Понятие права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

земельное право.doc

— 759.50 Кб (Скачать документ)

Трудовым правом предусмотрены  меры ответственности за нарушение  земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в  том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять  иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных  мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

Как уже отмечалось, земля имеет  особый правовой статус, отличный от правового  статуса обычного имущества, что  сказывается на процессуальном характере  земельных отношений. Так, если обычные  имущественные отношения имеют относительно свободный режим (имущество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интересами использования данных земель.

Подводя итог сказанному, можно сделать  следующие выводы:

1. Земельное право занимает самостоятельное  место в общей системе права  России, его нормы регулируют  специфическую группу земельных отношений, составляющую предмет земельно-правового регулирования.

2. В силу динамичности общественных  отношений возникают определенные  трудности в отграничении предмета  земельно-правового регулирования  от предметов правового регулирования иных отраслей российского права.

3. Критерием отграничения предметов  правового регулирования является  специфика общественных отношений,  объектом которых является земля.

Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования  от предметов смежных отраслей права является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение предмета земельно-правового регулирования.

Система земельного права»

 

1. Понятие и элементы  системы земельного права

Понятие системы земельного права

   Место каждого элемента  в системе земельного права  определяется не произвольно,  а диктуется его значением  и конкретной ролью в этой системе.

   Принято различать систему  отрасли права и систему науки,  учебной дисциплины и отрасли  законодательства.

   Под системой земельного  права как отрасли права следует  понимать научно обоснованную  последовательность расположения  институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

    Система отрасли права  складывается не случайно, а исторически  (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

   Система земельного права  состоит из Общей и Особенной  частей, каждая из них в свою  очередь состоит из институтов; институты земельного права состоят из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

   Земельные отношения регулируются  нормами материального и процессуального  права. Поэтому по своему составу они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений отличается от других в зависимости от субъекта, объекта этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, а нормы права, направленные на регулирование исполнительной и распорядительной деятельности органов в области земельных отношений, — институт государственного управления землепользованием.

 

 

   Одним из видов земельных  правоотношений являются правоотношения  собственности на землю, землевладения,  землепользования и аренды, которые  в свою очередь делятся на  более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим, например, имеется несколько   различных видов прав собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения (землепользование государственных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, ассоциаций и т.п.) и на землях поселений (землепользование жилищно-­ и дачно-строительных кооперативов и т.д.).

   Каждый вид использования  земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В них определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участком содержание прав землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, а также условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.

   Нормы права, регулирующие  одни и те же виды использования  земли, составляют в совокупности  конкретные правовые институты.

Элементы Общей и Особенной части земельного права

   К элементам общей части  земельного права как отрасли  права относятся следующие институты:

  1. Право собственности, вещные  и другие права на землю.

  2. Правовое регулирование сделок  с землей.

  3. Государственное управление землепользованием.

  4. Правовое  обеспечение рационального   использования   и  охраны  земель  по российскому законодательству, которое является его главной  задачей.

  5. Земельно-процессуальное право  - дает понятие и общую характеристику  земельно-процессуального права.

  6. Защита земельных прав  граждан и юридических лиц  и порядок разрешения земельных  споров.

7. Ответственность за нарушения  земельного законодательства. Этот  институт земельного права определяет  составы земельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

8. Понятие и общая характеристика  правового режима земель, под  которым следует понимать установленный  законом порядок государственного  регулирования рационального использования  и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

   Особенная часть земельного  права представляет собой систему  институтов земельно-правового регулирования,  обособленных по категориям земельного  фонда, а именно:

  1) правовой режим земель  сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением  которых является использование  их для сельскохозяйственных  целей или предназначенность  для этих целей;

  2) правовой режим земель  поселений, основным целевым назначением  которых является обеспечение  функционирования городов и иных  поселений как целостных организмов, объектов социального назначения, предназначенных для создания  необходимых условии для труда  и быта граждан;

  3) правовой режим земель  промышленности,  энергетики, транспорта,  связи, радиовещания,   телевидения,   информатики,   земель  для   обеспечения   космической деятельности, земель обороны, безопасности  и земель иного специального  назначения, основным целевым назначением которых является обеспечение задач;

  4) правовой режим земель, принадлежащих  гражданам;

  5) правовой режим земель  особо охраняемых территорий;

  6) правовой режим земель  лесного фонда, обусловленный  интересами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

  7) правовой  режим  земель  водного   фонда,   используемых  для  реализации водохозяйственных  целей;

  8) правовой режим земель  запаса, особенности которого выражаются  в их названии.

 

2. Источники земельного права

Понятие и признаки источников земельного права

   Источник земельного права  - документ установленной формы,  изданный уполномоченным на то  государственным органом, содержащий  в себе земельно-правовые нормы,  действующий на определенной  территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

   Под источниками права  понимаются различные способы  выражения правотворческой деятельности  государства, с помощью которой  воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства через наиболее распространенную форму источника права — нормативные правовые акты устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное при­менение при регулировании земельных отношений.

   Каждый источник права  обладает такими признаками, как:

  документальная форма закрепления;

  особая форма документа,  предусмотренная законом или  не противоречащая ему;

  соответствие органа или  должностного лица в принятии  правового акта действующему законодательству;

  наличие в нормативном акте  правовых норм.

   Каждый источник земельного  права — это элемент в системе  земельного законодательства, которое  в свою очередь является звеном  в общей системе права государства.  В любой системе не исключены сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве выделяются следующие элементы:

  1)  механизм устранения иерархических  противоречий, коллизий;

  2)  механизм устранения логических противоречий;

  3)  механизм устранения противоречий  в нормативно-правовых актах по  правилу:

«если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний  закон»;

  4)  механизм устранения пробелов  в действующем земельном законодательстве - закон дает право судам в случае пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

Действие нормативно-правовых актов

   Различают действие нормативно-правовых  актов по территории, времени и кругу лиц:

  а)     действие   нормативно-правовых   актов   по   территории   -   определяется территориальной  полномочиями органа федеральные,  региональные, местные;

  б)  действие земельно-правовых  актов по времени - как правило,  не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно  связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности;

  в)   действие нормативно-правовых актов по кругу субъектов осуществляется в отношении:

  ■   общих субъектов, т.е.  лиц, по своей юридической природе  не отличающихся какими-либо особыми  признаками;

  ■   специальных субъектов,  т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот.

   Помимо дифференциации правового  регулирования по кругу субъектов  действие нормативно-правовых актов  может быть дифференцировано  и по кругу объектов правового  регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим исполь­зования.

Виды источников земельного права 

   Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих  ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.

   Иерархия земельно-правовых  нормативных актов представляет  собой следующие уровни:

  1.     Международно-правовые   договоры,    подписанные   и   ратифицированные Российской Федерацией, содержащие земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ).

  2.   Конституция РФ —  ведущее начало всего нормотворчества,  основной источник для всех  отраслей российского права. Она  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется по всей территории России.

  3.   Федеральные конституционные  законы. Третьим уровнем источников  земельного права являются федеральные  конституционные законы, которые  принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

  4.   Федеральные законы. Они  принимаются Федеральным Собранием  РФ, которое состоит из двух  палат — Совета Федерации и  Государственной Думы.

  5.    Указы Президента  РФ. Президент РФ является главой  государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения.  Указы Президента РФ относятся к федеральному уровню.

  6.    Постановления   и распоряжения  Правительства  РФ также  относятся  к  федеральному уровню.

  7. Акты министерств и иных  государственных органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

Информация о работе Понятие права собственности на землю