Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"
Вопрос
57 Атмосферный воздух как объект
правовой охраны. Законодательство об
охране атмосферного воздуха.
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей
среды, представляющий собой естественную
смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных
и иных помещений;ст.1 ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО
ВОЗДУХА»1999г.
Особенностью правового режима атмосферного
воздуха является то, что в силу физических
свойств он не может быть индивидуализирован
для того чтобы стать объектом права собственности,
к нему не применимы традиционные полномочия
собственника. Не являясь собственником
атмосферного воздуха, находящегося в
конкретный момент над территорией государства,
оно имеет на него суверенные права. .В
соответствии с Воздушным кодексом РФ,
принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация
обладает полным и исключительным суверенитетом
в отношении воздушного пространства
РФ. Под воздушным пространством РФ понимается
воздушное пространство над территорией
РФ, в том числе воздушное пространство
над внутренними водами и территориальным
морем (ст. 1).
Наряду с Федеральным законом "Об охране атмосферного
воздуха", отношения по охране атмосферного
воздуха регулируются Федеральным законом "Об
охране окружающей среды", Федеральным законом "Об
экологической экспертизе" и другими
нормативными актами.
Вопрос 58 Организация деятельности в области охраны и использования атмосферного воздуха
Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:
- программы по охране атмосферного
воздуха;
- нормирование качества атмосферного
воздуха, предельно допустимых воздействий
со стороны отдельных источников;
- регулирование размещения источников
вредных воздействий на атмосферу;
- экологическая экспертиза проектов
предприятий и иных объектов, эксплуатация
которых сопровождается загрязнением
атмосферы;
- разрешительный
порядок вредных воздействий
на состояние атмосферного
- государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;
- государственный
учет вредных воздействий на
атмосферный воздух и их
- мониторинг атмосферного воздуха;
- государственный,
производственный и
- экономический механизм охраны атмосферного воздуха;
- ответственность за нарушение
законодательства РФ в области охраны
атмосферного воздуха.
В целях оценки состояния атмосферного
воздуха устанавливаются гигиенические и экологические
нормативы качества атмосферного
воздуха и предельно допустимые уровни
физических воздействий на него. При
этом под гигиеническим нормативом
качества атмосферного воздуха понимается
критерий качества атмосферного воздуха,
который отражает предельно допустимое максимальное
содержание вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферном воздухе и при котором
отсутствует вредное воздействие на здоровье
человека. Экологический
норматив качества атмосферного воздуха
- критерий качества атмосферного воздуха,
который отражает предельно допустимое максимальное
содержание вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферном воздухе и при котором
отсутствует вредное воздействие на окружающую
природную среду.
Нормативы выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели.
Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.
В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности запрещается:
- выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;
- внедрение
новых техники, технологий, материалов,
веществ и другой продукции,
а также применение
- проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды;
- размещение
и эксплуатация объектов
- производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Вопрос 59 Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Статья
31. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха
Лица,
виновные в нарушении законодательства
Российской Федерации в области охраны
атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную
ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Административная ответственность
установлена в КоАП РФ (3 состава ст. 8.21—8.23)- нарушение
правил охраны атмосферного воздуха; выпуск в эксплуатацию механических
транспортных средств с превышением нормативов
содержания загрязняющих веществ в выбросах
либо нормативов уровня шума; эксплуатация
механических транспортных средств с
превышением нормативов содержания загрязняющих
веществ в выбросах либо нормативов уровня
шума
Уголовная – в УК РФ (ст.
251)- загрязнение атмосферы (квалифицирующие
признаки: загрязнение природных свойств
воздуха, причинение вреда здоровью, смерть
по неосторожности).
Гражданско-правовая
Статья
32. Возмещение вреда, причиненного здоровью,
имуществу граждан, имуществу юридических
лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного
воздуха
Вред,
причиненный здоровью, имуществу граждан,
имуществу юридических лиц и окружающей
среде загрязнением атмосферного воздуха,
подлежит возмещению в полном объеме и
в соответствии с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками исчисления
размера вреда, при их отсутствии в полном
объеме и в соответствии с фактическими затратами на
восстановление здоровья, имущества граждан
и окружающей среды за счет средств
физических и юридических лиц, виновных
в загрязнении атмосферного воздуха.
