Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:16, реферат
В данной работе рассмотрены основные понятия, оперирующие в земельном законодательстве по отношению к обороту земель сельскохозяйственного назначения, приведены особенности оборота этих земель и возникновение прав на них. Рассмотрены возможные сделки, касающиеся земель данной категории и порядок осуществления таких сделок.
Введение стр. 3
1. Регулирование отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения стр.4
1.1. Основные понятия оборота земель сельскохозяйственного
назначения стр.4
1.2. Субъекты отношений оборота земель сельскохозяйственного
назначения стр.12
2. Особенности оборота земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения стр.21
3. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения стр.27
4. Заключение
2
по дисциплине «Земельное право»
Тема: «Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения и права на них»
(название темы)
Москва – 2010
Содержание
Введение стр. 3
1. Регулирование отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения стр.4
1.1. Основные понятия оборота земель сельскохозяйственного
назначения стр.4
1.2. Субъекты отношений оборота земель сельскохозяйственного
назначения стр.12
2. Особенности оборота земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения стр.21
3. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения стр.27
4. Заключение стр.32
5. Список литературы стр.35
2
Введение
Российская Федерация, как известно, одна из самых больших стран в мире, расположенных на материке. Территория страны охватывает большую часть природно-климатических зон – это леса, водоемы, горы, степи, равнины и т.п. Обработка и возделывание земель, пригодных для сельского хозяйства имеет первоочередное значение для продовольственного обеспечения населения страны, что в свою очередь является одним из ключевых направлений экономики. От объемов сельскохозяйственной продукции зависит, в некотором смысле, благополучие населения. Следовательно, вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения одни из актуальных.
Земельный кодекс Российской Федерации[1] принятый в 2001 году явился результатом мер по проведению аграрной реформы начатой в 1991 году. За 10 лет реформирования произошли существенные изменения, проведена значительная правовая работа. Регулирование земельных отношений находит свое отражение во многих институтах права. В первую очередь это гражданское и земельное право, экологическое право, административное право, налоговое право и другие.
Земельный кодекс Российской Федерации регулирует отношения владения, пользования, распоряжения землей, а также вопросы сделок с землей на основании принципов, которые обязательны для любых отношений с землей. Кроме того, в законе определяются категории земель по целевому значению, их охрана и особенности использования.
В данной работе рассмотрены основные понятия, оперирующие в земельном законодательстве по отношению к обороту земель сельскохозяйственного назначения, приведены особенности оборота этих земель и возникновение прав на них. Рассмотрены возможные сделки, касающиеся земель данной категории и порядок осуществления таких сделок.
2
1. Основные понятия отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 г. №113-ФЗ) (далее – Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) Указанным Федеральным законом устанавливаются правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначении.
Земельным кодексом Российской Федерации п.1 ст.77 определяется понятие земель сельскохозяйственного назначения.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставляются для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Пункт 2. ст. 77 раскрывает состав земель сельскохозяйственного назначения.
В состав земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения.[2]
В Земельном кодексе красной строкой ст.1 закреплены основные принципы земельного законодательства. Законодатель выделяет 11 принципов:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В свою очередь пунктом 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения для данной категории земель установлены 7 принципов, из которых на сегодняшний день действуют 5, остальные утратили силу.
Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:
1. сохранение целевого использования земельных участков;
2. установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4. преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов.
В перечисленных принципах, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения используются понятия «земельного участка» и «доли в праве общей собственности на земельные участки».
Земельный участок - одна из основных категорий, которыми оперируют земельное право и земельное законодательство. В статье 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации приводиться понятие земельного участка, но с отсылкой к федеральным законам. «Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.»[3]. Более точное определение земельного участка встречается в Федеральном законе от 02.01.2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. от 04.12.2006г.)[4], однако данный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 г. №66-ФЗ «О внесении изменений в федеральные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»[5] В приведенном законе определение земельного участка приведено в следующем виде:
«Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами».
В земельном законодательстве объектом прав выступают также земельные доли. Понятие доли в праве общей собственности на земельные участки вводится ст. ст. 130-133 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земельный участок - недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми - это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования.
Земельные доли были получены гражданами при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, земельная доля соответствует понятию доли в праве общей собственности, которое содержится в ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о работе Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения и права на них