Аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:48, реферат

Описание

Интерес к земле, во все времена, при любом правительстве, был в центре пристального внимания, становясь порой причиной драматических событий, но сегодня в России этот интерес велик как никогда. Земля включена в гражданский оборот, разрешены и совершаются сделки с землей. Но, одновременно, и прежде всего, она является природным объектом, важнейшим природным ресурсом основой нашей жизни и деятельности.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.docx

— 71.57 Кб (Скачать документ)

Одна из ключевых проблем  российской истории начала XX века - неэффективность крестьянского  хозяйства, сдавливаемого архаичными нормами общинного уклада жизни. Российское крестьянство, составлявшее порядка 80 % населения страны, получило в 1861 г. личную свободу, однако оставалось связанным множеством ограничений.

Основные из них были обусловлены  существованием общины. Столыпин высказывался об этой институции крайне жестко. «Наша  земельная община - гнилой анахронизм, здравствующий только благодаря  искусственному, беспочвенному сентиментализму  последнего полувека, наперекор здравому смыслу и важнейшим государственным  потребностям. Дайте выход сильной  личности в крестьянстве, освободите ее от воздействий невежества, лени и пьянства, и у вас будет  прочная, устойчивая опора для развития страны без всяких утопий и искусственных, вредных скачков. Община в ее настоящем  виде не помогает слабому, а давит и уничтожает сильного, давит народную энергию и мощь». Столыпин прямо связывал аграрные преобразования и создание гражданского общества. По его словам, Россия «до сих пор была государством сословным, причем самое большое сословие, крестьянство, в десять раз превышающее численностью все остальное, вместе взятое, было обезличено главным образом общиной. Это не отдельные граждане, а людская амальгама, масса, в которой индивидуализму открыта только одна дорога - кулачество. В ней нет понятия о гражданственности, о связанных с нею правах и обязанностях, следовательно, нет и граждан. Нужно создать этих граждан, нужно дать способной части крестьянства возможность сделаться ими» Могилевский К. И., Соловьев К. А. П. А. Столыпин: личность и реформы. - Режим доступа: http://www.economic-review.ru/publications/159/.

Важно в связи с этим подчеркнуть, что аграрные преобразования были лишь инструментом для создания в России гражданского общества. На это же были направлены и другие важнейшие реформы: самоуправления, образования, социального страхования  и др. Крестьянство намного превосходило по численности все прочие группы населения, поэтому именно работе с  ним Столыпин уделял повышенное внимание.

Решение аграрного вопроса  П.А. Столыпин видел в превращении  крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, дабы гражданские и политические права не оставались пустой буквой. «Пока крестьянин беден, пока он не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, - говорил Столыпин, - он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы» Там же.. Отсюда вытекала главная стратегическая задача - «снять те оковы, которые наложены на крестьянство, и дать ему возможность самому избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает». Крестьяне должны были сами сделать свой выбор, ибо, считал Столыпин, «закон не призван учить крестьян и навязывать им какие-либо теории, хотя бы эти теории и признавались законодателями совершенно основательными и правильными». Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Указ 9 ноября 1906 г. должен был стать, по Столыпину, последним звеном в «деле раскрепощения нашего земледельческого класса». Указ ликвидировал насильственное прикрепление к общине и раз и навсегда уничтожил закрепощение личности, несовместимое с «понятием о свободе человека и человеческого труда». Но чтобы крестьянин окончательно почувствовал себя свободным, ему, подчеркивал Столыпин, следует дать возможность «укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отошла, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая. Пусть будет наследственная». Считая чувство личной собственности природным свойством человека, Столыпин настаивал на том, чтобы в России сформировался мощный класс крестьян-собственников, который в аграрно-крестьянской стране станет, с одной стороны, основным источником формирования среднего класса, а с другой - прочным фундаментом гражданского общества и правового государства.

Будучи полноценным владельцем своего земельного участка, крестьянин мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда. Горизонты планирования у столыпинского правительства были весьма широки. Кредитование крестьянства под 4,5% годовых на срок свыше 50 лет давало возможность домохозяевам существенно улучшить жилищные условия своей семьи, «растянув» выплаты по займу на 2-3 поколения.