Вопрос
60 Животный мир как объект охраны
и использования
Юридическое
понятие животного мира определено в Федеральном
законе "О животном мире"1995г.
Животный мир - совокупность живых организмов всех
видов диких животных, постоянно или временно
населяющих территорию Российской Федерации
и находящихся в состоянии естественной
свободы, а также относящихся к природным
ресурсам континентального шельфа и исключительной
экономической зоны Российской Федерации;
Таким образом, в юридическом отношении
животные признаются дикими, если они:
а) являются компонентами окружающей среды;
б) находятся в состоянии естественной
свободы.
Под охрану закона "О животном мире" берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы.
Домашние
животные, а также дикие животные,
содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного
мира в смысле законодательства об окружающей
среде. Отношения по поводу таких видов
животных регулируются аграрным, гражданским
и иным законодательством.
В отличие от других природных ресурсов
законодательством о животном мире не
предусматривает частной собственности
на объекты животного мира. Животный мир в пределах территории
России является государственной собственностью.
Субъектами такой собственности выступают
Российская Федерация и ее субъекты.
Основные организационно-правовыми инструментами
регулирования охраны и использования
животного мира:
государственный учет, кадастр объектов животного мира,
государственный мониторинг объектов животного мира,
нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания,
государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания,
экологическая экспертиза,
государственный контроль в данной области.
Вопрос
61 Право пользования животным миром
и его виды
Статья
33. Права на объекты животного мира лиц,
не являющихся их собственниками
Объекты животного мира предоставляются
в пользование физическим лицам и юридическим
лицам по основаниям, установленным настоящим
Федеральным законом и федеральным законом
об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Статья 34. Виды и способы пользования животным миром
Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.
Перечень
объектов животного мира, изъятие
которых из среды их обитания без
разрешения (лицензии) запрещено, определяется
специально уполномоченными
Статья 35. Условия пользования животным миром
-Пользователи
объектами животного мира, осуществляющие изъятие
объектов животного мира из среды
их обитания, находящихся в перечне (их
изъятие из среды обитания без лицензии
запрещено), уплачивают сбор за пользование объектами
животного мира в размерах и порядке,
которые установлены законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах
и законодательством в области охоты и
сохранения охотничьих ресурсов.
-Пользование объектами животного мира,
не включенными в перечень (в перечне те,
изъятие из среды обитания без лицензии
запрещено), может осуществляться бесплатно, если это не
связано с получением разрешения на пользование
животным миром.
-Пользование животным миром осуществляется с
соблюдением федеральных и региональных
лимитов и нормативов, разрабатываемых
в соответствии с настоящим Федеральным
законом, иными законами и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
а также законами и другими нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
-Пользование
животным миром осуществляется
Вопрос
62 Правовое регулирование рыболовства
Наиболее
общим специальным актом, регулирующим
рыболовство, является Федеральный закон "О
рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов" от 20 декабря 2004 г. Закон
регулирует промышленное, прибрежное
рыболовство, рыболовство в научно-исследовательских
и контрольных, в учебных и культурно-просветительских
целях, в целях рыбоводства, воспроизводства
и акклиматизации водных биоресурсов,
любительское и спортивное рыболовство,
рыболовство в целях обеспечения традиционного
образа жизни и осуществления традиционной
хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока РФ. Осуществлять названные
виды рыболовства могут граждане и юридические
лица.
Рыболовство (ст.1)- деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;
Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации;
Участниками отношений в области рыболовств
Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 настоящей статьи - Водные биоресурсы,
обитающие в прудах, обводненных карьерах,
могут находиться в федеральной собственности,
собственности субъектов Российской Федерации,
муниципальной и частной собственности.
РЕШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ДОГОВОРЫ - основания возникновения права на добычу водных биоресурсов.
Вопрос 63 Правовое регулирование охоты
Правовое
регулирование охоты