателей).

Радикальным шагом по возвращению  в Россию суда присяжных стала  разработка Концепции судебной реформы, в которой суду присяжных было отведено центральное место в  демократизации уголовной юстиции.

13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье  11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей).6

Законом СССР от 10 апреля 1990 года № 1423-1 вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, согласно которым «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные категории дел, подсудных суду присяжных (расширенной коллегии народных заседателей)».

В октябре 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции России право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне.7

Первый процесс с участием присяжных в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде. Перед судом тогда предстали два брата-цыгана М., обвиняемые в умышленном убийстве трёх человек, совершённом из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершённом группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, и они отделались небольшими сроками заключения.8

Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации»9 установил постепенное введение суда присяжных на всей территории России.

20 августа 2004 года принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Закон о присяжных заседателях). В нем указаны суды, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, и требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели, порядок и сроки исполнения гражданами обязанностей присяжных заседателей, гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.

Таким образом, предоставленное  Конституцией РФ и законом право обвиняемым на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей явилось достаточно востребованным. В период действия вышеуказанного Закона в девяти регионах России более 30% обвиняемых воспользовались данным им правом.10

 

 

1.2 Понятие присяжных  заседателей в уголовном процессе  РФ

 

 

Способность коллегии присяжных  заседателей правильно и справедливо  решать сложные и ответственные  вопросы о виновности зависит, прежде всего, от ее качественного состава, наличия в составе коллегии присяжных  заседателей людей, способных быстро и эффективно включиться в деятельность по исполнению обязанностей присяжного заседателя. Социально-психологическое  понятие «включенность» означает степень  вхождения человека в систему  требований, норм, ролей, прав, обязанностей, ожиданий, которые предъявляет к нему сфера его деятельности. 11

Требования к гражданам, участвующим в осуществлении  правосудия, устанавливаются Законом о присяжных заседателях.

В деятельности суда присяжных  вправе принимать участие граждане России независимо от социального, имущественного положения, национальности, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания.

Исключение лица из списков  либо освобождение его от участия  в суде может быть осуществлено в  одних случаях по его волеизъявлению, в других по требованию закона.

Так, согласно статье 3 Закона о присяжных заседателях, в списки присяжных не включаются лица:

- не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

- имеющие не снятую или не погашенную судимость;

- признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

- состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Информация о работе Производство в суде с участием присяжных заседателей