Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:34, дипломная работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового статуса Центрального Банка как субъекта банковских правоотношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) И ЕГО РОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Создание Банка России
1.2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
1.3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРОБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
2.2. Специфика нормативных актов Банка России
2.3. Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) И ЕГО РОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Создание Банка России
1.2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
1.3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРОБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
2.2. Специфика нормативных актов Банка России
2.3. Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.
Нельзя забывать о том, что в ЦБ РФ, включая его структурные подразделения и территориальные учреждения, работает свыше 85 тысяч служащих. ЦБ РФ регулирует присущими ему государственно-рыночными методами деятельность более чем 1300 коммерческих банков.
Для Банка России характерна двойственность правовой природы; с одной стороны, он представляет собой специфический институт государственного регулирования в денежно-кредитной сфере, с другой стороны - является юридическим лицом, участником гражданско-правового оборота.
Актуальность и своевременность выпускного квалификационного исследования, на мой взгляд, обоснована, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ; в-третьих, особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора.
Степень научной разработанности. Проблемы, связанные с правовым положением ЦБ РФ, так или иначе нашли отражение в работах многих советских и российских ученых-правоведов, таких как А.Г. Братко, П.Д. Баренбойм, А.В. Белов, А.В. Викулин, Я.А. Гейвандов, Ю.С. Голиков, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Л.Г. Ефимова, А.А. Жданов, И.В. Игнатовская, В.И. Лафитский, В.О. Лучин, В.В. Невинский, Ю.А. Тихомиров, Г.А. Тосунян, Н.И. Химичева, Н.Д. Эриашвили и др. За последнее время российской правовой наукой были детально исследованы вопросы правового статуса ЦБ РФ как органа государственной власти, с одной стороны, и юридического лица, с другой, его полномочий в сфере разработки и реализации денежно-кредитной политики, банковского регулирования и надзора.
Объектом выпускного квалификационного исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью ЦБ РФ как высшего звена банковской системы России.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение ЦБ РФ в банковской системе России; доктринальные источники; судебная и правоприменительная практика.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового статуса Центрального Банка как субъекта банковских правоотношений.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие и содержание ЦБ РФ;
- проанализировать источники правового регулирования статуса ЦБ РФ;
- выяснить особенности юридической ответственности ЦБ РФ;
- определить организационно-правовую форму ЦБ РФ;
- исследовать полномочия ЦБ РФ в сфере регулирования банковской деятельности и надзора за кредитными организациями.
Методы проведенного исследования. Методологическую основу выпускного квалификационного исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и системный методы научного познания.
Структура и объем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
Создание Центрального банка в России происходило в условиях противостояния центрального аппарата Госбанка СССР и Центробанка республики. Этот период был назван «войной законов».
Так, в Постановлении Президиума ВС РСФСР № 146-1 от 16 августа 1990 года «О мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» было сказано: «В целях обеспечения выполнения Постановления Верховного Совета РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
1. Государственный банк РСФСР является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.
2. Передать по состоянию на 1 июля 1990 года на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы российских республиканских специализированных банков и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций, учреждений Внешэкономбанка СССР, республиканского управления инкассации с подведомственной ему сетью учреждений и организаций, вычислительных центров Госбанка СССР и специализированных банков СССР на территории РСФСР, включая филиал ГВЦ в г. Москве...
4. Считать недействительными все нормативные акты, противоречащие Постановлению Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики».
5. Предоставить Государственному банку РСФСР право утверждать необходимую ему для выполнения поставленных задач структуру центрального аппарата, смету доходов и расходов, фонд оплаты труда и другие фонды производственного и социального развития, а также порядок решения этих вопросов в учреждениях и организациях Государственного банка РСФСР» .
2 декабря 1990 года был принят Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». С принятия этого Закона начинается история организации и деятельности самостоятельного Центрального банка в России как независимого учреждения в системе разделения властей.
Цели, структура и функции Центрального банка РСФСР, его правовой статус первоначально закреплялись не только в вышеназванном Законе, но и в Уставе Центрального банка. В статье первой Устава Центрального банка РСФСР (Банка России), которая называлась «Правовая основа создания и деятельности Центрального банка РСФСР (Банка России), его правовой статус», было сказано: «Центральный банк РСФСР является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Банк России создан на основании Закона РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В своей деятельности Банк России руководствуется указанным Законом, Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», другим действующим на территории РСФСР законодательством и настоящим Уставом».
