Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экологическое право"
Федеральная служба по
Региональные:
1)министерство экологии и
3)министерство лесного
Министерство экологии и природных ресурсов РТ — осуществляет контроль в отношении водных объектов, атмосферного воздуха в отношении обращения отходов, объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Министерство лесного хозяйства РТ. осуществляет государственный лесной контроль, в том числе за соблюдением правил пожарной безопасности.
30. Виды и способы экологического контроля.
В зависимости от субъекта выделяют 3 вида контроля:
1)государственный;
2)производственный
3)общественный экологический контроль.
До 2008 года в законе выделялся и
муниципальный экологический
Цель производства экологического контроля это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений.
Способы экологического контроля:
проверка
-плановая
-внеплановая.
-в документарной форме
-выездная.
В адрес юридического лица, либо предпринимателя, направляется распоряжение, приказ, либо запрос об истребовании документов на проверку. Орган гос. экологического контроля вправе истребовать объяснения должностных лиц. Если противоречия не устранены и(или) появились основания для проверки деятельности юр лица на месте, то организуется выездная проверка. При проведении выездной проверки, должностное лицо обязано предъявить служебное удостоверение и распоряжение/приказ о выездной проверке. Оба вида проверки проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней, в котором имеются сведения о проверяющем органе и в случае выявления указываются признаки нарушения при обнаружении признаков экологического правонарушения, составляется протокол.
31. Государственный экологический контроль.
Включает в себя государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха, водных объектов, земли, объектов животного мира, лесов, особо охраняемых прир.тер и др прир объектов.
ГЭК делится на 2 уровня:
Федеральный – Росприроднадзор, который осуществляет практически в отношении всех природных ресурсов и объектов, Росреестр, Фед. служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Фед. служба гос. регистрации кадастра и картографии
Региональный - В РТ: министерство экологии и природных ресурсов, Министерство лесного хозяйства
Гос. экологический контроль проводится в форме проверок. Проверки бывают плановые и внеплановые.
Плановые: они утверждаются федеральной службой по надзору в сфере природопользования заранее и на определенный период.
Внеплановые: в случае проверки ранее выданного предписания об устранении нарушений экологического законодательства. Могут быть проведены в случае получения от ОГВ, орг. МСУ, общественных органов и граждан документов и доказательств, свидетельствующих об экологическом правонарушении.
32. Права и обязанности
государственных инспекторов в
области охраны окружающей
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
посещать в целях проверки организации,
объекты хозяйственной и иной
деятельности знакомиться с необходимыми
для осуществления
проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
проверять соблюдение требований экол закон-ва в том числе заключение экологической экспертизы
-выдавать предписания
-привлекать к
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:
предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
разъяснять нарушителям
соблюдать требования законодательства.
33. Производственный экологический контроль
Осуществляется субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно (собственник, владелец предприятия).
Его основная цель – это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений.
Как правило,
в структурах организации
34. Понятие и виды ответственности за экологические правонарушения.
Основанием юр. отв-сти явл-ся наличие полного состава экол-го правонаруш-я: О-кт, С-кт, О-ктивная стор. и С-ктивная стор. Действующее экол. зак-во не содержит определения понятия "экол. правонаруш.", хотя в законе РСФСР 1991 г. "Об охр. окружающей природной среды" было определение: "Экол. правонаруш. - это виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранное зак-во и причиняющее вред ОС и здор-ю чела".
В действующем зак-ве содержится понятие админ. правонаруш-я и преступления.
Адм. правонаруш. - противоправное виновное действие (бездействие) физика или юры, за кот-е админ-ным зак-вом устан. отв-сть.
Преступление - виновно совершённое, общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказ-я.
Юр. отв-сть за наруш-я экол. зак-ва наступ. не только при наличии полного состава экол. правонаруш-я, но и при усеч. составе, т.е. при отсутствии 1 элемента в составе правонаруш-я. Усеч. сост. примен-ся при гр-пр отв-сти, если экол. вред причинён источником повышенной опасности (атомные электростанции, ГЭС и др. произв-ва, деят-сть кот-х связана с повыш. нагрузкой на ОС).
35 Административная ответственность за
экологические правонарушения.см 36
36. Административная ответственность
за правонарушения в области охраны окружаю-щей
среды.
В соотв. с Конст. РФ, админ. зак-во отнесено к совм. ведению РФ и её С-ктов.
На Фед. Уровене основу админ закон-ва составляет : КоАП от 30.12.2001.
В РТ: КоАП от 12.12.2006.
КоАП РФ предусм. 40 адм-х экол. правонаруш-ий. Предусм. отв-сть за наруш-я, связанные практически со всеми прир. рес-сами и О-ктами, а так же за несоблюд. экол. треб-ий. Пример: предусм. отв-сть за наруш-е зак-ва об экол. экспертизе, сокрытие или уничтож-е экол. инфы, за наруш-е правил лесопольз-я, за наруш-е правил охраны водных О-ктов. В КоАП РТ ещё 1 вид правонаруш-я - уничтож-е редких и находящихся под угрозой исчезнов-я видов животных и растений.
За соверш-е экол. правонар. предусм. такие виды отв-сти, как:
- предупреждение
- штраф
- конфискация орудия соверш-я или предмета адм-го правонаруш-я.
Особ-сть адм. отв-сти в том, что назнач-е адм. наказ-я юре не освобождает от отв-сти виновного физика.
