Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5
§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5
§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9
§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-
ции………………………………………………………………………………….11
а) Международные договоры………………………………………………..11
б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12
в) Федеральное законодательство…………………………………………..13
Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15
§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19
а) Административное выдворение…………………………………………22
б) Депортация………………………………………………………………..23
§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиография……………………………………………………………………...
Не следует сбрасывать со счетов и теневую экономику, включая и ее крими-нальную составляющую, которая предъявляет все возрастающий спрос на не-законных мигрантов (например, подпольные швейные мастерские из китай-ских нелегалов).
Другая группа причин включает недостатки законодательства и правопри-менительной практики. Например, во многих европейских странах процедура получения разрешения на работу является очень тяжелой и длится много меся-цев. Если речь идет, например, о сезонной работе, для мигранта она вообще теряет смысл. В России для получения разрешения на легальное трудоустрой-
1 См.: Содружество независимых государств в 2002 году. – М., 2003. – С.134.
2 Телепрограмма “Времена” на ОРТ. – 1 февраля 2004 г.
ство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десят-ков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д1. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов.
Подводя итог, можно
сказать, что в настоящий момент в нашей
стране сло-жилась благоприятная ситуация
для нелегальной миграции. Не только эконо-мические,
но в большой степени и политические причины,
а также внутренняя ситуация в стране
“подпитывают” нелегальную миграцию.
Только после лик-видации данных причин
мы сможем контролировать миграционные
потоки в Россию.
§3.
Международное и
российское законодательство
о нелегальной
миграции
Передача МВД РФ функций Министерства по делам федераций, националь-
ной и миграционной политики РФ совпала с определением новых подходов к
миграционной политике. Вместе с тем ее концепция дорабатывается неоправ-данно долго, не определены новые ориентиры борьбы с миграцией, в том чис-ле нелегальной. Следует учитывать, что миграционная политика в РФ в насто-ящее время проводится в достаточно узком коридоре возможностей, обуслов-ленном рядом ограничений. Основные из них – экономические, значительно сужающие “социальную” составляющую миграционной политики и ограниче-ния, вытекающие из интересов обеспечения национальной безопасности госу-дарства.
Все это
потребовало выработки
В настоящее
время государственное
1. Международных договоров, участником которых является Россия;
2. Международных договоров, соглашений и других видов обязательств РФ в рамках СНГ;
3. Федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
а) Международные договоры
Россия за последние десять лет стала участником большинства междуна-родных актов в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения.
В соответствии
с ч.4 ст.15 Конституции РФ “общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
РФ являются сос-тавной частью ее правовой
системы.”
1 Приказ Управления по делам миграции ГУВД МО от 26 марта 2003 г. №12 “Об организации работы по прие-му заявительских материалов и оформлению разрешений на работу иностранных граждан” (Приложение №2).
В нее входит, например, Всеобщая декларация прав человека, Международ-ная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их се-мей, Конвенции МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспече-нии трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения и т.д. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав незаконных мигрантов, открывают им возможности для легализации и вступления в граж-данское общество с условием выполнения предъявленных к ним условий. Без таких документов не обойтись, т.к. бороться с нелегальной миграцией исклю-чительно силовыми методами невозможно.
Напротив, к актам непосредственного противодействия нелегальной мигра-ции можно отнести, например, Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года1 и два факультативных протокола к ней: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, мо-
рю и воздуху, непосредственно касающийся незаконного ввоза, въезда и пре-
бывания мигрантов на территории Государства-участника, и Протокол о пре-дупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.2 И Конвенция, и Протоколы были подписаны Президентом РФ 12 декабря 2000 г. и позднее ратифицированы3 Федеральным Собранием Российской Федерации.
Итак, как видно, наша страна постепенно координирует свои действия по борьбе с нелегалами с иностранными государствами. Появляются первые рост-ки сотрудничества, хотя говорить о крупных успехах в этой области пока рано-вато. Что же, будем надеяться, что все еще впереди.
б) Обязательства РФ в рамках СНГ
В целях создания единого для государств СНГ правового поля Главами го-сударств Содружества в 1994 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов. Позже, в 1998 г. – Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконной миграцией, в котором дается определение незаконного мигранта и разрабатываются основные направления деятельности в этой сфере.
