Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5
§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5
§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9
§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-
ции………………………………………………………………………………….11
а) Международные договоры………………………………………………..11
б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12
в) Федеральное законодательство…………………………………………..13
Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15
§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19
а) Административное выдворение…………………………………………22
б) Депортация………………………………………………………………..23
§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиография……………………………………………………………………...
Решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, при-бывших в нашу страну в качестве туристов или по частным делам и уклоняю-
щихся от выезда из России по истечении определенного им срока пребывания (довольно распространенный способ нелегальной миграции), принимает МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ по согласованию с органами Федеральной службы безопасности и при необходимости с МИД России. Напротив, решение о вы-дворении при незаконном пересечении Государственной границы РФ выносит-ся органами погранслужбы (в ведении ФСБ) на месте. Основания для этого за-
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2005. – С.11.
2 См.: Комментарий к ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. №115 (постатейный). – М., 2004. – С. 67.
3 См.: Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. – 2003. - № 6. – С.27.
креплены в отдельной 18 главе КоАП РФ. В связи с этим А.В.Куракин1 подни-мает вопрос о необходимости оптимального решения проблемы об уровне при-нятия решений о выдворении нелегальных мигрантов из России. Сейчас, как мы видим, установлена излишняя централизация в предоставлении права о принятии решений о выдворении граждан зарубежных государств и лиц без гражданства из нашей страны. Поэтому автор предлагает расширить круг орга-нов внутренних дел, компетентных принимать решения по этому вопросу, ос-тавив за центральными аппаратами лишь контрольные функции. Это повысит, на его взгляд, ответственность горрайорганов внутренних дел, а также будет способствовать более оперативному принятию подобных решений и их реали-зации.
Еще одной недоработкой, по мнению Куракина, является то, что законода-тель также не раскрывает содержания принудительного и контролируемого пе-ремещения через Государственную границу, контролируемого самостоятель-ного выезда из России выдворяемых (ст.3.10 КоАП РФ). Данная норма просто копирует ст. 32.1 КоАП РСФСР. На его взгляд, речь в данной статье закона
идет, во-первых, о сокращении срока пребывания, закрытии визы, во-вторых, о
принудительном содержании в спецучреждении до оформления документов по
выдворению с
последующим выездом под
Другой практик, И.С. Викторов, указывает на иные недочеты КоАПа РФ в сфере противодействия нелегальной миграции. Так, например, ст. 18.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иммиграционных правил. Однако сами правила в настоящее время не разработаны, а все вопросы регу-лируются множеством пока еще действующих, но устаревших и не отвечаю-щих современной ситуации ведомственных нормативных актов. Поэтому для реализации этой нормы Кодекса необходима скорейшая разработка и принятие необходимого регламента, как, в общем, и принятие специального акта, по-дробно регулирующего весь процесс административного выдворения.
Так что работы у законодателя еще много. Предстоит конкретно урегулиро-вать порядок административного выдворения, чтобы при этом не нарушались права тех лиц, кто ведет себя “в рамках закона”.
б) Депортация
В соответствии со ст. 31 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан
в РФ” в случае, если иностранный гражданин не выехал из Российской Феде-рации в течение трех дней при сокращении срока проживания или временного пребывания либо в течение пятнадцати дней не покинул РФ при аннулирова-нии разрешения на временное проживание или вида на жительство, то он под-
лежит депортации. Депортация - это принудительная высылка иностранного
1 Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства //
Юрист. – 2000. - № 9. – С. 36-37.
гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения за-конных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (ст. 2 указанного закона).
По своей сути депортация ничем не отличается от административного выд-ворения: и в том, и в другом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства высылается из страны. Обе меры применяются в судебном поряд-ке. Отличие состоит в том, что административное выдворение - мера админи-стративного наказания, а депортация не является таковой (поскольку данная мера принуждения не закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ) - это мера администра-тивного предупреждения или административного пресечения, применяемая исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае возникновения оснований, предусмотренных в статьях 7 и 8 Закона о правовом положении иностранных граждан.
Анализ российского законодательства и практики свидетельствует, что и выдворение нелегалов может выступать как мера административного преду-преждения, как мера административного пресечения и как мера администра-тивного взыскания. В качестве административно-принудительной меры вы-дворение выступает, когда, например, выясняется, что нелегальный мигрант является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступле-ния тяжких нежелательных последствий. Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без граждан-ства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обе-спечения государственной безопасности или правопорядку.
