Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:48, реферат
Интерес к земле, во все времена, при любом правительстве, был в центре пристального внимания, становясь порой причиной драматических событий, но сегодня в России этот интерес велик как никогда. Земля включена в гражданский оборот, разрешены и совершаются сделки с землей. Но, одновременно, и прежде всего, она является природным объектом, важнейшим природным ресурсом основой нашей жизни и деятельности.
Осуществляя переселенческую политику,
правительство П.А. Столыпина преследовало
и задачу геостратегического характера.
Ее суть состояла в том, чтобы на
окраинах империи создать из переселенцев
надежный «русский оплот», что позволило
бы воспрепятствовать
В контексте реализации этой актуальной
задачи большое значение придавалось
финансовой поддержке всего
Анализируя опыт переселенческой
политики, правительство пришло к
выводу о необходимости отказаться
от практики повсеместной даровой раздачи
земли, сохранив при этом дифференцированный
подход к переселенцам. Даровые земли
переселенцы могли получить в
труднодоступных в
Таким образом, комплексный подход
к решению аграрно-
Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило не только за счет расширения площади сельскохозяйственных угодий, но, прежде всего, за счет перехода крестьян на новые рациональные формы и методы хозяйствования.
Для наращивания темпов земельной
реформы правительство П.А. Столыпина
использовало все имеющиеся у
него ресурсы, начиная от передачи казенных,
удельных и кабинетских земель Крестьянскому
банку для продажи и до разного
рода кредитных вливаний в сельское
хозяйство, в том числе и на
поддержку крестьянина-
Правительство ввело для хуторян дополнительные льготы: ссуда им выдавалась на полную стоимость земли; отрубники должны были вносить сразу лишь 5% наличными, а товарищества – 20%. При отсутствии у покупщиков свободных денег для немедленного взноса задатка Крестьянский банк сдавал ему участок в аренду сроком до 3-х лет. Кроме выдачи ссуд на покупку земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли по сделкам, заключенным крестьянами при его участии; ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным собственникам земли на единоличные участки.
Правительство оказало финансовую поддержку переселенцам за Урал. В 1906-1914 гг. желающих попытать свое счастье за Уралом оказалось 3 772 151 человек. Несмотря на то, что за это же время возвратилось 1 026 072 человека (27,2%), за Уралом осталось более 70% переселенцев, которые, по выражению П.А. Столыпина, стали подлинными «русскими пионерами», начавшими осваивать огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока, создавать, Развивать и благоустраивать свое частное хозяйство.[17]
Идя навстречу потребностям рационализации
частного крестьянского хозяйства,
правительство за семь лет земельной
реформы подготовило в
Если даже принять во внимание благоприятную экономическую конъюнктуру (ряд урожайных лет, отмену выкупных платежей, рост цен на с/х продукцию), нельзя не признать, что рост объема с/х производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования с/х машин, применения искусственных удобрений, распространения многопольной системы, проведения мелиоративных работ значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода. В частности, потребление с/х машин и орудий на десятину посева в 1906 - 1910 гг., по сравнению с 1901 г., возросло на 213,3%.[20] Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита (в 1908 г. их было 5498, а в 1910 г. уже 5616).[21]
3.Правовые аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина
3.1 Программа реформ П.А. Столыпина
Руководящая идея Столыпина состояла в том, что реформы в своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При этом такое укрепление должно было осуществляться на основе «исторического ядра» государственности - русского народа и православия.
Столыпинские реформы можно
условно структурировать по трем направлениям:
формирование основ гражданского общества,
реформирование государственного устройства
и модернизация экономикиМогилевский
К.И. Базовые компоненты столыпинской
программы модернизации России // Русское
экономическое обозрение 25 марта 2011 г.
- Режим доступа:http://www.economic-
Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственным образом касался миллионов крестьян Столыпин П.А. Программа реформ. - М., 2003. - Т. 1. - С. 102-106..Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 28 - 117.. В логической связи с данным проектом находился проект «Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности», который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строяТам же, с. 134 - 138..
Важным структурным
В устройство поселка вносилось
принципиальное новшество - он не должен
был более основываться на общине.
Поселок виделся Столыпину как
«бессословная
Стратегическая задача Столыпина
заключалась в том, чтобы максимально
снять имевшие место
Предложенные им реформы
были направлены на четкое разделение
функций местных
Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу.
Судьбоносное значение для России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Столыпин отдавал себе отчет, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему законное право выхода из общины, то вообще бессмысленно говорить о раскрепощении личности и предоставлении ей гражданских и политических свобод. Указ 9 ноября 1906 г. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 380 - 385.ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда» Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. С. 52, 253.. Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал Столыпин, следует дать возможность «укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность». Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.
Помимо указа 9 ноября 1906
г. правительством Столыпина был
разработан пакет документов, направленных
на создание благоприятных условий
для раскрепощения личности крестьянина
и превращения его в личного
собственника. Так, в распоряжение крестьян
передавались казенные, удельные, кабинетские
земли. Правительство наметило меры
по совершенствованию системы
Большое значение придавалось
финансовой поддержке всего
Рациональное и
Необходимо отметить, что
Столыпин, являясь рационально мыслящим
политиком, вынужден был учитывать
«коридор возможностей», который ему
предоставила конкретная российская действительность.
Как реальный политик он не мог
не учитывать расстановку
Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность и содержание