Банковские правоотношения и Центральный Банк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:34, дипломная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы правового статуса Центрального Банка как субъекта банковских правоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКА РОССИИ) И ЕГО РОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Создание Банка России
1.2. Цели Банка России и его роль в банковской системе
1.3. Участие Банка России в капиталах других банков и его роль в банковской системе

2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕНТРОБАНКА РФ КАК СУБЪЕКТА БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации
2.2. Специфика нормативных актов Банка России
2.3. Виды нормативных актов Банка России, их классификация и толкование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Работа состоит из  1 файл

Pravovoj-status-Centralnogo-Banka-kak-subekta-bankovskih-pravootnoshenij.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

Можно оспорить нормативный акт, который касается совершенствования банковской системы, если перед этим вопрос, который составляет предмет этого акта, не рассматривался Национальным банковским советом. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы - это один из пунктов его компетенции.

Комитет банковского надзора Банка России[22] (далее - Комитет) является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством РФ.

Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он принимает, в частности, решения по вопросам введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России[23]. Помимо прочего, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

К компетенции Комитета относятся также вопросы, связанные с осуществлением:

регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе с совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Конечно, конкретные полномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России.

Согласно ст. 7 Федерального закона Банк России принимает нормативные акты по тем вопросам, которые входят в его компетенцию. Она обусловлена закрепленными в Федеральном законе целями его деятельности (ст. 3) и проявляется в его функциях (ст. 4). Юридически эти функции обеспечены определенными полномочиями, закрепленными там же. Причем его полномочия закреплены не только в статьях Федерального закона, но и в ряде статей других федеральных законов.

Как уже говорилось, для понимания нормотворческой деятельности Банка России нужно принимать во внимание правовой статус Банка России. Банк России подотчетен Государственной Думе и не подчинен Правительству РФ. Поскольку Банк России не относится к органам исполнительной власти, то он не вправе принимать нормативные акты по вопросам гражданского права (в ст. 3 ГК РФ он не назван в числе тех, кому предоставлено такое право). Соответственно, он не имеет права регулировать гражданско-правовые сделки между кредитными организациями и их клиентами.

Федеральным законом (ст. 57) ему предоставлено, помимо прочего, право устанавливать обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банковская деятельность регулируется федеральными законами и подзаконными нормативными актами - нормативными актами Банка России. Подзаконные акты должны соответствовать федеральным законам.

Согласно общим требованиям Конституции РФ, Банк России должен принимать нормативные акты в соответствии с федеральными законами.

Проблема соответствия нормативных актов Банка России федеральным законам имеет практический аспект. Так, например, в ст. 74 Федерального закона сказано, что «в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев».

Обратим внимание на то, что Банк России может применить санкцию к кредитной организации не за любое нарушение нормативного акта или предписания Банка России, а только за нарушение такого акта, который был принят Банком России в соответствии с федеральными законами. Если, допустим, к кредитной организации применяется санкция за нарушение какого-либо письма или такого нормативного акта, который был принят Банком России с выходом за рамки его компетенции или с какими-либо другими нарушениями указанного соответствия, то в этом случае нет оснований для применения санкции. В пункте 4 ст. 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» сказано, что «кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России». В данном случае тоже внимание акцентируется на том, что нормативные акты Банка России должны соответствовать федеральным законам. Банк России может устанавливать не любые требования, предъявляемые к кандидатам на указанные должности, а только те, которые укладываются в рамки федерального закона. Тем самым создаются определенные гарантии и для кредитной организации, и для ее руководителей.

Правотворчество Банка России слишком обширно. Он реализует в нем свои функции, а их только в ст. 4 Федерального закона названо восемнадцать. Кроме того, в п. 19 ст. 4 Федерального закона указано, что Банк России «осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами», т.е. могут быть и другие функции, но они должны быть предусмотрены не Банком России в его нормативных актах, а федеральными законами.

Дальнейшее развитие банковского законодательства, помимо прочего, предполагает совершенствование нормативных актов Банка России, иначе будут возникать противоречия. Нет такой правовой системы, которая была бы в этом отношении идеальна. Противоречия сопутствуют всякому развитию. Однако противоречия можно уменьшить, свести к минимуму.

Главное - нужно стремиться к тому, чтобы не было логических противоречий. Иначе в результате те, кому адресованы противоречащие федеральным законам нормативные акты, соблюдают их и тем самым вольно или невольно действуют в противоречии с федеральными законами.

На наш взгляд, можно выделить, как минимум, два вида противоречий, которые встречаются в нормативной системе: издание норм права в такой форме, которая не соответствует требованиям действующего законодательства; издание Банком России нормативных актов с выходом за рамки своей компетенции. Рассмотрим каждый из них.

Поскольку в ст. 7 Федерального закона предусматривается три вида нормативных актов: указания, положения, инструкции, то другие виды нормативных актов - письма и телеграммы - по форме вступают в противоречие с требованиями Федерального закона, если в них содержатся нормы права, т.е. правила поведения. Если в них содержится разъяснение уже существующей нормы права, то вопроса о законности не возникает, поскольку Федеральный закон не устанавливает каких-либо требований в отношении формы толкования норм банковского права.

