Банковские правоотношения и Центральный Банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:34, дипломная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового статуса Центрального Банка как субъекта банковских правоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) И ЕГО РОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Создание Банка России
1.2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
1.3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРОБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
2.2. Специфика нормативных актов Банка России
2.3. Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Pravovoj-status-Centralnogo-Banka-kak-subekta-bankovskih-pravootnoshenij.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

Ситуация, при которой Банк России имеет право участвовать в капиталах других банков, была приемлема, но только в течение переходного периода. В экономике, где часто происходят кризисы и терпят крах многие коммерческие банки, Банку России нужны несколько таких банков, которыми он фактически управляет. Но при этом цивилизованной экономике не хватает главного - конкуренции и рынка. Отсюда проистекают все сложности банковской системы.

К началу XXI века банковская система России была недостаточно конкурентоспособной. Сейчас положение несколько улучшилось, но по-прежнему капитализация банков - недостаточна. Большая часть кредитных организаций расположена в Москве и в Московской области. В некоторых регионах страны - по одному банку. Есть и такой регион, в котором нет ни одного банка. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть банковскую статистику, опубликованную на сайте Банка России за 2006 год.

На наш взгляд главная причина слабого развития банковской системы отсутствие равных условий конкуренции для всех кредитных организаций. Не только банковское законодательство, но и новый Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» тоже не решает данный вопрос. Поэтому банковское законодательство необходимо дополнить нормами, гарантирующими развитие конкуренции в сфере банковской деятельности и на рынке банковских услуг.

Банк России должен быть заинтересован в развитии конкуренции. Для этого надо откорректировать механизм разделения властей, сдержек и противовесов внутри банковской системы и внутри самого Банка России. Об этом речь пойдет при рассмотрении вопросов совершенствования Банка России. Но есть и проблемы, связанные с участием Банка России в капиталах других банков, которые являются первоочередными, в смысле создания условий для конкуренции.

Ситуация, при которой Банк России может участвовать в капиталах других кредитных организаций, вполне приемлема, по крайней мере, при одном условии: если часть функций надзора будет передана специально для этого созданной организации - Банковской комиссии. Ее можно было бы создать по примеру Франции. Банк Франции финансирует Банковскую комиссию, но не вмешивается в ее деятельность по надзору над банками.

Если в России тоже будет отделен банковский надзор от Центрального банка, то это улучшит конкуренцию в банковской системе. Тем самым отчасти или даже полностью будет устранено противоречие между тем, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка и бывших совзагранбанков и его положением в банковской системе как органа, осуществляющего банковский надзор. Тогда были бы созданы необходимые сдержки и противовесы. Они нужны для развития конкуренции в банковской системе.

Создание банковской комиссии по типу того, как это сделано, например, во Франции, - один из возможных вариантов обеспечения благоприятной правовой среды в банковской системе и в банковских отношениях России. Если такая банковская комиссия будет создана, то, естественно, она должна финансироваться Банком России. Соответственно служащие банковской комиссии должны сохранять статус служащих Банка России.

Другой вариант решения указанной проблемы - постепенный выход Банка России из капиталов тех банков, в которых он является участником, и превращение последних в самостоятельные государственные банки. Но тогда нужно наметить программу такого выхода и сроки.[6]

Говоря об участии Банка России в капиталах некоторых банков, в том числе и Сбербанка, следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Само это участие Банка России в капиталах некоторых банков в значительной мере является вынужденным с точки зрения регулирования денежно-кредитных отношений в условиях переходной экономики.

Есть еще один момент, который нуждается в детальном изложении. Речь идет о создании юридических механизмов контроля над использованием собственности. Нужна атмосфера законности в банковских отношениях. Тогда появится, а вернее, восстановится доверие к банкам со стороны населения. Совершенствование банковской деятельности и банковских отношений предполагает устранение противоречий в банковском законодательстве. Начинать эту работу нужно с банковского законодательства, с его систематизации и кодификации. Необходимо разработать и принять Банковский кодекс РФ, закрепив в нем принципы банковского права, основные права и обязанности участников банковских отношений, правовой статус Банка России (См.: Приложение 1).


2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРОБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации

 

На современном этапе развития российской правовой системы с учетом социально-экономических и политико-правовых реалий продолжают оставаться актуальными научно-теоретические и практические вопросы публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации[7], в связи с чем необходимо научное осмысление практики реализации конституционных основ финансово-правового статуса Банка России[8], доктринальное исследование особенностей его публично-правового статуса как органа государственной власти особого рода, не входящего ни в одну из ветвей власти[9], являющегося органом государственного управления в сфере денежно-кредитных отношений, выполняющего значительную роль в финансовой деятельности государства[10], анализ особенностей публично-правового статуса Банка России с позиций финансового права как государственного финансово-кредитного органа (органа банковского регулирования и банковского надзора) с учетом административно-правовых аспектов его деятельности как органа государственного управления в сфере денежно-кредитных отношений[11].

При формулировании выводов об особом публично-правовом статусе Банка России следует учесть правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данные в Определении от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[12] о том, что статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2), и поэтому данные полномочия по своей правовой природе отнесены КС РФ к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

В указанном аспекте имеет значение также вывод Конституционного Суда Российской Федерации в Определении № 268-О о том, что регистрация, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренные Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций», по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики.

