Понятие права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

Возбуждение спора об оценке какой-либо части изымаемого имущества не может служить основанием для приостановления фактической передачи этого имущества.

Право пользования землей у нового субъекта возникает после оформления и выдачи ему государственного акта (договора) на соответствующее право.

Кроме изъятия земель для государственных  и муниципальных нужд, действующее  законодательство допускает изъятие  у пользователей землей излишков земельных участков, превышающих установленные размеры пользования в несколько раз, особенно после перехода к рыночным земельным отношениям.

Изъятие излишков возможно только в  порядке перепланировки застроенных  кварталов в зоне индивидуальной застройки согласно проекту планировки и застройки города (поселка).

В случае принудительного изъятия  излишков большемерных земельных участков землепользователи получают возмещение убытков в таком же порядке, как  и при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд. Если на изымаемой части участка находятся какие-либо строения и насаждения, принадлежащие указанным субъектам, они имеют право по своему выбору либо перенести их на оставшуюся часть земельного участка, либо взыскать их стоимость с нового пользователя, к которому перейдет земля.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный  участок или его часть по решению  органов государственной власти могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд у собственника земельного участка в порядке, установленном законом, с возмещением убытков (реквизиция).

Лицо, у которого реквизированы  земельный участок или его  часть, вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этогоземельно-го участка.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается  стоимость этого земельного участка.

В случаях, предусмотренных законом, земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника, владельца, пользователя, арендатора по решению суда в виде санкции за совершенные преступления или иные правонарушения (конфискация). Конфискация может быть произведена в административном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ за следующие умышленные или систематические нарушения земельного законодательства:

1) загрязнение земель радиоактивными  и химическими веществами, производственными  отходами, сточными водами, заражение  бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами, засорение сорными растениями;

2) невыполнение обязательных мероприятий  по улучшению земель, охране почв  от ветровой и водной эрозии, предотвращению других процессов,  ухудшающих состояние почв, а  также использование земель способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя почвы, природных ресурсов, археологических объектов и объектов истори-ко-культурного наследия;                              

3) использование земель способами,  приводящими к уничтожению или систематическому проведению иных природных ресурсов;

4) нарушение установленного режима  использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других  земель с особыми условиями  использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;

5) использование земель способами,  приводящими к причинению вреда  здоровью людей или созданию  реальной угрозы причинения такого  вреда;

6) неиспользование земельных участков  сельскохозяйственного назначения в течение трех лет подряд и др.

В соответствии с ЗК РФ ограничение  прав собственников, владельцев, пользователей  и арендаторов земельных участков в случаях возникновения государственных  или муниципальных нужд устанавливается  в соответствии с принятыми решениями о территориальном планировании использования земель, о зонировании земель, об установлении публичных сервитутов и в иных случаях, установленных законом.


 

 

 

Предмет земельного права

 

Предметом земельного права как  отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

 

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования  обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

 

Объектами земельных отношений  являются: земля как природный  объект и природный ресурс; земельные  участки; части земельных участков.

 

Земля как природный объект и  природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

 

Земельный участок может быть делимым  и неделимым. Делимым является земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после  раздела образует самостоятельный  земельный участок, разрешенное  использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

 

Особенности земли порождают специфику  как земельных правоотношений, так  и предмета земельного права.

 

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения  по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

 

К отношениям по использованию и  охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

 

К земельным отношениям нормы указанных  отраслей применяются, если эти отношения  не урегулированы земельным законодательством.

 

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским  законодательством, если иное не предусмотрено  земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

1.6. Соотношение земельного права с другими отраслями российского права  

 Будучи составной частью  национальной правовой системы  России, земельное право находится  в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями российского права. 
   Самая тесная связь у земельного права с конституционным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного. 
   Применительно к земельному праву такими положениями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на владение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Кроме того, важное значение для земельного права имеют нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия пользования землей на основе федерального закона, а также отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и принятие земельного, водного, лесного законодательств и законодательства о недрах (ст. 72). 
   Земельное право тесно связано с административным правом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства. Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти, в том числе и в области организации использования и охраны земель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управленческие функции в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции являются, например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство лесного хозяйства и ряд других органов. Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. 
   Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ, земельные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, размещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения признаны недвижимым имуществом. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение земельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гражданского законодательства. 
   Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, вопросы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско- правовой ответственности за нарушение земельного законодательства и ряд других. Например, регулируя отношения собственности на землю и определяя правомочия собственников земельных участков и обладателей иных вещных прав на них, гражданское законодательство ссылается на земельное законодательство, которое должно регулировать соответствующий вопрос. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других - указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве. 
   Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, как отмечает О.И. Крассов, эти вопросы регулируются прежде всего гражданским правом, однако учитываются следующие обстоятельства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде случаев применяются специальные методики. Во-вторых, порядок возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями, например, при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в некоторых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земельным законодательством. 
   Не случайно, что одним из принципов земельного законодательства является вышеупомянутый принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжений земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ). 
   Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, и другими природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.) с другой стороны. Несмотря на специфику земельных, водных, горных, лесных отношений, обусловленную особенностями их объектов, между этими отраслями права есть большое сходство. Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. 
   Тесная связь земельного права с экологическим правом обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, функционирующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природной среды и окружающей (природной) средой в целом. Так, земельное право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обеспечивающие охрану земель как неотделимой части окружающей среды (требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т.д.).

Метод земельного права

 

Под методом правового регулирования  понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

 

Выделяют следующие методы правового  регулирования:

 

императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений  свободы выбора своих действий. Для  диспозитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это  способ регулирования общественных отношений по использованию и  охране земель в РФ как основы жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения).

 

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

 

Преимущественное значение имеет  императивный метод, что объясняется  спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

 

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных  отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право  осуществлять свои правомочия в отношении  участка как объекта права  собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

 

Широкое применение получает также  применение экономического стимулирования участников земельных отношений  рационально использовать земельные  участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

 

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования  отношений по использованию и  охране земель как основы жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные  отношения).

1.8. Принципы  земельного права

 

  

Развитие правовой системы происходит по схеме «от общего к частному». Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются в Конституции  РФ, детализируются, конкретизируются в специальных законах, постановлениях, управленческих актах, имеющих общенормативное значение.

Принципы земельного права как  отрасли права представляют собой  «микросхему» данной отрасли.

Системность принципов как в  зеркале отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать на общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

К общеправовым принципам относятся: принцип гуманизма, принцип законности в земельных отношениях, принцип  интернационализма, имеющий международную и национальную стороны, принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями, принцип субъективного вменения, то есть применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, и др.

Отраслевые принципы земельного права обусловлены особым характером регулируемых общественных земельных отношений, которые, в свою очередь, определены особой спецификой регулируемого объекта земельного фонда РФ, состоящего из разных по своему правовому режиму отдельных категорий земель. Эта специфика породила принципы, которые можно разделить на две части: принципы, относящиеся к Общей части земельного права, и принципы, относящиеся к Особенной части. В основу деления положены уникальные свойства, присущие земле – этому специфическому объекту. Принципы земельного права содержатся:

а) в Конституции РФ, где сказано, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность  государства (ст. 2), а также статьи 7,8,10-12,15, имеющие более общий характер по земельным отношениям.

В Конституции закреплено и гарантировано  право граждан и объединений  иметь в частной собственности  землю (ч. 2. ст. 9 и ч. 1 ст. 36). В случае отказа в предоставлении земельного участка гражданин может обратиться в суд за защитой своего права.

В ч. 4 ст. 29 и ст. 42 закреплено право  граждан на информацию о всевозрастающей  роли демократического общественного  контроля в сфере земельного права;

Информация о работе Понятие права собственности на землю