Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – исследовать правовые аспекты рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
•рассмотреть содержание законодательной базы, лежащей в основе регулирования порядка рассмотрения и разрешения трудовых споров;
•проанализировать плюсы и минусы существующих правовых норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, исследовать проблемы, связанные с этим институтом трудового права;
•исследовать нормы трудового и гражданского законодательства в сфере рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
1.1. Понятие индивидуального трудового спора
1.2. Причины и обстоятельства возникновения индивидуальных трудовых споров
1.3. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам (КТС)
2.2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Но есть ряд
споров, рассматриваемых
Непосредственно
в суде без обращения в КТС,
согласно статье 391 Трудового кодекса
РФ, рассматриваются следующие
· по заявлениям работников тех небольших производств, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;
· по заявлению уволенного работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула либо разницы в оплате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, а также все трудовые споры федеральных государственных служащих. Тем самым закон предусмотрел непосредственно судебную защиту права на труд при увольнении и переводе всех работников. Не подведомственны ни суду, ни КТС споры выбранных работников о досрочном освобождении от должности по решению избравших их органов;
· по иску работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в суде решаются также споры о приеме на работу по заявлению:
· лица, приглашенного на работу в порядке перевода из другой организации;
· молодого специалиста, направленного по окончании профессионального обучения в установленном порядке на данное производство;
· другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана была заключить трудовой договор, например направленного органом занятости в счет установленной данному работодателю квоты приема инвалида или подростка;
· беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста, одинокой матери, имеющей детей до 14-летнего возраста (ребенка-инвалида до 16 лет), при отказе в приеме по мотивам материнства.
Непосредственно судом также рассматриваются все трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или иным повреждением здоровья на работе, если потерпевший не согласен с решением страховщика (фонда социального страхования), а по спору о компенсации морального вреда – с решением работодателя, по заявлению об этом потерпевшего (его семьи) или если он не получил в установленный 10-дневный срок ответа фонда или работодателя на его заявление. Но данный спор может решать и орган Гострудинспекции по выбору потерпевшего (его семьи). После вынесения решения этой инспекцией, если работник с ним не согласен, закон не исключает его обращение с иском в суд.
Часть 3 статьи 391 Трудового кодекса РФ – новая в трудовом праве России[13]. Она предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц; лиц, считающих, что они подвергались дискриминации. Тем самым впервые законодатель отнес эти споры к трудовым и сделал это на уровне Кодекса.
Что касается работников у работодателей – физических лиц, то суд и раньше решал все трудовые споры домашних работников, обслуживающих семьи граждан (поводырей у слепых, нянь, домработниц и т.д.). Теперь же физические лица имеют по десять и более таких работников, и с каждым годом количество работников у работодателей – физических лиц растет. У них нет профсоюзов, и единственной защитой от произвола хозяина для них является суд.
Споры о дискриминации законодатель впервые прямо отнес к трудовым спорам, не указав "в сфере труда"[14]. Поскольку такие споры возможны и до того, как лицо стало работником, то есть дискриминация при приеме на работу, когда по мотиву национальности или наличия малолетних детей гражданам отказывают в приеме на работу. Причины отказа работодатель по требованию лица, кому он отказал в приеме на работу, обязан дать в письменном виде (статья 64 Трудового кодекса РФ).
Статья 3 Кодекса
запрещает дискриминацию в
Споры о дискриминации в труде кроме споров о дискриминации при отказе в приеме на работу может рассматривать и мировой судья, как и все другие трудовые споры, указанные в статье 391, кроме споров об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе и о возмещении вреда по увечью на производстве, которые решает районный суд непосредственно.
Заявления (иски) в суд по трудовым спорам могут подаваться по территориальной их подсудности, то есть согласно статьям 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ – иски о восстановлении на работе подаются по месту нахождения работодателя, его филиала, представительства или по месту жительства истца-работника.
Мировые судьи решают трудовые споры, кроме споров о восстановлении на работе, по материальной ответственности работника и работодателя за нанесенный ущерб, вред. Эти споры остаются в компетенции судов общей юрисдикции, согласно статьям 24 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Таким образом, Трудовой кодекс РФ определил, что трудовые споры разрешаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом.
Хотя не стоит еще забывать о том, что Инспекция Министерства Труда РФ может в императивном порядке понуждать работодателя устранить нарушения в отношении какого-либо работника или группы работников. Такие действия выполняются по жалобе работника.
Статья 383 Трудового кодекса РФ регулирует общий порядок рассмотрения трудовых споров.