В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение про-
должительного
времени систематическое
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной гра-
ницы РФ отсутствуют
основания для возбуждения
водства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы Феде-
ральной службы безопасности задерживают их и в официальном порядке пере-
дают властям государства, с территории которого они пересекли Государст-
венную границу России. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором России с этим государством, органы ФСБ выдворяют их за пределы нашей страны в определенных пограничниками местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России из пунктов пропуска через Государственную границу РФ уведомляют-ся власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором России с соответствующим государством. Санкции за совершение административных правонарушений реализуются посредством применения административных взысканий. Их исполнение обеспечивается мерами властно-принудительного характера.
По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной из наиболее серьезных мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности. В связи с этим особое значение приобретают вопросы соблюде-
ния законности при осуществлении выдворения нелегалов из России. Между-народный пакт о гражданских и политических правах1 в ст. 13 указывает, что иностранный гражданин может быть выслан за пределы государства пребыва- ния на основании решения, вынесенного в соответствии с законом. Это требо-
вание Пакта, как
справедливо отмечает Я. Броунли2,
вносит “некоторые огра-ничения свободы
усмотрения государства при высылке иностранных
граж-дан.” Именно эти ограничения, содержащиеся
в международно-правовых ак-тах, пре-дусматривают
установление системы гарантий, соблюдение
законнос-ти при принятии решений о выдворении
иностранных граждан и лиц без граж-данства
и их исполнении. Российское законодательство
в этом плане полнос-тью соответствует
международно-правовым актам.
§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию
по российскому законодательству
Уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию по нашему законодательству следует классифицировать по субъектам. Во-первых, это от-ветственность самих нелегалов. Во-вторых, это ответственность предпринима-телей и работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов. И в-третьих, это ответственность тех, кто культивирует нелегальную миграцию, помогает неле-галам обходить законы и наживается на этом. Последняя ответственность дол-жна быть самой суровой и беспощадной.
Начнем с самих незаконных иммигрантов. За последние 10-15 лет число ми-грантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40 %3. Если в 1999 г. удельный вес мигрантов в общем объеме лиц, совершивших преступления, составлял 6.7 %, то теперь он приближается к 10 %. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 20-30 %).
В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые тре-
бовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, легализация теневых доходов, акты
1 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 1. – С. 3-6.
2 См.: Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. - 2003. - №7. – С.109.
3 См.: Викторов И.С. Незваные гости? // Закон. – 2003. - № 5. – С.103.
терроризма и т.д.
По данным МВД РФ, в 2001 г. по расследованным уголовным делам было выявлено почти 30 тыс. человек – нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2000 год (больше на 4.5 %), причем наибольшее число преступлений было совершено иностранными гражданами с Кавказа.
Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граж-дан в России и их транзитного проезда. За пять лет они выросли по сравнению с предыдущим периодом почти на 50 %. Было привлечено к ответственности более двух миллионов человек.
В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составля-ют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту; кроме того, преступления и административные правонарушения, совершаемые иностран-ными гражданами и лицами без гражданства, приобретают все более радикаль-
ные формы.
В работе уже говорилось о том, как субъекты РФ выходят из ситуации не-
хватки законодательства в сфере регулирования нелегальной миграции. Но да-
же в вопросах,
урегулированных
Так, И.С. Викторов приводит следующие примеры: по данным территории-ального миграционного органа в Свердловской области в 2002 году разреше-ния на использование иностранной рабочей силы официально были выданы 37 юридическим лицам. Тогда как согласно информации, предоставленной нало-говой инспекцией по одному из районов г. Екатеринбурга, только на террито-риирайона деятельность, связанную с использованием иностранной рабочей силы, осуществляло 113 юридических лиц.
Прокурорскими проверками в регионах России были выявлены нарушения прав нелегальных иммигрантов на медицинское обеспечение и безопасные ус-ловия труда со стороны работодателей. Многие иностранцы работали в анти-санитарных условиях, не имея никаких документов.
Есть недостатки и в работе паспортно-визовых подразделений органов вну-тренних дел. Наиболее распространенные из них – нарушение сроков рассмо-трения заявлений граждан о регистрации по месту пребывания (жительства), о выдаче (продлении) видов на жительство и т.д. Неудовлетворительно ведется работа по выявлению и пресечению деятельности коммерческих структур, не-законно оказывающих паспортно-визовые услуги.