Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:32, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции в Россию;
— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их лик-видации;
— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государ-ственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффек-тивности;
— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной ми- грации……………………………………………………………………………….5
§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции…………………..5
§2. Причины нелегальной миграции…………………………………………….9
§3. Международное и российское законодательство о нелегальной мигра-
ции………………………………………………………………………………….11
а) Международные договоры………………………………………………..11
б) Обязательства РФ в рамках СНГ…………………………………………12
в) Федеральное законодательство…………………………………………..13
Глава 2. Нелегальная миграция в России………………………………………..15
§1. Общая характеристика нелегальной миграции в России (проблемы и предпосылки)………………………………………………………………………15
§2. Административно-правовые меры борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации……………………………………………………………19
а) Административное выдворение…………………………………………22
б) Депортация………………………………………………………………..23
§3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству…………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...30
Библиография……………………………………………………………………...
Не принимаются соответствующие меры для реализации положений между-
народных договоров.
Контролировать и наказывать за данные нарушения призван уголовный за-кон. Например, есть ст.322 Уголовного кодекса РФ1, предусматривающая нака-зание за незаконное пересечение Государственной границы России. Макси-мальное наказание за это для мигранта – 2 года лишения свободы, для органи-зованной группы – 5 лет. Незаконное пересечение границы нередко сопрово-ждается применением оружия или иных предметов, используемы в качестве такового. Но квалифицирующего признака по данному основанию в УК нет.
Совсем недавно, в конце прошлого года, Государственная Дума внесла в Уголовный кодекс давно ожидаемую поправку, направленную на сворачива-ние внешней миграции. Ей введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, для чего УК дополнен статьей 322.1, карающей за орга-низацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без граждан-ства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проез-да через российскую территорию. За эти действия предусмотрены штраф, обя- зательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух
лет. По части второй (те же деяния, совершенные организованной группой или
в целях совершения преступления на территории РФ) установлено лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
И хотя данная поправка дает возможность привлекать к ответственности организаторов незаконной миграции, правозащитники не без основания предо-стерегают от нарушения прав нелегалов. Они считают, что это дополнение, за-метно расширяющее уголовную репрессию (что особо грустно на фоне проис-шедшей в декабре 2003 года гуманизации УК), являет собой классическое зло-употребление уголовным правом. Так, организация незаконного пребывания мигрантов в России включает предоставление им жилья и содействие в трудо-устройстве. Граждане, сдающие квартиры незаконно находящимся в стране иностранцам, вряд ли могут быть обвинены в организации незаконного пребы-вания. Зато по этой статье вполне могут привлекаться риэлторы, и сразу по части второй, как организованная группа, всей фирмой, а равно предпринима-тели, занимающиеся трудоустройством гастарбайтеров. Там, где уместно вести речь максимум об административном правонарушении, подключаются исклю-чительные карательные инструменты – УК, лишение свободы.
Меры
административного преследования мигрантов
тоже были расширены. Так, в несколько раз
возросли штрафы за нарушение режима Государственной
границы. По статье 18.9 за нарушение должностным
лицом организации уста-новленного порядка
регистрации иностранных граждан, оформления
докумен-тов устанавливается штраф до
100 МРОТ (вместо 50), а на юридических лиц
– до 3000 МРОТ вместо установленных ранее
50 МРОТ. Поскольку последнее касается
фирм, предлагающих услуги по регистрации,
стоимость последней пропорционально
возрастет. Вряд ли смогут оплачивать
такую стоимость рис-ка работники, приезжающие
добывать хлеб горбом, тогда как “террористов”
повышение платы не испугает.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 172.
Аналогичные санкции (до 3000 МРОТ для юридических лиц) введены за на-рушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч. 1 статьи 18.10). Столь жесткие меры способны реально затруднить трудоустрой-ство иностранцев, увеличить скрытность недобросовестных предпринимателей и еще более сократить насущно необходимые РФ трудовые резервы, хотя дру-гих способов приструнить работодателей наше государство, к сожалению, не имеет.
