Производство в суде с участием присяжных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение порядка производства в суде с участием присяжных заседателей.
Исходя из цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические аспекты развития суда присяжных в России;
- осветить основное содержание правового регулирования института суда присяжных в современном уголовно-процессуальном законодательстве
- рассмотреть особенности организации суда присяжных в зарубежных странах;
- проанализировать особенности производства в суде с участием присяжных заседателей на всех стадиях разбирательства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Общие положения о суде присяжных заседателей……………………….. 8
1.1 Исторические аспекты развития суда присяжных в России…………… 8
1.2 Понятие присяжных заседателей в уголовном процессе РФ………….. 11
1.3 Организация суда присяжных в зарубежных странах….......................... 14
2 Особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей…………………………………………………………………….
18
2.1 Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию…………………………………………………………
18
2.2 Особенности судебного разбирательства уголовного дела……………. 20
2.3 Вынесение и провозглашение вердикта………………………………… 30
2.4 Производство по уголовному делу после вынесения вердикта……….. 34
Заключение……………………………………………………………………. 37
Список использованных источников……………………………………… 39
Приложение А «Обзор судебной статистики по рассмотрению дел с участием присяжных заседателей»…………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 87.82 Кб (Скачать документ)

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

- не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

 

- имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела. 12

Вопросы формирования списков  присяжных заседателей также регулируются Законом о присяжных заседателях. Согласно ему председатель суда не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган  государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок  и сроки составления списков  кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований  число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные  заседатели от соответствующих муниципальных  образований. При составлении списков  кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может  быть превышено не более чем на 10 процентов.

Списки кандидатов в присяжные  заседатели составляются исполнительно-распорядительными  органами муниципальных образований  отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации  на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы  Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.13

 

 

1.3 Организация суда присяжных в зарубежных странах

 

Суд присяжных в том  виде, в котором мы его знаем сейчас, образовался в Англии в начале XIII века. В России суд присяжных был введен благодаря либеральным реформам Александра II и просуществовал до начала XX века, а процесс отмены суда присяжных в Европе примерно совпал с отменой суда присяжных в России, затем он был отменен в 1924 году в Германии, затем, позднее, – авторитарными режимами Португалии, Италии, потом во Франции и других странах. 14И в настоящий момент он сохранился не во всех странах Европы. Хотелось бы обратить внимание на то, что многие юристы, практики, ученые, политики и другие лица порой намеренно, порой случайно или от незнания, путают два совершенно разных института народного участия в правосудии – суд присяжных и другую форму народного представительства, народного участия в правосудии – так называемый смешанный суд профессиональных судей и народных заседателей. Отличие заключается в том, что в смешанном суде профессиональные судьи и народные заседатели совещаются и принимают решение совместно. Т.е. тот институт, в котором участвует некоторое количество народных заседателей, не становится от этого судом присяжных. Если судья допущен в совещательную комнату, суд присяжных прекращает свое существование.

Другим фактором является мотивировка решений; если для суда присяжных характерен немотивированный вердикт, то для смешанного суда, как  правило, решение должно быть мотивированным (за некоторыми исключениями, такими, как, допустим, Португалия, Греция и Франция).

И третий момент, который  связан с апелляцией или кассацией, – это отмена вердикта только в  связи с процессуальными нарушениями  в суде присяжных. Здесь опять-таки есть исключения. Для смешанного суда это отмена решений по любым законным основаниям, т.е. вердикт может быть обжалован не только при нарушении процесса, но и по фактическим обстоятельствам.

Если говорить о суде присяжных, он может пониматься по-разному.

Во-первых, суд присяжных  – это реализация политического  права граждан на участие в  управлении государством. Суд присяжных  – единственный, наверное, институт прямой демократии, который может  существовать в государстве.

С другой стороны, суд присяжных  – дополнительная гарантия на справедливое правосудие и разбирательство независимым  и беспристрастным судом, причем это право предполагает свободу  выбора подсудимого – быть судимым  судом присяжных или профессиональным судом. Опять-таки в некоторых странах  существует приоритет политического  права народа на участие над гражданским  правом – вот, например, в Испании  нельзя отказаться от суда присяжных: если человек совершил преступление, достаточно серьезное, чтобы его  разбирал суд присяжных, он не имеет  права на выбор.