Этот Устав был отменен в 1995 году в связи с принятием новой редакции Закона: в ст. 4 Федерального закона от 26 апреля 1995 года № 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (далее - Закон) говорилось, что «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу: Закон Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации»; Устав Центрального банка РСФСР (Банка России).
Новая редакция Закона иначе закрепляла статус Банка России. Вот что было сказано в статье 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями): «Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Таким образом, термин «Главный банк» больше не употреблялся.
Затем был принят новый Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который действует в настоящее время.
Ни в Конституции РФ, ни в других федеральных законах его статус в достаточной степени не определен. Но в научной литературе его стали определять как орган государственной власти, что на наш взгляд, неправильно, поскольку определение его как органа государственной власти не согласуется с принципом разделения властей. В Конституции РФ сказано, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».
Получается, что Банк России не относится к числу органов, осуществляющих государственную власть, то есть не является государственным органом. Ведь он не является Парламентом. Не является он и органом исполнительной власти, поскольку закон не подчиняет его Правительству РФ. Тем более он не относится к судебным органам. В общем, он не входит ни в одну из трех государственных ветвей власти.
В условиях - провозглашенного в России принципа разделения властей правовой статус банка банков должен определяться тем же принципом. Его правовое положение таково, что он не является органом исполнительной власти.
На наш взгляд, Банк России, - это банк, который уполномочен государством, проводить эмиссию наличных денег, организовывать денежное обращение, осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.
Закон делегировал ему некоторые властные полномочия по изданию нормативных актов, принятию решений о регистрации кредитных организаций, их лицензированию, банковскому регулированию и банковскому надзору, а также и применению санкций банковского права.[1]
Банк России - это разновидность центрального банка. Во всех цивилизованных странах имеются банковские системы, в которых всегда есть один банк, который выполняет функции центрального банка.
Центральный банк - это главное звено в денежно-кредитной системе и в экономике любой страны. Он монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, организует банковский надзор, систему расчетов и осуществляет некоторые другие функции.
В этом качестве центральный банк - составная часть денежно-кредитной системы. Центральный банк - это ее регулятор. Он производит эмиссию наличных денег и организовывает денежное обращение в стране. Но сама денежная система принадлежит стране. И вот почему. Товары и услуги производятся не государственным аппаратом, как таковым, а конкретными людьми из гражданского общества, которые создают интеллектуальную собственность, трудятся на сельскохозяйственных полях и в сельских угодьях, конструируют и собирают различные механизмы и машины, осуществляют управленческие функции, занимаются правоприменительной деятельностью, защищают страну, - в общем, занимаются производительным трудом.
Труд самых разных людей, будь-то рабочего, крестьянина, бизнесмена, военного или чиновника - все это и есть основа денег и денежного обращения. Поэтому вся та масса денег, которая производится банковской системой - это эквивалент труда затраченного гражданским обществом. Стало быть, и сам Центральный банк - это институт гражданского общества.[2]
В дальнейшем мы будем рассматривать (в главе о правовом статусе Банка России) вопрос о происхождении центральных банков вообще. И там будет на примерах видно, что центральные банки появлялись именно как уполномоченные государством банки на выполнение некоторых функций в денежных, а затем и в банковских системах. Сначала в обмен на финансирование правительств, им предоставлялись некоторые привилегии в денежных системах. Главное, - постепенно они становились монополистами в проведении эмиссии наличных денег. А затем центральные банки получили некоторые властные полномочия. Они стали регуляторами в банковских системах.
Центральные банки, образно говоря, вырастали внутри самой банковской системы, как привилегированные банки, которые эти привилегии получали от государства. Правда, Россия в этом отношении несколько отличается от Европы и США. Переход от плановой экономики к рыночной экономики - это такая революция, аналогов которой нет в человеческой истории. В этом смысле она вновь идет непроторенными путями если учесть, что до этого она тоже сделала то, чего еще никто в мире не делал - строила коммунизм. Теперь тоже происходит то, чего никто не делал - строительство капитализма. Обычно капитализм возникает и развивается стихийно. Вот этой спецификой видимо и объясняется стремление превращать центральный банк в орган государственной власти. В действительности он должен быть частью рынка, а не частью государственного аппарата. Быть частью рынка - это значит быть частью гражданского общества. И вот эта его роль хорошо видна, если мы посмотрим на то, какие цели стоят перед центральными банками вообще и перед Банком России в частности.
Информация о работе Банковские правоотношения и Центральный Банк