Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа
Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.
Возбуждение спора об оценке какой-либо части изымаемого имущества не может служить основанием для приостановления фактической передачи этого имущества.
Право пользования землей у нового субъекта возникает после оформления и выдачи ему государственного акта (договора) на соответствующее право.
Кроме изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, действующее законодательство допускает изъятие у пользователей землей излишков земельных участков, превышающих установленные размеры пользования в несколько раз, особенно после перехода к рыночным земельным отношениям.
Изъятие излишков возможно только в порядке перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки согласно проекту планировки и застройки города (поселка).
В случае принудительного изъятия излишков большемерных земельных участков землепользователи получают возмещение убытков в таком же порядке, как и при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд. Если на изымаемой части участка находятся какие-либо строения и насаждения, принадлежащие указанным субъектам, они имеют право по своему выбору либо перенести их на оставшуюся часть земельного участка, либо взыскать их стоимость с нового пользователя, к которому перейдет земля.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок или его часть по решению органов государственной власти могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд у собственника земельного участка в порядке, установленном законом, с возмещением убытков (реквизиция).
Лицо, у которого реквизированы земельный участок или его часть, вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этогоземельно-го участка.
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается стоимость этого земельного участка.
В случаях, предусмотренных законом, земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника, владельца, пользователя, арендатора по решению суда в виде санкции за совершенные преступления или иные правонарушения (конфискация). Конфискация может быть произведена в административном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ за следующие умышленные или систематические нарушения земельного законодательства:
1) загрязнение земель
2) невыполнение обязательных
3) использование земель
4) нарушение установленного
5) использование земель
6) неиспользование земельных
В соответствии с ЗК РФ ограничение
прав собственников, владельцев, пользователей
и арендаторов земельных
Предмет земельного права
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.
1.6. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права
Будучи составной частью
национальной правовой системы
России, земельное право находится
в тесной взаимосвязи и взаимодействии
с другими отраслями российского права.
Самая тесная связь у земельного права
с конституционным правом России, нормы
и положения которого определяют основополагающие
конституционные принципы всех отраслей
российского права, в том числе и земельного.
Применительно к земельному праву такими
положениями являются: установление многообразия
форм земельной собственности (ст. 9), признание
права частной собственности на землю
граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право
на владение, пользование и свободное
распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других.
Кроме того, важное значение для земельного
права имеют нормы Конституции Российской
Федерации, устанавливающие порядок и
условия пользования землей на основе
федерального закона, а также отнесение
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации таких
вопросов, как владение, пользование и
распоряжение землей и другими природными
ресурсами, разграничение государственной
собственности и принятие земельного,
водного, лесного законодательств и законодательства
о недрах (ст. 72).
Земельное право тесно связано с административным
правом, и прежде всего в таких областях,
как государственное управление земельными
ресурсами и привлечение к административной
ответственности лиц, виновных в нарушении
земельного законодательства. Административное
право, имея своим предметом организацию
исполнительной и распорядительной деятельности
органов государственной власти, в том
числе и в области организации использования
и охраны земель, определяет систему этих
органов, порядок и формы их деятельности.
Так, в соответствии с Указом Президента
РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»,
Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной
власти» федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими управленческие
функции в области охраны и использования
земель в пределах своей компетенции являются,
например, Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости, Федеральное агентство
лесного хозяйства и ряд других органов.
Основополагающее значение для земельного
права имеет его связь с такой фундаментальной
отраслью системы российского права, как
гражданское право. Связь земельного права
с гражданским правом предопределяется
общностью социально-экономической природы
земельных и гражданских отношений.
Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса
РФ, земельные участки, участки недр, обособление
водные объекты и все, что прочно связано
с землей, т.е. объекты, размещение которых
без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние
насаждения, здания, сооружения признаны
недвижимым имуществом. Закрепление в
законодательстве понятия «недвижимость»,
включение земельных участков в перечень
объектов гражданского оборота обусловили
появление проблемы разграничения предметов
правового регулирования земельного законодательства
и гражданского законодательства.