Привлечением к адм. отв-сти за экол. правонаруш-я заним-ся орган гос-го контроля. Например - фед. служба по надз. в сфере природопольз-я.
В РТ - мин-во экологии и прир-х рес-сов РТ.
Если лицо не согласно с админ-ным взыск., указанном в постановлении, оно вправе обжал. его в суд. порядке в теч. 10 дней.
37. Уголовная ответственность за экологические
преступления.
УК РФ 1996 г. впервые в истории рос. зак-ва содержит отдельную главу 26 "экол. прест-я". Эта глава предусм. 17 составов экол. прест-ий. Но некот. экол. прест-я предусм. и другими разделами УК (пример - ст. 358 - экоцид). Предусмотрена отв-сть за наруш-е использ-я и охраны практически всех прир-х компонентов, за наруш-е экол-ких треб-ий при осущ. хоз. деят-сти. Примеры экол. прест-ий: Загрязнение вод, Загрязнение атмосферы, Загрязнение морской среды, Порча земли.
Экол. прест-я по содерж-ю схожи с адм. правонаруш. Основное отлич. - квалифиц. признаки (прим: причинение вреда здор-ю чела, причинение смерти по неостор., значит. ущерб и т.д.).
Расслед-ем экол. преступлений заним-ся ОВД, органы прокуратуры. В РТ есть природоохранная прокуратура. Общая доля экол. прест-ий от общего числа прест-ий в РФ составляет около 1%. В РТ в 2008 году по экол. прест. было возбуждено 38 угол. дел.
38. Имущественная ответственность за нарушение
законодательства в области охраны ок-ружающей
среды и природопользования.
Им-ная отв-сть заключ-ся в возмещ. вреда, причинённого ОС. По ФЗ "об охране ОС", юры и физики, причинившие вред ОС, обязаны возместить его в полном V. Размер экол. вреда определ-ся следующим образом:
- исходя из существующих утверждённых методик и такс (утвержд-ся по отдельным прир-м компонентам). Пример: существует такая методика в отношении объектов животного мира, земель, водных О-ктов и др. Часть методик была утверждена Госкомэкологии (до 2000 г.), мин-вом прир-х ресурсов РФ.
- если отсутствуют утверждённые методики в отнош. какого-либо прир-го компонента или вида загрязнения, то экол. вред опред-ся исходя их фактич. затрат на восстановление нарушенного сост-я с учётом убытков и упущенной выгоды.
Порядок применения гр-пр отв-сти заключ-ся в следующем:
- размер экол. вреда определ-ся гос-ным инспектором органа, осуществляющего гос-ный экол. контроль. По результатам - акт о размере причинённого вреда.
- в адрес правонарушителя отправл-ся претензия. к ней приклад-ся акт о размере причинённого вреда и док-ты о совершении админ-го правонаруш-я (протокол, постан-е о назнач. адм-го наказ-я). Эта претензия направл-ся правонарушителю не позднее 1 мес. со дня вынес-я постановл-я об админ. наказании.
- если по истеч. 1 мес. со дня срока, установленного в претензии, правонарушитель не возместит вред, составл-ся исковое заявление.
- исковое заявление подаётся либо в суд общей юрисдикции, либо в арбитражный суд.
При рассмотр. данного искового заявл-я суд может с согласия сторон обязать ответчика возместить причинённый экол. вред в натуре, т.е. путём осущ-я фактических работ силами и ср-вами ответчика по восстановлению ОС.
Срок исковой давности по искам о компенсации вреда ОС - 20 лет. Не противоречит ст. 196 ГК.
Особ-сть гр-пр отв-сти: она возлаг-ся независимо от привлеч-я к угол, админ. или дисципл. отв-сти.
39. Порядок определения размера вреда,
причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды и природопользования.
Моё такое мнение: я об этом рассказала в предыдущем вопросе.
40. Недра как объект использования и охраны.
Недра представляют собой часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соотв. с зак. "О недрах", недра явл-ся гос-ной собств-стью. Влад-е, поль-е и распоряж-е недрами нах-ся в совместном ведении РФ и её С-ктов.
Содержащиеся в недрах пол. ископ. делятся на 2 вида: общераспространённые и необщераспространённые. Перечень общераспространённых пол-ных ископаемых утвержд-ся отдельно для каждого С-кта РФ (оформл-ся распоряж-ем мин-ва прир-х рес-сов и экологии РФ). В РТ этот перечень утверждается совместным распоряжением Мин-ва прир-х рес-сов и экологии РФ и Кабмина РТ.
Общераспространённые пол. ископ.: (утверждаются по кажд субъекту РФ отдельно сфор-ся распоряжением минва экол и прир ресурсов и правительством субъекта РФ (в РТ от 18 мая 2006 респ-е мин природы и кабмин)
- минеральное строит. сырьё (камень, песок).
- агрохимич. сырьё (торф, известняк).
На балансе РТ нах-ся 282 месторождения 11 видов пол-ных ископаемых, из кот-х 30% вовлечены в эксплуат.
К числу необщераспростр-х пол. ископ. относятся: место рождение урана, алмазов,никеля,металла; угля нефти
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения
и проявления урана, алмазов,
особо чистого кварцевого
2) расположенные на территории
субъекта Российской Федерации
или территориях субъектов
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
41. Виды права пользования недрами.
Недропольз-е можно классифицировать по различным основаниям: