Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:23, контрольная работа
Приступая к рассмотрению права собственности на землю, следует быть готовым к восприятию довольно сложных положений, выходящих за рамки земельно-правовой науки и вообще правового регулирования. Правовую регламентацию отношений собственности невозможно понять, не вникая в их экономическую сущность. Поэтому необходимо обращение к экономическим аспектам данной проблемы.
б) муниципальные образования, которые принимают участие в регулировании земельных отношений на своих территориях (в организации ведения кадастра и землеустройства; в определении правового статуса тех или иных земель; в регистрации прав на земельные участки; в организации охранительных мероприятий и т. п.);
в) предприятия, учреждения, организации,
которые имеют в собственности,
хозяйственном ведении или
г) лица физические — граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
3. Содержание права собственности на землю представляет собой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.
Право владения землей — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. Владеть землей может и несобствеиник, но только в соответствии с законом. В противном случае завладение землей будет считаться самовольным захватом.
Правомочия владения землей реализуются не только путем отвода участка в натуре, на местности, но ив соответствующей земельно-устроительной документации.
С правомочием владения тесно связано
другое правомочие – пользование. Право
пользования землей — допустимая
законом возможность
Право пользования реализуется
в двух формах: что может делать
собственник на земельном участке
и какими способами допустимо
реализовать эти права
Право распоряжения землей — допустимая законом возможность определять юридическую судьбу земельного участка (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т. д.).
Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и имеющиеся специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.
К числу общих правомочий собственников земельных участков относятся их права и обязанности на совершение определенных действий в отношении земли или воздержание от них. Так, каждый собственник земли имеет право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка с соблюдением установленных архитектурно-плани-ровочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов); передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать земельные участки, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества и товарищества, а также в качестве пая в производственные и потребительские кооперативы и др. Собственники земельных долей имеют право: продавать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на земельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т. п.
Собственник обязан эффективно использовать свою землю в соответствии с ее целевым назначением способами, которые не должны наносить ей ущерба как природному объекту и природному ресурсу; своевременно платить земельный долг или вносить арендную плату и плату за временное пользование землей; повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования другими природными объектами, а также не допускать причинения ущерба окружающей среде и т. п.
Права собственника — это такие
правомочия, которые осуществляются
исключительно по его воле. Например,
собственник вправе использовать имеющиеся
на его участке общераспространенн
Обязанности собственника — это правомочия, продиктованные законом и подлежащие обязатедьйому исполнению. Так, использование участка по основному целевому назначению является обязанностью каждого собственника земли, и нарушение этой обязанности влечет за собой прекращение права собственности на участок.
Существует группа правомочий, которая тесно связана с обязанностями. Это те случаи, когда права должны осуществляться с соблюдением определенных обязанностей. Например, если собственник решил воспользоваться правом на проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, то он должен осуществлять их с соблюдением установленного порядка. Иначе говоря, если решил воспользоваться правами, то неси и определенные обязанности при реализации этих прав.
Специальные правомочия собственников
земли обусловлены тремя
Особенности земельных участков, влияющие на правомочия собственников, обусловлены двумя признаками: их свойствами, имеющими объективную природу, и их хозяйственным состоянием.
Свойства земельных участков бесконечно многообразны, вследствие чего законодательство содержит ряд обязанностей для собственников земли. Например, склоновые сельскохозяйственные пахотные участки должны обрабатываться поперечным способом в целях предотвращения земельной эрозии; засоренные сорняками земельные участки должны очищаться от сорняков и к ним должны применяться мероприятия по удалению сорняков и т. п.
Состояние земельных участков обусловлено
не только природными явлениями, но и
хозяйственной деятельностью
Особенности правового статуса собственников земли присущи предприятиям (товариществам, кооперативным и другим сельскохозяйственным организациям, акционерным обществам и др.) в силу того, что их правоспособность специальная. Она определена уставом предприятия. Так, акционерному обществу промышленного типа не дано права вести сельскохозяйственную обработку земельных участков в качестве особого вида своей деятельности, если эта деятельность не закреплена в уставе.
Вместе с тем определенная
специфика правомочий имеется и
у некоторых категорий граждан-
Обстоятельства, влияющие на правомочия собственников, могут носить разносторонний характер. Это и ограничения, вытекающие из отношений соседства; и изменение юридического статуса местности, на которой расположен земельный участок; и возникновение общественных потребностей в данном земельном участке; и т. п.
Рассмотрев содержание правомочий собственников земельных участков, можно сделать вывод, что государство, закрепляя в нормах варианты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуществляет правовое регулирование отношений собственности на землю.
Применение земельного законодательства служит формой государственного регулирования, основанного на властно-организующих функциях государства.
Приоритетность применения специального земельного законодательства в регулировании земельных отношений основывается на общественном осознании социальной функции земли (естественном, вечном и самовозобновляющемся средстве производства) в нынешних условиях, ее социальной значимости, объективно существующей ограниченности, всеобъемлющей интенсификации современного использования земли, порождающей отрицательные экологические последствия.
Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модификациях характерно для всех современных зарубежных государств. Причем чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.
Необходимо выделить несколько основных целей, которые преследует государство при регулировании отношений собственности на землю России:
1) предотвращение создания
2) обеспечение экологических требований при хозяйственном использовании земли;
3) обеспечение
целевого использования
4) регулирование формирования
Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.
Право собственности как
Право собственности как
Право собственности как
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Право собственности на землю — это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в пределах, установленных законом.
2. Право собственности на
3. Право собственности имеет
многозначное толкование и
4. На объем правомочий
Собственность необходимое условие
для экономической свободы и
жизни отдельного человека, а также
общества и государства в целом.
Право собственности на землю –
урегулированное нормами различных отраслей
права, общественные отношения по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками.
Формы земельной собственности напрямую
зависят от потребностей экономического
развития производительных отношений
общества и их соответствия производительным
силам, поэтому они постоянно претерпевают
определенные изменения. Согласно ст.
9.2 Конституции РФ земля и другие природные
ресурсы находятся в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил
множественность форм земельной собственности.
Существуют следующие формы собственности: государственная
Государственная
собственность на землю.
В соответствии с законодательством РФ
(согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная
собственность подразделяется на два
подвида:
— собственность Российской Федерации
(федеральная собственность);
— собственность субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции
РФ разграничение государственной земельной
собственности на федеральную собственность
на землю и собственность на землю субъектов
РФ относится к совместному ведению Федерации
и ее субъектов.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной
собственностью являются земли, которые
не находятся в собственности граждан
и юридических лиц, а также в собственности
муниципальных образований. Разграничение
государственной собственности на собственность
РФ (федеральную собственность), собственность
субъектов РФ и собственность муниципальных
образований (муниципальную собственность)
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом «О разграничении государственной
собственности на землю» от 17 июня 2001 г.
Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой
режим земель, находящихся в федеральной
собственности, это:
— признанные таковыми федеральными законами;
— право собственности Российской Федерации
на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
— приобретенные Российской Федерацией
по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством.
Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в федеральной
собственности могут находиться не предоставленные
в частную собственность земельные участки
по основаниям, предусмотренным ФЗ «О
разграничении государственной собственности
на землю».
Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности
субъектов РФ находятся следующие земельные
участки:
— признанные таковыми федеральными законами;
— право собственности субъектов РФ на
которые возникло при разграничении государственной
собственности на землю;
— приобретенные субъектами РФ по основаниям,
— предусмотренным гражданским законодательством.
В их собственности могут также находиться
не предоставленные в частную собственность
следующие земельные участки:
— занятые недвижимым имуществом, находящимся
в собственности субъектов РФ;
— предоставленные органам государственной
власти субъектов РФ, государственным
унитарным предприятиям и государственным
учреждениям, созданным органами государственной
власти субъектов РФ;
— отнесенные к землям особо охраняемых
природных территорий регионального назначения;
землям лесного фонда, находящимся в собственности
субъектов РФ в соответствии с федеральными
законами;
— землям водного фонда, занятым водными
объектами, находящимися в собственности
субъектов РФ;
— землям фонда перераспределения земель
и др. Основными принципами разграничения
государственной собственности на землю
являются:
— верховенство Конституции РФ и федеральных
законов (ч. 1 ст. 1);
— приоритет органов государственной
власти РФ в процессе разграничения государственной
собственности на землю (п. 2 ст.ст. 2, 6);
— производность права собственности на земельный
участок от права собственности на недвижимое
имущество, расположенное на нем, в его
границах или под ним (ст.ст. 3-5);
— безвозмездность приобретения права
собственности на земельные участки при
разграничении государственной собственности
на землю.
Органы государственной власти и органы
местного самоуправления обязаны обеспечить
управление и распоряжение земельными
участками, которые находятся в их собственности
и (или) ведении, на принципах эффективности,
справедливости, публичности, открытости
и прозрачности процедур предоставления
таких земельных участков.
Муниципальная
собственность на землю.
Муниципальная собственность —
земельные участке занятые объектами
муниципальной собственности, а так же
признанные муниципальной собственностью
в период разделения земель по уровням
собственности. Пример: больницы, дед.
сады, мэрия, с/х предприятия (СВХЗ Прогресс),
а так же земли общественного пользования
(улицы, дороги, скверы, парки)
К этому виду собственности могут относиться
земли, занятые объектами муниципальной
собственности, а также земли, необходимые
для непосредственного осуществления
коммунального обслуживания населения,
находящегося на соответствующей территории
района, города и др.
Указанные земли проходят государственную
регистрацию в Государственном реестре
в соответствии с Постановлением Правительства
от 18 февраля 1998 № 219.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ
местное самоуправление осуществляет
владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью, к которой
относится все то, что не является федеральной
собственностью субъектов РФ и частной
собственностью.