Следует отличать нормативные акты Банка России от ненормативных актов. Как уже говорилось, во многих нормативных актах Банка России содержится значительный массив технологических норм. Часть из них вообще не считается юридическими нормами, хотя в целом их соблюдение регулируется нормами права. В Положении о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России (п. 1.4) сказано, что не являются нормативными актами Банка России акты, которые содержат исключительно технические форматы и иные технические требования. Следовательно, Банк России дает возможность оспаривать им же применяемый нормативный акт. Нормативы, которые должна соблюдать кредитная организация под страхом применения к ней мер воздействия, - это не что иное, как технические нормы. Но они установлены Федеральным законом.

Норма права - правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение и адресованное персонально неопределенному кругу лиц. Поэтому если в письме под видом разъяснения нормативного акта фактически устанавливается правило поведения для кредитной организации, то такое письмо Банка России нарушает Федеральный закон. И в такой ситуации бывает вообще трудно понять, о чем идет речь. Загроможденная старыми (еще действуют даже некоторые письма Госбанка СССР 80-х годов) и новыми письмами Банка России вся эта масса писем растет без всякой разумной меры, затрудняя применение банковского законодательства и тем самым объективно создавая многочисленные лазейки для нарушителей банковских законов.

Хотя Федеральным законом письма Банка России не предусмотрены, их следует считать лишь актами толкования нормативных актов. Но, как уже говорилось, проблема будет решенной только тогда, когда о толковании банковского права будет сказано в Федеральном законе.

Все еще не решена проблема писем Госбанка СССР, устанавливающих нормы банковского права по таким вопросам, которые можно урегулировать нормативными актами Банка России, учитывая важность рассматриваемых в них вопросов. Например, архаичное письмо Госбанка СССР № 28 до сих пор регулирует открытие счетов в кредитной организации. Если вместо него будет принят новый нормативный акт, то возникнет ясность по многим вопросам открытия счетов в кредитной организации. Система банковских счетов, открываемых на основе договоров, должна быть четко урегулирована банковским правом. Пока же нет ясности в классификации этих счетов.

Кроме того, в Федеральном законе, наряду с уже закрепленными нормативными актами, следует регламентировать рекомендательные нормативные акты Банка России. На практике такую роль часто играют письма Банка России. Такая форма рекомендательных норм нежелательна. На практике из рекомендательных актов они превращаются в обязательные, но за последствия их реализации отвечает фактически только кредитная организация, но не Банк России. И происходит это потому, что норма устанавливается письмом, а не нормативным актом.

Банковское право нуждается в системном регулировании. Необходим четкий перечень источников банковского права, а его нормы должны обеспечивать необходимую стабильность. Между тем нормативных актов слишком много и они иногда принимаются неожиданно для участников этих отношений.

Банковское право станет более упорядоченным и приобретет нужную ему стабильность, если будет принят Банковский кодекс Российской Федерации. Тогда появится стабильность в правовом регулировании банковских отношений и банковской системы, повысится доверие к ней со стороны вкладчиков и инвесторов. Но пока его отсутствие позволяет постоянно менять нормативные акты, которые регулируют существенные стороны банковской деятельности. В ряде случаев банковская система оказывается в условиях правовой неопределенности.

До сих пор все усилия в этом направлении ограничивались главным образом организационными вопросами совершенствования самой банковской системы. Ее необходимо совершенствовать, не забывая об улучшении банковского права.

Нормы банковского права должны быть согласованы между собой и адекватно изложены в источниках банковского права. От того насколько совершенны формулировки правовых норм, зависит правильность принимаемых решений субъектами банковских отношений.

Банковское право создает условия для реализации гражданского права. Ведь, как мы уже знаем, банковская операция - это форма осуществления банковской сделки. Поэтому недостатки в юридической регламентации банковских операций в конечном счете препятствуют нормальному взаимодействию кредитных организаций со своими клиентами.

Банк России издает нормативные акты, в которых содержатся правила совершения банковских операций. А потому вопрос о системности в правотворческой деятельности Банка России непосредственно связан с эффективностью банковской деятельности в целом. Основная масса норм, регулирующих банковские операции, создается Банком России. Поэтому от качества подготовки нормативных актов во многом зависят результаты деятельности кредитных организаций, и в конечном счете - само состояние банковской системы.

Юридическая техника его нормативных актов нуждается в совершенствовании. Только слишком большим числом выпускаемых актов и постоянными их изменениями можно объяснить такую ситуацию, когда Банк России вынужден оставлять без изменения те акты, которые противоречат очередному издаваемому им же нормативному акту. А бывает и так, что в нормативный акт вносятся изменения, а имеющиеся противоречия в этом же акте остаются. И не только противоречия, но и ссылки на отмененные нормативные акты, на деятельность департаментов, которых нет или которые уже реорганизованы.

В Инструкцию Банка России от 24 августа 1998 г. № 76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства»[24] 16 декабря 2003 г. были внесены изменения. Казалось бы, заодно можно было бы внести изменения и в другие статьи этой же Инструкции, по крайней мере там, где делаются ссылки на отмененные нормативные акты, на департаменты, которые называются иначе, чем в Инструкции. Но никакие изменения не были внесены, и отмененные нормы остались в этой Инструкции по состоянию на декабрь 2004 г. В частности, в п. 2.2.3 Инструкции сделана ссылка на письмо Банка России от 28 мая 1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков», в то время как оно было отменено еще в 2000 г. Вместо него действует Указание Банка России от 31 марта 2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций». Тем более, что письма Банка России в законодательстве не предусмотрены.

Информация о работе Банковские правоотношения и Центральный Банк