Аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:48, реферат

Описание

Интерес к земле, во все времена, при любом правительстве, был в центре пристального внимания, становясь порой причиной драматических событий, но сегодня в России этот интерес велик как никогда. Земля включена в гражданский оборот, разрешены и совершаются сделки с землей. Но, одновременно, и прежде всего, она является природным объектом, важнейшим природным ресурсом основой нашей жизни и деятельности.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.docx

— 71.57 Кб (Скачать документ)

Осуществляя переселенческую политику, правительство П.А. Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надежный «русский оплот», что позволило  бы воспрепятствовать проникновению  на Дальний Восток «инородцев» из сопредельных азиатских стран.

В контексте реализации этой актуальной задачи большое значение придавалось  финансовой поддержке всего переселенческого дела. Был подготовлен проект «Правил  о ссудах и пособиях из средств  казны при землеустройстве». Необходимость  принятия законопроекта определялась несовершенством порядка предоставления крестьянству кредитной помощи. На этапе перехода крестьян к новым  формам землевладения и землепользования, а также обустройств и налаживания  хозяйства на новом месте выяснилось принципиально важное значение оказания им быстрой кредитной поддержки. Хотя таковая, в виде ссуд и пособий, была организована на основе законов 4 марта, 26 апреля и 27 августа 1906 г., однако в законодательстве отсутствовали точные указания относительно порядка выдачи этих ссуд, а равно и гарантий их правильного возвращения.

Анализируя опыт переселенческой  политики, правительство пришло к  выводу о необходимости отказаться от практики повсеместной даровой раздачи  земли, сохранив при этом дифференцированный подход к переселенцам. Даровые земли  переселенцы могли получить в  труднодоступных в хозяйственном  отношении местностях. В остальных  же районах вводилась продажа  земли по заранее определяемой шкале  расценок. С одной стороны, правительство  вводило меры, облегчающие ходачество (бесплатная перевозка переселенцев и ходоков, упрощение порядка предоставления ходокам особых свидетельств), а с другой - в целях ускорения мобилизации и оборота земельного фонда принимало меры по ограничению срока сохранения переселенческих участков за ходоками, самовольно покинувшими места заселения.[16]

Таким образом, комплексный подход к решению аграрно-крестьянского  вопроса, как единой крупномасштабной проблемы, создавал вполне реальные условия  и предпосылки для «раскрепощения нашего земледельческого класса», составляющего, как известно, 80% населения России, для создания рационального и  конкурентоспособного частного крестьянского  хозяйства, которое становилось  базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции. Создание частного крестьянского хозяйства стимулировало динамичный рост экономики России в целом.

Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило не только за счет расширения площади сельскохозяйственных угодий, но, прежде всего, за счет перехода крестьян на новые рациональные формы и методы хозяйствования.

Для наращивания темпов земельной  реформы правительство П.А. Столыпина  использовало все имеющиеся у  него ресурсы, начиная от передачи казенных, удельных и кабинетских земель Крестьянскому  банку для продажи и до разного  рода кредитных вливаний в сельское хозяйство, в том числе и на поддержку крестьянина-собственника.

Правительство ввело для хуторян  дополнительные льготы: ссуда им выдавалась на полную стоимость земли; отрубники должны были вносить сразу лишь 5% наличными, а товарищества – 20%. При отсутствии у покупщиков свободных денег для немедленного взноса задатка Крестьянский банк сдавал ему участок в аренду сроком до 3-х лет. Кроме выдачи ссуд на покупку земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку земли по сделкам, заключенным крестьянами при его участии; ссуды под залог земель, ранее купленных крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным собственникам земли на единоличные участки.

Правительство оказало финансовую поддержку переселенцам за Урал. В 1906-1914 гг. желающих попытать свое счастье  за Уралом оказалось 3 772 151 человек. Несмотря на то, что за это же время возвратилось 1 026 072 человека (27,2%), за Уралом осталось более 70% переселенцев, которые, по выражению  П.А. Столыпина, стали подлинными «русскими  пионерами», начавшими осваивать  огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока, создавать, Развивать  и благоустраивать свое частное  хозяйство.[17]

Идя навстречу потребностям рационализации частного крестьянского хозяйства, правительство за семь лет земельной  реформы подготовило в специальных  землемерных училищах до 6500 землеустроителей.[18] Правительство в 1908-1912 гг. увеличило ассигнование на агрономическую помощь населению и распространение сельскохозяйственного образования с 5702 тыс. руб. до 21 880 тыс. рублей.[19]Правительство отпускало льготные ссуды для покупки сельскохозяйственной техники, удобрений, новейших сортов семян и племенного скота, организовывало специальные прокатные станы, проводило обучение желающих ведению образцового хозяйства, финансировало выезды крестьянских групп за границу для обмена опытом.

Если даже принять во внимание благоприятную  экономическую конъюнктуру (ряд  урожайных лет, отмену выкупных платежей, рост цен на с/х продукцию), нельзя не признать, что рост объема с/х  производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования  с/х машин, применения искусственных удобрений, распространения многопольной системы, проведения мелиоративных работ значительно опережали темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода. В частности, потребление с/х машин и орудий на десятину посева в 1906 - 1910 гг., по сравнению с 1901 г., возросло на 213,3%.[20] Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита (в 1908 г. их было 5498, а в 1910 г. уже 5616).[21]

 

3.Правовые аспекты аграрной реформы П.А. Столыпина

3.1 Программа реформ П.А.  Столыпина

Руководящая идея Столыпина  состояла в том, что реформы в  своей совокупности должны непременно способствовать укреплению государственного единства и целостности России. При  этом такое укрепление должно было осуществляться на основе «исторического ядра» государственности - русского народа и православия.

