Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5
§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5
§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9
§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-
ции………………………………………………………………………………….11
а) Международные договоры………………………………………………..11
б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12
в) Федеральное законодательство…………………………………………..13
Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15
§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19
а) Административное выдворение…………………………………………22
б) Депортация………………………………………………………………..23
§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиография……………………………………………………………………...
Заметим: к чему тут еще обсуждать то же самое с депутатами!
И вот теперь исправляем собственные ошибки.
Параллельно с законами разработано несколько правовых Положений: “О миграционной карте”, “О миграционной квоте”, “О трудовой миграционной пошлине”; Указом Президента утверждено Положение о Федеральной мигра-ционной службе5; продуктивно работает МВД РФ, издавая Приказы в области противодействия нелегальной миграции (например, Приказ МВД РФ “Об орга-низации деятельности органов внутренних дел и Федеральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства”6). Но все это подзаконные ак-
1 Закон РФ от 28 ноября 1991 г. №1948-1 “О гражданстве Российской Федерации” // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №6. – Ст. 243.
2 Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2146 “О привлечении и использовании в РФ иностранной рабо-чей силы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - №51.- Ст.4934.
3 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114 -ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №34. – Ст.4029.
4 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” // Собрание законода-тельства РФ. - 2002. - №22. – Ст.2031.
5 Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. №928 “Вопросы Федеральной миграционной службы” // Российская газета. – 2004. – 21 июля.
6 Приказ МВД РФ от 26 августа 2004 г. №533 “Об организации деятельности органов внутренних дел и Феде-ральной миграционной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностран-
ных граждан или лиц без гражданства” // Российская газета. - 2004. – 2 октября.
ты, и они не должны подменять собой законы.
Подводя
итог, можно сказать, что России в настоящее
время просто необхо-димо определиться
с тем, какой миграционной политики она
будет придержи-ваться в ближайшие несколько
лет, и закрепить, по возможности более
кон-кретно, свою позицию на законодательном
уровне. Ведь важно не только пере-крыть
границу для нелегалов, но и попытаться
использовать их на благо нашей страны,
экономики и всего народа. Ведь, цитируя
С.В.Соболеву1, “миграция, грамотно
регулируемая государством, ничего, кроме
пользы, нашей стране принести не может”.
Глава II. Нелегальная миграция в России
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России
(проблемы и предпосылки)
В
науке различают три составляющие нелегальной
миграции: нелегальный въезд, нелегальное
пребывание и нелегальную занятость.
Под нелегальным
въездом понимается незаконное проникновение
на тер-риторию страны иностранных граждан
или лиц без гражданства, осуществля-емое
с нарушением порядка пересечения границы
либо с поддельными или не-
действительными документами. Незаконная занятость охватывает трудовую деятельность иностранцев, юридически не оформленную в соответствии с дей-
ствующими правилами
использования труда
страны. Различают
также нелегальную иммиграцию
- нелегальный въезд ино-странцев в страну,
и нелегальную эмиграцию - нелегальный
выезд из страны с целью переселения в
другую.
Кто же такие нелегальные
мигранты? Что ими движет?
Нелегальные мигранты представляют
собой не очень широкий спектр лю-дей.
По большей части, это молодые люди 20-34
лет. Большинство мигрантов приезжает
из крупных городов и столиц (около 60%)
или из небольших горо-дов (около 25%), мигрантов
из села мало (не более 15%)2.
В намереньях мигрантов
можно выделить две основные стратегии:
1. Остаться в стране прибытия на
постоянное место жительство, попытаться
легализоваться в ней.
2. Оставаться в стране короткий
или средний по продолжительности период
времени с целью заработка.
Около
90% потоков незаконной миграции в Россию
идет из стран СНГ, остальные - из стран
дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной
Азии. Основными направлениями потоков
незаконной миграции являются:
а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский,
российско-мон-гольский и российско-казахстанский
участки государственной границы, воз-душные
пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
б) на выезд из Российской Федерации -
российско-финляндская граница, гра-
1 Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда // Эко. – 2003. - №1. – С. 77.
2 Там же. – С. 68-70.
ница с государствами
Балтии, российско-украинская граница,
воздушные пункты пропуска Москвы и
Санкт-Петербурга, основной поток незаконной
миграции в Российскую Федерацию
идет через границу с Казахстаном.
Основные источники нелегалов
- бывшие советские республики, среди ко-
торых лидируют Украина и Азербайджан. Страны исхода дальневосточной не-
легальной миграции - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, и особенно Китай и
Вьетнам.