Общую сферу правового регулирования
земельного и гражданского законодательства
составляют, в частности, вопросы права
собственности и иных вещных прав на землю,
оборотоспособности земельных участков,
гражданско- правовой ответственности
за нарушение земельного законодательства
и ряд других. Например, регулируя отношения
собственности на землю и определяя правомочия
собственников земельных участков и обладателей
иных вещных прав на них, гражданское законодательство
ссылается на земельное законодательство,
которое должно регулировать соответствующий
вопрос. В одних случаях приводится ссылка
на закон, в котором должен быть урегулирован
соответствующий вопрос, в других - указывается,
что соответствующий вопрос должен быть
урегулирован в земельном законодательстве.
Что касается гражданско-правовой ответственности
за нарушение земельного законодательства,
то, как отмечает О.И. Крассов, эти вопросы
регулируются прежде всего гражданским
правом, однако учитываются следующие
обстоятельства. Во-первых, при определении
размера ущерба в ряде случаев применяются
специальные методики. Во-вторых, порядок
возмещения ущерба, причиненного правомерными
действиями, например, при изъятии земельных
участков для государственных или муниципальных
нужд, а также в некоторых иных ситуациях
регулируется не гражданским, а земельным
законодательством.
Не случайно, что одним из принципов земельного
законодательства является вышеупомянутый
принцип разграничения действия норм
гражданского законодательства и норм
земельного законодательства в части
регулирования отношений по использованию
земель, а также принцип государственного
регулирования приватизации земли. Имущественные
отношения по владению, пользованию и
распоряжений земельными участками, а
также по совершению сделок с ними регулируются
гражданским законодательством, если
иное не предусмотрено земельным, лесным,
водным законодательством, законодательством
о недрах, об охране окружающей среды,
специальными федеральными законами (п.
3 ст. 3 Земельного кодекса РФ).
Тесная связь существует между земельным
правом, с одной стороны, и другими природноресурсовыми
отраслями права (водным, горным, лесным
правом и т.д.) с другой стороны. Несмотря
на специфику земельных, водных, горных,
лесных отношений, обусловленную особенностями
их объектов, между этими отраслями права
есть большое сходство. Поскольку и земля,
и лес, и недра, и воды являются природными
ресурсами, то это обусловило и единство
целей и методов их правового регулирования,
сходство их принципов и правовых институтов.
Тесная связь земельного права с экологическим
правом обусловлена положением земли
как неотделимого элемента, компонента
окружающей (природной) среды, функционирующей
в составе естественных экосистем природы
и находящейся в органической взаимосвязи
и взаимодействии с другими элементами
природной среды и окружающей (природной)
средой в целом. Так, земельное право содержит
нормы, устанавливающие правила экологической
безопасности, обеспечивающие охрану
земель как неотделимой части окружающей
среды (требования по соблюдению нормативов
предельно допустимых концентраций вредных
веществ в почве, экологические требования
к размещению объектов, отрицательно влияющих
на состояние земель и т.д.).
Метод земельного права
Под методом правового
Выделяют следующие методы правового регулирования:
императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;
диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.
Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.
Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.
Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).
Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.
Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.
Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли.
Системность принципов как в зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.
К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.
Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части. В основу деления положены уникальные свойства, присущие земле – этому специфическому объекту. Принципы земельного права содержатся:
а) в Конституции РФ, где сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2), а также статьи 7,8,10-12,15, имеющие более общий характер по земельным отношениям.
В Конституции закреплено и гарантировано право граждан и объединений иметь в частной собственности землю (ч. 2. ст. 9 и ч. 1 ст. 36). В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права.
В ч. 4 ст. 29 и ст. 42 закреплено право граждан на информацию о всевозрастающей роли демократического общественного контроля в сфере земельного права;