В связи с изложенным представляется, что обсуждающееся в настоящее время лишение Банка России надзорных полномочий не только нецелесообразно, но и в определенной степени антиконституционно. Современная конструкция двухуровневой банковской системы, в которой Банк России наделен функциями надзора, отвечает требованиям рыночной экономики и характеризуется исторической преемственностью. Осуществление функций надзора Центральным банком Российской Федерации позволяет квалифицированно оценивать эффективность нормативно-правовых актов, оперативно вносить изменения и дополнения в эти акты, тем самым совершенствуя надзор за кредитными организациями, что актуально для защиты прав вкладчиков, укрепления рыночной дисциплины и правопорядка в банковской системе Российской Федерации.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования, о чем также сделан вывод в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 268-О.

Конституционные основы финансово-правового статуса Банка России находят свое дальнейшее развитие в арбитражной практике, о чем свидетельствуют многочисленные примеры судебных дел по налоговым спорам, когда Банк России отстаивал льготу по земельному налогу как орган государственной власти и управления и добился положительного решения[13]. Подтверждением особых имущественных прав Банка России служит судебная практика по регистрации прав Банка России на недвижимое имущество, с одной стороны, права федеральной собственности и в то же время владения, пользования, распоряжения Банка России[14].

В заключение следует подчеркнуть, что совершенствование правового статуса Банка России не должно нарушать конституционных основ его деятельности, принципов независимости в осуществлении функции обеспечения устойчивости рубля. Думается, что развитие законодательства о статусе Банка России актуальнее осуществлять в направлении государственного воздействия на процессы в банковской сфере, расширения полномочий Банка России по определению и развития государственной денежно-кредитной политики. Представляется более целесообразным осуществление правовой политики по совершенствованию надзора за деятельностью кредитных организаций в рамках Центрального банка Российской Федерации.

 

2.2. Специфика нормативных актов Банка России

 

Нормативные акты Банка России регулируют денежную систему, банковские операции и некоторые другие вопросы, затрагивающие права и законные интересы физических лиц, организаций и государства.

И организации, и граждане открывают банковские счета, что регулируется, помимо прочего, нормативными актами Банка России, от которых зависит прочность гарантий для тех, кто положил деньги на счет в кредитной организации.

Следует вовремя узнавать, когда Банк России отзывает банковскую лицензию, т.к. после этого клиент уже не сможет снять деньги со счета. Ему придется ждать, пока будут завершены процедуры, предусмотренные законодательством РФ о банкротстве. Решения об отзыве лицензии Банком России публикуются, а порядок отзыва регулируется нормативными актами Банка России в соответствии с федеральными законами и по основаниям, которые в них предусмотрены.

Системное изучение нормативных актов Банка России позволяет прогнозировать ситуации в кредитной системе страны. Аналитики часто строят свои прогнозы только на обобщении того, что есть в СМИ. Однако этого недостаточно для прогнозов. Необходимо учитывать закономерности денежных систем[15].

Банк России издает множество нормативных актов с техническими и технологическими нормами, многие из которых не нужны юристам, но их обилие затрудняет поиск и выявление необходимых правовых норм. Кроме того, в них много устаревших норм, противоречий с законами. Есть и противоречия между самими нормативными актами Банка России. Иногда Банк России придает своим актам форму, которая прямо не предусмотрена в федеральном законе.

Чтобы правильно принимать решения, необходимо прежде всего владеть методологией понимания юридических свойств нормативных актов, знать их сильные и слабые стороны.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банковская деятельность регулируется Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными актами Банка России. Никакие другие подзаконные акты банковскую деятельность не регулируют.

Банк России - эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст. 75), он в этом абсолютно независим и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной и конституционно закрепленной функции Банка России.

Банковская деятельность кредитных организаций, а в ряде случаев и самого Банка России, нужна прежде всего для того чтобы своими технологиями обеспечить нормальное денежное обращение. Поэтому банковская деятельность может регулироваться только нормативными актами Банка России.

В Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» используется термин «нормативный акт», а не «нормативный правовой акт». Законодатель использовал такой термин уже во второй раз (в предыдущем законе с аналогичным названием тоже говорилось не о «нормативных правовых актах», а о «нормативных актах»).

В Федеральном законе указано, что Банк России по вопросам его компетенции «издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты».

Однако в Конституции РФ говорится не о нормативных актах, а о нормативных правовых актах. В статье 13 ГК РФ тоже используется термин «нормативный акт», но там речь идет о нормативных актах органов государства и органов местного самоуправления, которые не являются органами государства. Первые принимают только правовые акты. Поэтому термин «нормативный акт государственного органа» равнозначен термину «нормативный правовой акт». Органы местного самоуправления не считаются органами государства, поэтому к ним применимо понятие делегированного правотворчества, а термин «нормативный акт» в данном случае использован как термин обобщающий. Поэтому возникает вопрос о том, чем различаются между собой термины «нормативный акт» и «нормативный правовой акт»[16].

Использование законодателем именно этого термина объясняется статусом Банка России. Это не орган государства, банк, уполномоченный государством на проведение эмиссии наличных денег, организации денежного обращения в стране, банковского регулирования и банковского надзора. Как и всякий банк, он тоже занимается всеми видами банковских операций, но только в тех целях, которые поставлены перед центральным банком. Поэтому его служащие не являются государственными служащими. Нормотворческая функция ему делегирована государством. Следовательно, термин тоже используется другой.

Информация о работе Банковские правоотношения и Центральный Банк