И все-таки, на мой взгляд, ответственность организаторов незаконной ми-грации следует закрепить в УК, обязательно детально проработав. Например, следует ввести ответственность за контрабанду людей. В нашем Уголовном кодексе подобной формулировки нет. Есть лишь статья 127.1 “Торговля людь-ми”, определяющая торговлю людьми как “куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получения, совершенные
в целях его
эксплуатации”. Данное понятие не полностью
охватывает весь спектр признаков этого
преступления, поэтому требуется более
“широкое” оп-ределение. Оно было дано
на обзорной конференции ОБСЕ, в сентябре
1999 г., где рассматривалась проблема контрабанды
людей, и определялось как:
1. любая деятельность, предполагающая
вербовку, похищение, перемещение (в границах
одного государства или через государственные
границы), продажу,
2. использование
силы или угрозы силы, обмана, принуждения
(включая зло-употребления властью) или
долговых обязательств;
3. помещение или содержание жертвы
в условиях оплачиваемого или неопла-чиваемого
порабощения, принудительного, несвободного
труда или в услови-ях, которые могут рассматриваться
как рабские;
4. ситуация, когда человек оказывается
в местности иной, чем та, где он жил до
того как подвергся обману, принуждению
или оказался связанным долго-вым обязательством.
Таким образом, контрабанда
людей - это широкое понятие, под которым
подразумевают незаконный ввоз в страну
мигрантов для неквалифицирован-ной низкооплачиваемой
работы в мастерских, на дому или в сельском
хозяй-стве, покупку или продажу женщин
для работы в публичных домах и т.д. Для
нашей страны, да и для мира в целом, этот
вопрос приобретает актуальность именно
в век демократии и нерушимых прав и свобод.
Глубокие потрясения переходного периода
привели к все более широкому распространению
контра-банды людей именно странах центральной
и восточной Европы и бывшего СССР. Экономическое
и социальное неравенство, существующее,
с одной сто-роны, между гражданами одного
государства, с другой - между разными
госу-дарствами, является одной из главных
причин возникновения контрабанды. Для
нашей страны контрабанда людей – очень
трепетная тема, поскольку, по данным Международной
Организации по Миграции (МОМ), поставщиками
“живого товара” являются именно Россия,
Украина, Польша и страны Балтии, а также
страны бывшего СССР. Жительницы этих
регионов в последнее время значительно
потеснили женщин из стран Азии и Латинской
Америки. При этом (что самое ужасное),
каждая шестая из них не достигла совершеннолетия.
Пунктами назначения является
большинство западноевропейских стран,
а также Турция, Израиль, ОАЭ, Таиланд и
Япония. Возрастает роль Северной Америки.
Большинство женщин ввозят в большие города,
курортные места, места развитого туристического
бизнеса.
Попадают в “капкан” чаще всего
женщины, “клюющие” на объявления о хо-рошей
работе за границей. Переправа за границу
может осуществляться через туристические,
брачные и трудовые агентства, конкурсы
красоты, танцеваль-ные группы, компании,
"обеспечивающие учебы за границей"
и т.д. Нередки случаи найма на работу с
целью нелегальной трансплантации органов.
Женщины,
попадающие в рабство, становятся жертвами
насилия, психичес-кого и физического.
Их избивают, насилуют, им угрожают, насильно
удержи-вают и лишают пищи до тех пор, пока
они не согласятся выполнить все требо-вания
хозяев. Незнание языка, отсутствие денег
и документов, боязнь полиции, статус нелегальной
иммигрантки усиливают зависимость жертв
от своих экс-плуататоров. Некоторые молодые
женщины кончают жизнь самоубийством,
либо, в качестве урока другим, их убивают
сами контрабандисты.
Международное сообщество
решительно осудило торговлю людьми, рас-сматривая
её как возмутительное и крайне серьезное
нарушение прав человека, разновидность
современного рабства. В то же время лишь
немногие государ-ства приняли необходимые
меры, направленные на защиту людей от
подобных посягательств, имеющих целью
наказать контрабандистов, а также обеспечи-вающих
действенные методы реабилитации жертв.
Существующих законов и программ недостаточно
для того, чтобы серьезно повлиять на решение
этой сложной транснациональной проблемы,
а координация действий как на госу-дарственном,
так и на международном уровне пока является
скорее исключе-нием, чем правилом. В странах,
куда ввозятся жертвы контрабанды, это
явле-
ние должно рассматриваться не просто как проблема нелегальной миграции. В настоящее время большинство законов, ужесточающих режим иммиграцион-ного контроля, оказываются направленными против жертв контрабанды, а не
против преступных группировок торговцев живым товаром. Таким образом,
когда государство вообще вмешивается в этот процесс, именно жертвы под-вергаются аресту и высылке, в то время как контрабандисты продолжают свою преступную деятельность, как правило, практически безнаказанно.
Контрабанда
людей - сложная и многоаспектная проблема,
которая требует совместных немедленных
и решительных действий специалистов
разного про-филя на международном уровне.