Простое изменение правового  статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный  надел был разделен на множество  полос, между которыми пролегали  значительные расстояния. Это заметно  затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое  сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб  или хутор (если бы от общины обособлялся  не только земельный надел, но и усадьба  с хозяйственными постройками). Столыпин не просто объявил аграрную реформу  и обеспечил ее законодательно, он предусмотрел создание мощного инструмента  реализации своих планов. В целях  «выяснения на местах земельных нужд крестьянского населения и содействия к расширению и улучшению его  землевладения» в деревню были направлены хорошо подготовленные специалисты, которые  должны были воплотить в жизнь  столыпинские идеи землеустройства.

Одно из принципиальных направлений  аграрной реформы - переселенческая  политика. Правительство было вынуждено  решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала  очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить  крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в  заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд и даже на первых порах  безвозмездно передавало в их собственность  государственные, удельные и кабинетские  земли.

Анализируя опыт переселенческой  политики, правительство пришло к  выводу о необходимости отказаться от практики повсеместной даровой раздачи  земли, сохранив при этом дифференцированный подход к переселенцам. Даровая раздача  земли переселенцам ограничивалась труднодоступными в хозяйственном  отношении местностями.

3.2 Законодательные акты  аграрной реформы П.А. Столыпина

4 марта 1906 г.(при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием А. П. Никольском) учреждаются землеустроительные комиссии, пока что ещё с очень небольшими и плохо продуманными полномочиями Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. -- СПб., 1909. -- Т. XXVI. 1906 год. № 27478.. Комитет и комиссии, объединявшие чиновников различных ведомств, представителей земств и представителей от крестьян, имели главной целью содействие крестьянам при покупке земли через Крестьянский поземельный банк.

26 апреля 1906 г. П.А. Столыпин  был назначен министром внутренних  дел.

I Государственная Дума  открылась 27 апреля 1906 г. В Думу  было внесено три аграрных  законопроекта (партией народной  свободы, трудовой фракцией, социал-демократической  фракцией). Проекты не имели полной  проработки и более представляли  собой политические декларации.

Законопроект кадетской  фракции (партия народной свободы), составлявшей относительное большинство в  Думе, требовал увеличения крестьянского  землевладения за счёт государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, которые должны были быть переданы крестьянам безвозмездно. В особых случаях кадеты допускали принудительное отчуждение государством частновладельческих  земель за справедливое вознаграждение, с последующей безвозмездной  передачей их крестьянам. Подразумевалось, что сохранятся существующие практики общинного землевладения.

Законопроекты социал-демократов и трудовиков предусматривали полную национализацию всех частновладельческих  и общинных земель без уплаты вознаграждения, запрет частной собственности на землю, передачу земли на уравнительной основе во временное пользование всем желающим её обрабатывать собственным трудом.

Ни с одной из этих двух программ правительство, в части  принудительного отчуждения помещичьих земель, не могло согласиться. Все  попытки найти общий язык провалились, Дума была распущена через 72 дня, 8 июля. В тот же день П.А. Столыпин был  назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним поста  министра внутренних дел. Были назначены  выборы во II Думу по тому же избирательному закону.

Аграрные волнения с весны 1906 г. возобновились с ещё большей  силой, и к моменту роспуска I Думы количество инцидентов достигло исторического  максимума. 1906 год оказался крайне неурожайным. Правительство интенсивно оказывало дорогостоящую продовольственную помощь, которую сельское население, привыкшее считать её обязательным подарком («царёвым пайком»), принимало без благодарности.Ситуация продолжала оставаться неопределённой. Хотя правительство уже подготовило основополагающие документы реформы, последующие события могли развиваться различными путями. Можно было предположить, что новая Дума, избранная по тому же закону, окажется столь же радикально настроенной.

П.А. Столыпин принял решение  принимать все необходимые законоположения, не дожидаясь созыва II Думы, по статье 87 Основных законов (данная статья позволяла  правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой), с  обязательством внести эти законы в  Думу в двухмесячный срок со дня  её открытия.