И третий момент – закрепление  этих прав в Конституции. Некоторые  страны закрепляют это право, в частности  – США, Канада, Австралия и многие другие. Однако это не означает автоматическую реализацию этих прав. Мы знаем это на примере России, где во многих регионах их не существовало в течение десяти лет после введения. Другим примером является Аргентина, где Конституция была принята 1853 г. Прошло уже более 150 лет, а суд присяжных до сих пор не введен, и в настоящий момент его введение обсуждается в сенате. Следующий момент, который я хотел кратко обрисовать, – это подсудность суда присяжных.

Говоря о доказательствах в суде присяжных, следует отметить что в европейских странах (за исключением России) – например, в Норвегии, Бельгии, Австрии существует такой принцип, как полный доступ к делу, т.е. вся информация о доказательствах доступна присяжным заседателям, от них ничего не скрывают. Напротив, в странах англо-американской правовой семьи существует взгляд, что необходимо уберечь присяжных от негативной информации, которая так или иначе может их настроить против подсудимого, либо потерпевшего.

Следующее отличие англо-американского  суда присяжных от континентального, заключается в соблюдении принципа. Если говорить о таком понятии, как  свидетельство по слуху, то оно распространяется не только на случаи, когда человек  что-то узнает от кого-то другого. Например, один свидетель сказал другому, будто он видел, как подсудимый убил кого-то, и в данном случае показание свидетеля-очевидца будет считаться слухом, если оно не высказано в суде, т.е. все показания, данные в полиции, являются слухами и должны быть проверены свидетелями, в России же такие показания легко заменяются бумажными протоколами предварительного расследования. Конечно, эти правила о доказательствах – камень преткновения между правом на народное участие и правом на справедливое судебное разбирательство, причем приоритет не всегда отдается второму.

Говоря о полномочиях  судьи в России, в принципе, заимствована американская практика, за некоторым исключением (судья говорит также о доказательствах и приводит их в сжатом резюме). В некоторых странах запрещено касаться доказательств, способных так или иначе вызвать предубеждение у присяжных. Например, если судья станет описывать доказательства обвинения с благоприятной стороны, а доказательства защиты – с неблагоприятной.

Причем известны случаи, в том числе и в Англии, когда  спустя 50 лет после того, как подсудимого  осудили и казнили, апелляционный  суд пришел к решению, что напутственное  слово повлияло на присяжных, что  своим напутственным словом судья  лишил подсудимого права на справедливое разбирательство. Т.е., если судья очень  агрессивен и ведет себя как обвинитель, он может в какой-то степени повлиять на присяжных.

Следующим отличием России от других стран является правило  о вердикте. В некоторых странах  требуется единодушие или единогласие. Эти страны – Канада, Новая Зеландия, некоторые штаты Австралии и  многие штаты США, в том числе  федеральные суды. А с другой стороны, там, где, в принципе, правило единодушия существовало в течение нескольких веков, например, в Англии (оно существовало там 600 лет, затем от него отказались в пользу суперквалифицированного  большинства), если там десять присяжных  выскажутся за обвинительный или  оправдательный вердикт, этого будет  достаточно.

Вот хороший пример из дореволюционной  России – процесс Веры Засулич. Присяжные  оправдали человека, который действительно  совершил преступление, может быть, это не совсем корректно с юридической  точки зрения. Ее признали невиновной.

В англо-американских странах  это также допустимо, а вот  в Испании – нет. Был такой  знаменитый процесс Микеле Атеги в 1990-х годах. Он обвинялся в убийстве двух полицейских. Он был баском. Согласно обвинению он пытался убить, точнее сказать, убил двух полицейских, но его оправдали. Это произошло в его родной провинции и то, что его оправдали, – неудивительно, да? Но, тем не менее, верховный суд посчитал, что объяснения суда присяжных неудовлетворительны, и этот вердикт отменили. Что и продемонстрировало нежелание испанского государства признавать право суда присяжных на оправдательный вердикт в тех делах, в которых подсудимый, с точки зрения государства, виновен. В принципе, в России это возможно, и некоторые процессы это демонстрируют. 15

Рассмотрев основные теоретические  аспекты становления и развития суда присяжных заседателей в  России и за рубежом перейдем к  изучению уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей

2 Особенности  рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей

 

2.1 Особенности стадии подготовки материалов уголовного дела к судебному заседанию

 

 

Суд присяжных – форма  судопроизводства по тяжким и особо  тяжким уголовным делам. Присяжные  заседатели - это судьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении дела наравне с профессиональным судьей. Именно присяжные принимают  решение о виновности или невиновности подсудимого. На основании этого  решения судья и выносит приговор по делу. Если вердикт присяжных - «невиновен», судья выносит оправдательный приговор, даже если не согласен с вердиктом  присяжных. Оправдательный приговор суда присяжных может отменить только Верховный суд. В соответствии со статистикой присяжные оправдывают  более 20% подозреваемых, а профессиональные судьи – чуть меньше 1%.

В Приложении А приведены статистические данные по рассмотрению дел судами с участием присяжных заседателей.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК РФ досудебная проверка материалов уголовного дела при наличии ходатайства  о его разбирательстве в суде с участием присяжных заседателей всегда проводится в порядке предварительного слушания. По его результатам судья принимает решение о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Это постановление является окончательным, и никакие последующие отказы подсудимого от рассмотрения уголовного дела таким составом суда не принимаются.

В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом  присяжных, помимо общих требований, предусмотренных ст. 231 УПК РФ, должно быть указано точное количество подлежащих вызову кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее двадцати человек.

После назначения судебного  заседания судья дает распоряжение секретарю судебного заседания  или своему помощнику о составлении  предварительного списка кандидатов в  присяжные заседатели в следующем  порядке:

- отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков путем случайной выборки;

- проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в качестве присяжных заседателей;

- непосредственное составление предварительного списка кандидатов с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. Фамилии кандидатов в присяжные вносятся в список в том порядке, в каком проходила случайная выборка. При этом лица, в отношении которых установлены обстоятельства, препятствующие их участию в присяжных, занесению в данный список не подлежат;

- включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При этом законодатель наделяет некоторые категории лиц правом заявления в суд устного или письменного ходатайства об их освобождении от выполнения обязанностей присяжных заседателей. Так согласно ч. 7 ст. 326 УПК РФ к таким лицам относятся:

- лица, старше 60 лет;

- женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

- лица которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участием в отправлении правосудия;

- лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред интересам общества или государства;

- иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 232 УПК РФ рассмотрение уголовного дела в судебном заседании с участием присяжных заседателей должно быть начато не позднее 30 суток со дня вынесения постановления о его назначении.16

 

 

2.2  Особенности  судебного разбирательства уголовного  дела

 

Подготовительная часть  судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в общем порядке, установленном  главой 36 УПК РФ, но вместе с тем  характеризуется проведением дополнительных мероприятий, обусловленных спецификой данной формы уголовного судопроизводства. Эти дополнительные мероприятия  связаны в первую очередь с  необходимостью формирования коллегии присяжных заседателей из явившихся  в судебное заседание кандидатов. Так, после проверки явки в суд  сторон и иных вызванных лиц секретарь  судебного заседания (помощник судьи) докладывает о присутствии кандидатов в присяжные заседатели. Списки явившихся  кандидатов без указания их домашних адресов вручаются сторонам. Причем если количество явившихся кандидатов составляет менее 20 человек, то председательствующий в порядке ст. 272 УПК РФ откладывает рассмотрение уголовного дела и дает распоряжение о дополнительном вызове таких кандидатов.

Помимо этого, председательствующий обязан разъяснить сторонам их дополнительные процессуальные права, обусловленные  рассмотрением уголовного дела судом  с участием присяжных.17

После завершения всех подготовительных мероприятий председательствующий приглашает кандидатов в зал судебного  заседания, и суд приступает к  непосредственному формированию коллегии. Эта процессуальная процедура (ст. 328, 330-332 УПК РФ) проводится в закрытом судебном заседании и структурно может быть разделена на несколько этапов:

Информация о работе Производство в суде с участием присяжных заседателей