В противном случае, мы столкнемся
с ужасными историческими последст-виями
этого явления. Ведь речь в данном случае
идет о невыполнении основ-ных положений
международного права. Контрабанда людей
оказывается по-винна в возникновении
многочисленных новых вопросов взаимоотношения
полов и новых проблем в сфере прав человека.
Наконец, она напрямую связа-на с проблемами
стабильности, демократизации и обеспечения
верховенства права. Решить ее можно только
совместными усилиями всего мирового
сооб-щества.
Заключение
Итак, что же несет нам нелегальная миграция?
Нелегальные
мигранты, прибывающие в Россию, оказывают
разносторон-нее влияние на политическую,
социальную, экономическую и культурную
жизнь страны в целом. Во-первых, это
экономические последствия. Конечно,
нелегалы в нашей стране занимают определенное
место в разделении труда и способствуют
развитию экономических процессов. Но
они также способству-ют поддержанию и
развитию неконтролируемых секторов экономики.
Неле-гальная занятость незаконных мигрантов
неизбежно сопровождается наруше-нием
налогового законодательства. Незаконная
миграция часто связана с кон-трабандными
операциями и другими видами теневого
бизнеса (проституцией, торговлей оружием,
распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы
в силу де-шевизны их рабочей силы составляют
реальную конкуренцию на рынках труда
для местного населения и могут влиять
в сторону понижения на средний уро-вень
оплаты труда в некоторых отраслях. Следствиями
всего этого являются утрата властями
контроля над реальной экономической
ситуацией, а также прямой экономический
ущерб от налоговых потерь и от контрабанды
из стра-ны ценных ресурсов.
Другой важный аспект –
криминализация общества. Растет количество
совершаемых нелегальными мигрантами
преступлений, все громче заявляет о себе
организованная преступность, приобретающая
международный характер. Прежде всего,
это проявляется в организации преступных
группировок по пе-реправе нелегалов через
границу. Эксперты отмечают, что маршруты
незакон-ной миграции в нашей стране часто
совпадают с путями наркотрафика и пере-возки
оружия: дельцы наркобизнеса пытаются
активно использовать налажен-ные каналы.
Эти же самые каналы используются и международными
террорис-тами, угрожающими общественной
безопасности, естественному развитию
на-шей страны. Более того, из-за этого
в нашей стране сами нелегалы стали рас-сматриваться
как пособники террористов, как потенциальные
террористы. Ми-гранты стимулируют преступность
внутри страны: рэкет, коррупцию и т.д.
Кроме того, в потоке самих нелегалов
имеются лица, совершившие у себя на родине
преступления и скрывающиеся от преследования
властей.
В политическом аспекте
происходит рост межэтнической
напряженности. Рост масштабов незаконной
миграции сопровождается изменением националь-ного
и религиозного состава населения, образованием
иноэтнических общин (как, например, на
юге нашей страны), которые не интегрируются
в принима-ющее общество. Это ведет к обострению
межэтнической напряженности, к усилению
экстремистских националистических политических
течений. В Ев-ропе ультраправые партии,
выступающие за ужесточение борьбы с нелегаль-ными
иммигрантами, завоевывают все большую
популярность. РФ тоже идет по этому пути,
не зря ведь в последнее время все чаще
звучат лозунги “Россия – для русских”
и происходят погромы “иностранных”
рынков.
Так же для РФ большую проблему представляют и скопления нелегалов в
стратегически важных точках страны. Они длительное время остаются в Рос-
сии, не имея никакого легального статуса. Ярким примером здесь могут слу-жить афганцы, большинство из которых находится в России уже более 10 лет. Таким образом, затруднен контроль над отдельными районами и страной в це-лом из-за отсутствия информации о таких лицах.
Каким же образом можно это предотвратить? В каком направлении двигать-ся дальше? По этому поводу имеется несколько мнений. Одни, особенно пред-ставители регионов, где проблема с нелегалами стоит ребром, предлагают уже-сточить миграционное законодательство, добавив полномочий субъектам РФ. Правозащитники протестуют, указывая на “жесткие”, по их мнению, нормы существующих миграционных законов и нарушения прав гастарбайтеров. За-конодатель по этому поводу молчит, хотя именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем.
В среде правоприменителей – миграционных органов – тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, на мой взгляд, миграционное законодательст-во на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, по словам начальника паспортно-визовой службы Архангельской области, они сейчас ждут урегулирования на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных ми-грантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за ис-пользованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.
Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно на-правлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголов-ных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабо-чую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики реги-онов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Кана-де применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личност-ных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принад-лежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фунда-ментальные отрасли экономики.