Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа
Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.
Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.
Однако такие меры не могут применять
иные лица, кроме администрации
Как уже отмечалось, земля имеет особый правовой статус, отличный от правового статуса обычного имущества, что сказывается на процессуальном характере земельных отношений. Так, если обычные имущественные отношения имеют относительно свободный режим (имущество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интересами использования данных земель.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
1. Земельное право занимает
2. В силу динамичности
3. Критерием отграничения
Правильное отграничение предмета
земельно-правового
Система земельного права»
1. Понятие и элементы системы земельного права
Понятие системы земельного права
Место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе.
Принято различать систему
отрасли права и систему науки,
Под системой земельного
права как отрасли права
Система отрасли права
складывается не случайно, а исторически
(в известной степени,
Система земельного права состоит из Общей и Особенной частей, каждая из них в свою очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.
Земельные отношения
Одним из видов земельных
правоотношений являются
Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В них определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участком содержание прав землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.
Нормы права, регулирующие
одни и те же виды
Элементы Общей и Особенной части земельного права
К элементам общей части
земельного права как отрасли
права относятся следующие
1. Право собственности, вещные и другие права на землю.
2. Правовое регулирование сделок с землей.
3. Государственное управление землепользованием.
4. Правовое обеспечение рационального
использования и охраны
земель по российскому
5. Земельно-процессуальное право
- дает понятие и общую
6. Защита земельных прав
граждан и юридических лиц
и порядок разрешения
7. Ответственность за нарушения
земельного законодательства. Этот
институт земельного права
8. Понятие и общая
Особенная часть земельного
права представляет собой
1) правовой режим земель
сельскохозяйственного
2) правовой режим земель
поселений, основным целевым
3) правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач;
4) правовой режим земель, принадлежащих гражданам;
5) правовой режим земель особо охраняемых территорий;
6) правовой режим земель лесного фонда, обусловленный интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
7) правовой режим земель
водного фонда, используемых
для реализации
8) правовой режим земель
запаса, особенности которого
2. Источники земельного права
Понятие и признаки источников земельного права
Источник земельного права
- документ установленной формы,
изданный уполномоченным на то
государственным органом,
Под источниками права
понимаются различные способы
выражения правотворческой
Каждый источник права обладает такими признаками, как:
документальная форма
особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему;
соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству;
наличие в нормативном акте правовых норм.
Каждый источник земельного
права — это элемент в системе
земельного законодательства, которое
в свою очередь является
1) механизм устранения
2) механизм устранения логических противоречий;
3) механизм устранения
«если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон»;
4) механизм устранения пробелов в действующем земельном законодательстве - закон дает право судам в случае пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).
Действие нормативно-правовых актов
Различают действие нормативно-
а) действие нормативно-правовых
актов по территории
- определяется территориальной
полномочиями органа
б) действие земельно-правовых актов по времени - как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности;
в) действие нормативно-правовых актов по кругу субъектов осуществляется в отношении:
■ общих субъектов, т.е.
лиц, по своей юридической
■ специальных субъектов,
т.е. лиц, обладающих
Помимо дифференциации
Виды источников земельного права
Система права предполагает,
прежде всего, иерархию
Иерархия земельно-правовых
нормативных актов
1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ).
2. Конституция РФ —
ведущее начало всего
3. Федеральные конституционные
законы. Третьим уровнем источников
земельного права являются
4. Федеральные законы. Они
принимаются Федеральным
5. Указы Президента РФ. Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения. Указы Президента РФ относятся к федеральному уровню.
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
7. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.