Распоряжениями Правительства РФ из федеральной
собственности в муниципальную собственность
ряда субъектов РФ передаются объекты
социально-культурного и коммунально-бытового
назначения.
В муниципальной собственности находятся
земли в пределах черты городов, поселков
и сельских поселений, а также земельные
участки за их чертой, переданные в ведение
органов местного самоуправления. В муниципальную
собственность городов и других поселений,
а также районов (кроме районов в городах)
для обеспечения их развития могут дополнительно
передаваться земли, находящиеся в государственной
собственности. В муниципальную собственность
могут приобретаться земли органами местного
самоуправления у собственников земельных
участков путем их выкупа либо на основе
дарения, отказов от земельных участков
и на иных законных основаниях.
Основное целевое назначение земель, находящихся
в муниципальной собственности, — служить
удовлетворению коммунальных потребностей
местного населения (обслуживание нужд
жилого фонда и коммунального хозяйства,
объектов инженерной инфраструктуры,
внешнего благоустройства и т.п.). В силу
этого муниципальная земельная собственность
имеет более узкое назначение по сравнению
с государственной собственностью.
Управление и распоряжение муниципальными
землями осуществляется органами местного
самоуправления на основании местных
уставов, территориального планирования
и зонирования земель в соответствии с
законодательством РФ и субъектов РФ.
Земли, находящиеся в муниципальной собственности,
могут передаваться гражданам и юридическим
лицам на основании решений органов местного
самоуправления в соответствии с их уставами.
До принятия специального федерального
закона оборот земельных участков в крупных
городах организуется на основе аренды,
продажи права аренды. В малых городах
земельные участки могут передаваться
в собственность для индивидуального
жилого и гаражного строительства, коллективного
садоводства. Передача застроенных земельных
участков в собственность осуществляется
с учетом планируемого целевого назначения
участков согласно градостроительной
документации.
Право частной
собственности на землю граждан и юридических
лиц.
Право частной собственности на землю(ЧСЗ)
граждан и их объединений прямо закреплено
в Конституции рф, в ст. 36 которой установлено,
что граждане и их объединения вправе
иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжения
землей и др. природными ресурсами, говорится
в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает права и законные интересы
иных лиц. Земельные участки, предоставленные
гражданам на праве частной собственности,
могут находиться у них на праве как индивидуальной,
так и общей собственности.
Под общей собственностью понимается
нахождение имущества в собственности
двух или нескольких лиц. Общая собственность
по действующему законодательству может
быть либо долевой, когда имущество, находящееся
в общей собственности, делится на определенные
доли, принадлежащие каждому из собственников,
и совместной — без определения таких
долей. По общему правилу общая собственность
на имущество является долевой, если законом
не предусмотрено образование совместной
собственности на него. Кроме того, ГКРФ
(ст. 244) установлено, что общая собственность
возникает при поступлении в собственность
двух или нескольких лиц так называемых
неделимых вещей, т.е. вещей, раздел которых
в натуре невозможен без изменения их
назначения либо не подлежит разделу в
силу закона. В сфере земельных отношений
применяется лишь второй критерий, т.к
земельный участок как объект права собственности
относится к делимым вещам. Так, в силу
ст. 257 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского)
хозяйства, в том числе и земельный участок,
принадлежит его членам на праве совместной
собственности, если законом или договором
между ними не установлено иное. Данная
ст. носит диспозитивный характер, и не
исключается, что имущество крестьянского
хозяйства, в том числе и земельный участок,
может находиться в долевой собственности
его членов в случаях, предусмотренных
законом или договором между ними. Законом
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
(ст. 15) было установлено обратное правило:
имущество крестьянского хозяйства принадлежит
его членам на правах общей долевой собственности
и лишь при единогласном решении его членов
оно может находиться в общей совместной
собственности. Вполне понятно, что в настоящее
время действует положение, установленное
новым ГК РФ. Следует также иметь в виду,
что согласно действующему законодательству
имущество, в том числе и земельные участки,
может принадлежать на праве частной собственности
как гражданам — физическим лицам, так
и юридическим лицам (за исключением государственных
и муниципальных). Следовательно, право
собственности сельскохозяйственных
товариществ, обществ, кооперативов также
является частной собственностью со всеми
вытекающими отсюда последствиями. Не
случайно поэтому в проекте нового ЗК
РФ, права граждан и юридических лиц на
земельные участки рассматриваются в
одной главе (гл. ХI ). Это не означает, что
права граждан и юридических лиц на земельные
участки идентичны. Так, юридическим лицам
не может принадлежать земельный участок
на праве пожизненного наследуемого владения.
Но, права собственности граждан и юридических
лиц, за исключением государственных и
муниципальных, однотипны: и в 1, и во 2-м
случае это право частной собственности,
что нашло соответствующее закрепление
в Конституции, ГК и ЗК.