В 2003 г. Высший Государственный Совет Союзного государства России и Республики Беларусь утвердил Концепцию социального развития Союзного государства до 2005 года4. В ней прописаны приоритетные направления поли-тики Союзного государства, в том числе установление единых социально-тру-довых гарантий трудящимся-мигрантам и членам их семей - гражданам обоих государств с одновременной разработкой мер противодействия нелегальной
1 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. (не опубликована)
2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (не опублик.)
3 Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. №26-ФЗ “О ратификации Конвенции ООН против транснациональ-ной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по су-ше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее” // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №18. – Ст. 1684.
4
Постановление №3 Высшего Государственного
Совета Союзного государства от 20.01.2003г.
"О Концепции социального развития
Союзного государства до 2005 года" //
Документы, принятые на заседании Высшего
Государственного Совета Союзного государства.
– 2003. - №1. - С. 57 - 91.
миграции из других стран. Для последнего создается единый банк данных на нелегалов и координируются усилия для более эффективного противодействия
незаконным мигрантам.
Также следует отметить, что до выхода из Соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участ-ников1 (т.е. до декабря 2000 г.) Россия заключила со всеми странами СНГ мно-госторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках
граждан. Введены ограничения на передвижение только с Туркменистаном и Грузией.
Особый интерес сейчас вызывает Федеральный закон “О ратификации Про- токола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Россий-ской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года”2, внесенный Прави-тельством РФ. Документ предусматривает освобождение на взаимной основе
от регистрации по месту пребывания граждан государства одной стороны, вре-менно пребывающих на территории государства другой стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда. Этот, доволь-но неожиданный акт, принес украинцам регистрационную выгоду, поставив их в России в особо привилегированное положение.
И т.к. решение о ратификации было принято депутатами единогласно, мож-но утверждать, что они явно не рассчитывали на “помаранчевую” революцию.
Итак, сотрудничество с СНГ существует, хотя все чаще раздаются высказы-вания о том, что содружество изжило себя и его пора менять на иное объедине-ние, возможно и без РФ. Будем надеяться, что пока этого не произойдет, и в рамках СНГ продолжится общая борьба с нелегалами.
в) Федеральное законодательство
В работе
уже отмечалось, что в настоящий
момент в нашей стране не су-ществует
четкого и эффективного законодательства
в области регулирования
хаотично. Причины этого носили во многом объективный характер и были
обусловлены необходимостью принятия срочных мер на законодательном
уровне в силу специфики проблемы (массовое перемещение населения в стра-
ну из государств - бывших республик СССР; социальная напряженность, имев-
шая место в Северо-Кавказском регионе; изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.). В этот период (начало 90-х годов) действовал Закон СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР”3 и Закон РФ “О граж-
1 Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников от 9 окт. 1992 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 10.
2 Федеральный закон от 18 ноября 2004 г. № 140-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 года” // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 47. – Ст. 4571.
3 Закон СССР от 24 июня 1981 г. №5152-Х “О правовом положении иностранных граждан в СССР” // Ведо-мости ВС СССР. – 1981. - №26. – Ст. 836.
данстве Российской Федерации”1. К сожалению, они не в полной мере обеспе-чивали ни интересы государства, ни права отдельных нелегалов, и не смогли остановить поток незаконных иммигрантов в нашу страну.
Принимались также отдельные акты подзаконного уровня, например, Указ Президента РФ “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы”2. Но и они были малоэффективны.
В настоящее время ситуация в определенной степени меняется, что выража-ется прежде всего в имеющем место обновлении законодательства. Так, в 1996 году был принят ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”3. В 2002 году вступили в силу ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”4 и ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ”. На последний закон возлагались особенно большие надежды, но в свете последних событий многие ученые, в частности Ю.Г.Звягин, В.А.Орешкин и др., отмечают его недоработанность, “несоответствие сегодняшним реалиям”. Это подтверждается вносимыми в Закон изменениями, направленными на уже-
сточение иммиграционного контроля, на снижение потока нелегальных ми-
грантов. Недоработки Закона объясняются, в первую очередь, его молниенос-
ным принятием. Важнейший для страны закон был рассмотрен в авральный срок, все три чтения прошли всего за две недели (6-21 июня), поправки практи-чески не вносились, несмотря на протесты депутатов (О.В.Шеин). Проект был подготовлен в недрах Правительства РФ и Администрации Президента РФ, в его рассмотрении, по словам председателя Комитета Госдумы по государ-ственному строительству В.В. Гребенникова, “участвовала межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства при Президенте РФ, т.е. Виктор Иванов – высший авторитет в этой области, плюс практики из МВД РФ, научные кадры и многие, многие другие”.