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров – это форма процесса их разбирательства в данном органе, то есть последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и контроль за исполнением этого решения, и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.
Каждый юрисдикционный орган: КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется главой 60 Трудового кодекса РФ (статьи 383-390) и иными федеральными законами.
Порядок рассмотрения
трудовых споров в суде регулируется
статьями 390-397 главы 60 Трудового кодекса
РФ и иными федеральными законами,
а также гражданским
Часть вторая статьи 383 Трудового кодекса РФ предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами. Рассмотрению этого вопроса будет посвящен отдельный параграф. Следовательно, согласно статье 383 Трудового кодекса РФ порядок рассмотрения трудовых споров определяют только Трудовой кодекс и иные федеральные законы. Никакие подзаконные акты не могут его изменять. Не могут его изменять и законы субъектов Федерации. Однако последние на практике принимают ряд законов, которые устанавливают также альтернативную подведомственность трудовых споров муниципальных служащих – право на обращение за рассмотрением и разрешением возникшего трудового спора в органы местного самоуправления или в суд[15].
Юристы справедливо отмечают, что при возникновении трудового конфликта между работником и работодателем многие стремятся сразу подать иск в суд, даже не потрудившись как следует разобраться в проблеме. В то же время большинство этих споров вполне разрешимо мирным путем и в рамках самой организации. Для этого и создаются на предприятиях комиссии по трудовым спорам (КТС). Они призваны примирить спорящие стороны до обращения в суд, а возможно, и предотвратить такое обращение, ведь для организации оно неизбежно связано с материальными затратами и другими неприятностями[16].
Трудовой кодекс
предусматривает, что КТС разрешает
спор, если работник не смог договориться
непосредственно с
КТС можно создать в любой организации независимо от численности работников. Комиссия по трудовым спорам создается по инициативе работников и (или) работодателя. Как правило, на практике инициатором ее создания выступает выборный профсоюзный орган, а если его нет, то совет трудового коллектива. Чтобы у работодателя возникла обязанность выделить в состав комиссии своих представителей, должно быть решение коллектива работников о создании комиссии, принятое на общем собрании (конференции). Но такое решение может принять и сам работодатель. В этом случае у работников появляется обязанность избрать своих представителей в комиссию.
Комиссии создаются из равного числа представителей работников и работодателя. Работники избирают своих представителей на общем собрании (конференции) работников организации. Кроме того, их может делегировать представительный орган с последующим утверждением на общем собрании.
Войти в комиссию
могут любые работники
КТС может быть создана на определенный срок или бессрочно. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.
В крупных организациях могут действовать несколько комиссий по трудовым спорам, если по решению общего собрания трудового коллектива решено создавать комиссии в структурных подразделениях организации.
Новый Трудовой
кодекс РФ по сравнению с ранее
действовавшим
Ранее, согласно статье 203 КЗоТ РСФСР, комиссия по трудовым спорам избиралась общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом законодательством не устанавливалось численное соотношение в комиссии представителей работников и работодателя. Поэтому была возможна ситуация, когда работники на общем собрании могли избрать в комиссию только своих представителей, не привлекая к участию в работе комиссии работодателя.
В новом Трудовом кодексе РФ такая ситуация полностью исключена. В соответствии со статьей 384 Трудового кодекса РФ количество представителей работников и работодателя в комиссии должно быть равным.
Более того, общее собрание трудового коллектива может избирать в состав комиссии только представителей работников. Что же касается представителей работодателя, то они назначаются в комиссию руководителем организации. Работники вообще не вправе избирать в комиссию представителей работодателя.
По ранее действовавшему законодательству комиссии по трудовым спорам создавались только на предприятиях с числом работающих не менее 15 человек (статья 203 КЗоТ РСФСР). В настоящее время согласно Трудовому кодексу РФ комиссии по трудовым спорам могут образовываться на всех предприятиях независимо от числа работников[18].
Комиссия по трудовым спорам (КТС) принимает к своему рассмотрению трудовые дела при наличии двух условий:
· если имеются доказательства соблюдения предварительного порядка урегулирования споров путем переговоров (статья 385 Трудового кодекса РФ);
· если трудовой спор относится к компетенции комиссии.
В случае если
работник, не пытаясь разрешить спор непосредственно с работодателем,
сразу же обращается в комиссию, в рассмотрении
спора ему отказать не могут, так как проведение
переговоров по вопросу урегулирования
разногласий – скорее право, а не обязанность
работника.[19] Доказательствам
· письменный отказ работодателя удовлетворить требования работника;
· письменное заявление работника, где изложены его требования работодателю с отметкой работодателя о принятии заявления;