В.Г.Громов в своей работе “Факторы, влияющие на миграцию в России”1 попытался выделить основные предпосылки для миграции в РФ, в том числе и нелегальной. К ним он относит следующие:
1. Затянувшийся
процесс разгосударствления
2. Провалы в
сельском хозяйстве и
и т.д., и уровень нелегалов среди них составляет приблизительно 8-10%.
3. Криминализация экономики: до 40-45% внутреннего валового продукта
приходится на теневую экономику, а примерно половина от этого – на неза-конную деятельность.
4. Политическая нестабильность в стране, включающая и грязные техноло-гии в борьбе за власть, лоббирование криминальных интересов, коррумпирова-нность государственных чиновников, и фактическое замещение в регионах, от-раслях, различных структурах реального влияния легитимных государствен-ных и иных политических органов и должностных лиц влиянием лидеров кри-минальной среды с шантажом и устранением неугодных.
5. Возникновение
существенных перекосов в
6. Невиданный
размах организованной и
1 Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современное право. – 2004. - №12. – С. 36-38.
2 См.: Степанков И. Милицейский произвол в зеркале социолога // Российская газета. – 2003. - 15 октября.
Существуют и другие предпосылки, но они менее значительны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для решения такой пробле-мы, как нелегальная миграция, требуется приложить немало усилий и со сто-роны государства, и со стороны населения. Это касается, в том числе, и повы-шения уровня правосознания в стране, и выработки новой общегосударствен-ной цели, т.к. выдвигаемые нашим руководством глобальные задачи типа “построение правового государства” и “удвоение ВВП” не разрешают пробле-мы, поскольку готовых рецептов для решения этих задач ни у кого нет.
Теперь хотелось бы поговорить о негативных сторонах такого явления, как нелегальная миграция.
Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения за-падной валюты с последующим ее переводом на родину. Так, по словам главы Федеральной миграционной службы Андрея Черненко, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн.1 Заместитель руководителя администрации президента Вик-тор Иванов по этому поводу приводит следующие данные. Государство полу-чает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 рублей нало-говых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из РФ мигрантами не-которых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их нацио-нальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) заня-то в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачи-ваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов2.
Во-вторых, это формирование “иноземных” этнических анклавов в регио-нах страны, не испытывающих недостатка в трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы Рос-сии – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам. Уже возникает опасность для наших границ и безопасности всего государства. Вот, например, что гово-рит об этом заместитель начальника Управления мониторинга миграционных процессов администрации Краснодарского края Е.С.Иванченко: “В силу уни-кальных природно-климатических условий Краснодарский край всегда был привлекателен для мигрантов. В течение последних десяти лет миграция стала носить обвальный характер и составила свыше миллиона человек. То есть каж-дый пятый житель края – мигрант…
Миграция носит многонациональный характер. В крае за счет нее произо-шел интенсивный рост практически всех этнических групп. Большинство из них пытается осесть в наиболее важных в стратегическом отношении районах. В том числе на Черноморском побережье, то есть вблизи государственной гра- ницы. Здесь образуются компактные поселения этнических мигрантов, что
1 См.: Экономика и жизнь. – 2002. - №39. – С. 59.
2 См.: Эксперт. – 2002. - 27 авг. – С. 29.
приводит к нарушению исторически сложившегося этнодемографического ба-ланса…
По периметру Краснодарского края проходит более полутора тысяч кило-метров государственной границы. Здесь находятся незамерзающие порты, единственный выход России к теплым морям. Наш регион – территория, с ко-торой, как свидетельствует история государства российского, неоднократно исходила угроза безопасности страны, поэтому он должен быть надежным стратегическим пространством, от стабильности которого во многом зависит безопасность России на ее южных рубежах”.1
В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утя-желяет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и не-гласной оплаты таких услуг, вздувая на них тарифы и отсекая возможности россиян пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям
нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.
В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и кри-минального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны, и доходам каж-
дого россиянина, и т.д. Список можно продолжать и продолжать.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны (а наши власти хотят комплектовать Вооруженные силы контрактниками из СНГ с последующим, по окончании службы, предоставлением им российского гражданства!). Нако-нец,тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссий-ски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближ-него Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного тер-роризма против РФ (добавлю, что, по данным Федеральной службы по контро-лю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, размещение военных баз США в среднеазиатских республиках не стало преградой для нар-котрафика в нашу страну). Плюс следует учесть, что закавказские и среднеази-атские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Пакис-таном, Ираном, Китаем и в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества этот режим по сути автоматически распространяется и на Россию