Столыпинские реформы можно условно структурировать по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономикиМогилевский К.И. Базовые компоненты столыпинской программы модернизации России // Русское экономическое обозрение 25 марта 2011 г. - Режим доступа:http://www.economic-review.ru/publications/155/.

Один из важнейших элементов  столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который непосредственным образом касался миллионов крестьян Столыпин П.А. Программа реформ. - М., 2003. - Т. 1. - С. 102-106..Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.

На фоне пересмотра в общественном сознании значимости и самоценности проблемы гражданских прав и свобод Столыпин большое внимание уделил реформированию охранительного судопроизводства - системы судебной защиты гражданских прав личности Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 28 - 117.. В логической связи с данным проектом находился проект «Об учреждении опек над сельскими обывателями вследствие расточительности», который, по замыслу Столыпина, преследовал цель ограждения прав семьи в условиях разрушения патриархального общинного строяТам же, с. 134 - 138..

Важным структурным компонентом  столыпинских реформ являлись преобразования в области управления, которые должны были обеспечить усиление исполнительной вертикали власти. В ряду планируемых мер принципиально важное значение приобретала реформа местного управления. Свое теоретическое обоснование и конкретное законодательное оформление она получила в серии взаимосвязанных основополагающих документов «Главные начала устройства местного управления» (1906 г.), «Положение о поселковом управлении» (1907 г.), «Положение о волостном управлении» (1907 г.), «Положение о губернском управлении» (1907 г.) и др.Там же, с.252-280, 293-352.

В устройство поселка вносилось  принципиальное новшество - он не должен был более основываться на общине. Поселок виделся Столыпину как  «бессословная самоуправляющаяся  единица» с открытым доступом в нее  всем лицам, «заинтересованным в  благоустройстве поселка с привлечением сих лиц и к несению соответствующих  податных тягостей». В состав поселка  как такой единицы должны были войти все лица и учреждения, владеющие  на его территории недвижимостью или содержащие в черте усадебной оседлости села торговые, промышленные или ремесленные заведения.

Стратегическая задача Столыпина  заключалась в том, чтобы максимально  снять имевшие место противоречия, порождавшие земскую оппозицию  правительству, и направить усилия на решение задач общегосударственного и регионального масштаба.

Предложенные им реформы  были направлены на четкое разделение функций местных землевладельцев, независимо от сословной принадлежности, и представителей государства. Последнее  усиливало свое присутствие на низовом  уровне, «опускалось» не только до уезда, но и до его составной части - участка. Вместе с тем многие управленческие функции и соответствующие им источники дохода передавались в  фактически вновь создаваемую мелкую земскую единицу - мечту российского  либерала.

Столыпинским правительством был разработан ряд законопроектов, направленных на стимулирование экономического роста, в том числе, составлявших аграрную реформу.

Судьбоносное значение для  России имела предложенная Столыпиным аграрная реформа. Столыпин отдавал  себе отчет, что если не освободить многомиллионное крестьянство от традиционных общинных пут, если не предоставить ему  законное право выхода из общины, то вообще бессмысленно говорить о раскрепощении  личности и предоставлении ей гражданских  и политических свобод. Указ 9 ноября 1906 г. Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 380 - 385.ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и  навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о  свободе человека и человеческого  труда» Столыпин П.А. Нам нужна Великая  Россия. С. 52, 253.. Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал Столыпин, следует  дать возможность «укрепить за собой  плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность». Считая чувство личной собственности  природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом  гражданского общества и правового  государства.

Помимо указа 9 ноября 1906 г. правительством Столыпина был  разработан пакет документов, направленных на создание благоприятных условий  для раскрепощения личности крестьянина  и превращения его в личного  собственника. Так, в распоряжение крестьян передавались казенные, удельные, кабинетские  земли. Правительство наметило меры по совершенствованию системы кредитования крестьян-собственников посредством  рационализации деятельности Крестьянского  поземельного банка, приступило к мобилизации  крестьянских общественных капиталов, которые планировалось обратить на нужды развития мелкого сельскохозяйственного  кредита Столыпин П.А. Программа  реформ. Т. 1. С. 371 - 379, 386 - 476.. В целом ряде землеустроительных проектов и особенно базовом из них - «Наказе землеустроительным комиссиям» - намечалась программа первоочередных мер правительства по содействию крестьянам в улучшении условий землевладения и порядка землепользованияТам же, с. 243-260.. Ставилась задача создать на малозаселенных землях эффективное частное крестьянское землевладение, что позволило бы постепенно изменить общинный менталитет крестьянского сознания, способствовать сознательному выбору между традиционными и новыми системами земледелия и хозяйствования. Осуществляя переселенческую политику, правительство Столыпина преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы на окраинах империи создать из переселенцев надежный «русский оплот», что позволило бы воспрепятствовать проникновению на Дальний Восток мигрантов из сопредельных азиатских стран.

Большое значение придавалось  финансовой поддержке всего переселенческого дела. В целом ряде проектов были разработаны условия отпуска  средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения, а  также льготные ссуды и пособия  при землеустройстве. Вводился дифференцированный подход к предоставлению ссуд в зависимости  от труднодоступности местности  и от общегосударственных планов заселения пригодных к переселению  земель.

Рациональное и конкурентоспособное  частное крестьянское хозяйство  становилось базой товарно-рыночного  производства сельскохозяйственной продукции, что стимулировало динамичный рост экономики России в целом.

Необходимо отметить, что  Столыпин, являясь рационально мыслящим политиком, вынужден был учитывать  «коридор возможностей», который ему  предоставила конкретная российская действительность. Как реальный политик он не мог  не учитывать расстановку социальных и политических сил, накал партийной  борьбы в обществе. Вместе с тем  он не мог игнорировать наличие материальных ресурсов, а также возможностей адаптации  общества к системным преобразованиям.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность и содержание