Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.
Данные обстоятельства предопределили содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности, а практика государственного строительства последних лет показала необходимость концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области.
Базовым концептуальным документом такого рода является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 23 июня 2000 года1.

Содержание

1. Основные положения Доктрины информационной безопасности РФ 3
2. Охарактеризуйте модели регулирования электронных
расчетов с использованием банковских пластиковых карт
в зарубежных странах 9
3. Анализ основных нормативных актов 15
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Информационное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

1. Основные положения Доктрины информационной безопасности РФ 3 

2. Охарактеризуйте модели регулирования электронных

расчетов  с использованием банковских пластиковых карт

в зарубежных странах 9 

3. Анализ основных нормативных актов 15 

Список использованной литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Основные положения  Доктрины информационной  безопасности РФ.

      Современный этап развития общества характеризуется  возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.

      Данные  обстоятельства предопределили содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности, а практика государственного строительства последних лет показала необходимость концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области.

      Базовым концептуальным документом такого рода является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 23 июня 2000 года1.

      Ее  правовую основу составляют федеральные  законы, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1024 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24).

      В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации закреплены четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.

      Первая  составляющая национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

      Вторая  составляющая – это информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

      Третья  составляющая интересов России в  информационной сфере включает развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

      К четвертой составляющей национальных интересов относятся защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

      Защищенность  национальных интересов в информационной сфере от внешних и внутренних угроз характеризует информационную безопасность Российской Федерации.

      В Доктрине отмечается, что за последние  годы государством реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности России.

      Начато  формирование базы правового обеспечения  информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации.

      Осуществлены  мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.2

      Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

      Вместе  с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

      Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

      Противоречивость  и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере, формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.

      Отставание  отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

      В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании.

      Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.

      В Доктрине изложены общие методы обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации, которые подразделяются на правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности в таких сферах общественной жизни как экономика, международные отношения, наука и техника, духовная жизнь, оборона, а также общегосударственные информационные и телекоммуникационные системы, правоохранительные и судебные органы.

      Важно отметить, что в Доктрине закреплены основные принципы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, наиболее важными среди которых являются:3

      - соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;

      - открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;

      - правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия, вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основанное на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;

      - приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.

      К числу первоочередных мероприятий  государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации отнесены:

      - разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

      - разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;

      - развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

      - гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.

      В Доктрине изложены так же основные функции и элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

      Доктрина  информационной безопасности Российской Федерации прошла длительную и сложную процедуру обсуждения в Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в средствах массовой информации, на всероссийских и межрегиональных научных конференциях. Это способствовало всесторонней отработке затронутых в ней вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Охарактеризуйте  модели регулирования  электронных расчетов  с использованием банковских пластиковых карт в зарубежных странах. 

      В настоящее время в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского права, - международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются Visa International, Master Card International, American Express, Diners Club International и JCB Card.

      На  сегодняшний день в зависимости от особенностей национально-правовой системы и механизмов регулирования банковской деятельности в зарубежных индустриально развитых странах сформировались три основных правовых подхода к порядку осуществления регулирования в зарубежных странах отношений, возникающих в сфере выпуска и обращений банковских карт: английский, американский и французский.4

      В большинстве стран англосаксонской  системы права правоотношения в  сфере осуществления операций с  банковскими картами, как пра» вило, регулируются специальным законодательством.

      В Великобритании главным нормативным  актом, регулирующим порядок осуществления электронных расчетов с использованием банковских карт, является Закон 1974 г. «О потребительском кредите» (Consumer Credit Act, 1974).

      В качестве объекта регулирования  в данном Законе вводится понятие  «соглашения о кредитных инструментах» (Credit-token agreements), которые рассматриваются как вид потребительского кредита. Поэтому нормы о потребительском кредите применяются в Великобритании и к кредитным инструментам предоплаченного характера. При этом под кредитными инструментами правоприменительная практика понимает банковские карты, чеки, ваучеры, купоны или другие документы, выданные физическому лицу (держателю) эмитентом. Предметом регулирования Закона о потребительском кредите являются расчеты с использованием банковских и торговых (то есть не банковских, эмитированных не банками) карт.

Информация о работе Информационная безопасность