27 августа вышел указ  о продаже крестьянам государственных  земель. 5 октября 1906 г. был издан  указ «Об отмене некоторых  ограничений в правах сельских  обывателей и лиц других бывших  податных состояний», посвящённый  улучшению гражданско-правового  статуса крестьянПолное собрание законов Российской империи. Собрание третье. -- СПб., 1909. -- Т. XXVI. 1906 год, № 28392..

Указом был предусмотрен широкий ряд мероприятий, ослаблявших  власть сельского общества над своими членами:

-- для поступления на  учебу и в духовное звание  более не требовалось разрешение  сельского общества;

-- дозволялось поступать  на государственную службу, заканчивать курс учебных заведений, продолжая при этом оставаться членом сельского общества;

-- разрешалось одновременно  быть членом нескольких сельских  обществ;

-- разрешалось увольняться  из сельских обществ, не испрашивая  их согласия.

Ряд положений указа был  направлен на расширение правоспособности крестьян с целью уравнения их прав с другими сословиями:

-- крестьянам, как и всем  другим лицам бывших податных  сословий, дозволялось поступление  на государственную службу (ранее  от крестьян требовался образовательный  ценз в размере программы 4-классного  уездного училища);

-- были полностью отменены  подушная подать и круговая  порука в тех немногих местностях, где они еще существовали;

-- было отменено наказание  крестьян земскими начальниками  и волостными судами за мелкие  проступки, не перечисленные в  законе;

-- крестьянам было разрешено  обязываться векселями;

-- тем крестьянам, которые  имели необходимое цензовое имущество,  разрешалось участвовать в выборах  в Государственную Думу по  соответствующим цензовым куриям;

-- крестьяне самостоятельно  избирали гласных в земские  собрания;

-- уездные съезды могли  отменять приговоры сельских  обществ только по причине  их незаконности.

Положения данного указа  рассматривались правительством как  временные и переходные до момента  реализации куда более широкой по замыслу реформы местного управления. Однако, сам указ застрял в III и IV Думах навсегда. Законодатели двух учреждений -- Думы и Государственного Совета -- оказались неспособными найти компромисс, и предпочли бесконечные затяжки в принятии законопроектов какому-либо конструктивному решению. Соответственно, не приходилось даже думать о законодательном утверждении и каких-либо последующих, более радикальных, мер. В результате, временные правительственные меры 1907 года продолжали действовать до 1917 года без изменений.

14 и 15 октября 1906 г. вышли  указы, расширявшие деятельность  Крестьянского земельного банка  и облегчавшие условия покупки  земли крестьянами в кредит  Полное собрание законов Российской  империи, 1906..

Наконец, 9 ноября 1906 года выходит (по ст. 87 Основных законов) главный  законодательный акт реформы -- указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашающий право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель Полное собрание законов Российской империи, 1906, №28528..

Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского  общества и созданию класса крестьян -- полноправных собственников земли.

Указ провозглашал, что  «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой  в личную собственность причитающейся  ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные  земли оставалась, однако, связанной  некоторыми ограничениями: земля могла  быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право  принимать бывшую надельную землю  в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля  становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.

В тех обществах, где переделов  общинной земли не было свыше 24 лет, каждый домохозяин мог безвозмездно закрепить в собственность тот  участок земли, которым он пользовался  на постоянной основе. В тех обществах, где переделы были, безвозмездному закреплению в собственность  подлежал такой участок, который  данному домохозяйству в настоящий  момент следовал по тем принципам, по которым был произведен последний  передел; дополнительная земля уже  подлежала выкупу у сельского  общества.

При укреплении в собственность  участков за новыми собственниками сохранялось  прежнее право пользования неразделяемыми общинными землями (луга, пастбища, леса, неудобные земли, проезды).

Домохозяева, желающие закрепить  землю в собственность, должны были заявить о том сельскому обществу. Сельское общество было обязано в  месячный срок собрать сельский сход и принять необходимое решение, для чего требовалось 2/3 голосов. Если такое решение не было вынесено, заявитель мог обратиться к земскому участковому начальнику, который  далее принимал решение об укреплении своей властью. Жалобы на постановления  сельских сходов и решения земских  начальников подавались в уездные  съезды.

Особое внимание уделялось  тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в  разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял  и дом владельца -- «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина: сущность и содержание