Информационная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.
Данные обстоятельства предопределили содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности, а практика государственного строительства последних лет показала необходимость концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области.
Базовым концептуальным документом такого рода является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 23 июня 2000 года1.

Содержание

1. Основные положения Доктрины информационной безопасности РФ 3
2. Охарактеризуйте модели регулирования электронных
расчетов с использованием банковских пластиковых карт
в зарубежных странах 9
3. Анализ основных нормативных актов 15
Список использованной литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Информационное право.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

     - единоначалия и персональной  ответственности за порученный  участок работы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     - подконтрольности и поднадзорности  органов и должностных лиц федеральной фельдъегерской связи.

     Вторая  глава Закона посвящена правам и  обязанностям федеральной фельдъегерской связи. В соответствии со ст. 6 Закона, органам федеральной фельдъегерской связи для выполнения возложенных на нее задач предоставляется право устанавливать порядок приема и доставки корреспонденции. В соответствии с этим Приказом ГФС России № 393, ФСВТ России № 38 от 25 августа 1999 г. утверждена и введена в действие Временная инструкция о порядке перевозки корреспонденции федеральной фельдъегерской связью воздушным транспортом. Как установлено данным документом, корреспонденция, перевозимая сотрудниками федеральной фельдъегерской связи, является неприкосновенной и не подлежит досмотру и задержанию. Сопровождаемая сотрудниками федеральной фельдъегерской связи корреспонденция должна быть упакована в соответствующую тару и опечатана. Количество таких мест с корреспонденцией, а также реквизиты печатей вносятся в сопроводительный лист и заверяются росписью дежурного по органу федеральной фельдъегерской связи. Сопроводительный лист является подтверждающим документом, что в опечатанных местах находится корреспонденция, и гарантирует отсутствие в них опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом. 

     8) Федеральный Закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле»18является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

     Данный  Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

     Закон включает в себя 8 глав: Общие положения; Права граждан в области библиотечного дела; Обязанности и права библиотек; Обязанности государства в области библиотечного дела; Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела; Организация взаимодействия библиотек; Экономическое регулирование в области библиотечного дела; Заключительные положения.

     В соответствии со ст. 2 Закона, законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.

     Статьей 4 Закона установлены основные виды библиотек:

     1) государственные библиотеки, учрежденные  органами государственной власти, в том числе: федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Российской Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

     2) муниципальные библиотеки, учрежденные  органами местного самоуправления;

     3) библиотеки Российской академии  наук, других академий, научно-исследовательских  институтов, образовательных учреждений;

     4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

     5) библиотеки общественных объединений;

     6) частные библиотеки;

     7) библиотеки, учрежденные иностранными  юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 5 Закона каждый гражданин  независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации.

     Статьей 9 закона предусмотрена ответственность  пользователей библиотек. В частности, пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. 

     9) Федеральный Закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»19 «регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела» (Преамбула). Специально выделим — Закон регулирует взаимоотношения (т. е. права и обязанности, возникающие в ходе взаимоотношений) трех субъектов: государства, библиотек и граждан. Соотношение и содержание прав и обязанностей определяется понятием компетенции. Учитывая, что главенствующим фактором происходящих преобразований в этот период было разгосударствление всех общественных сфер, вопрос о компетенции государства в библиотечной сфере стал ключевым.

     Принятие  Федерального закона «О библиотечном деле» имеет принципиальное общественное значение, совершенно не ограниченное рамками библиотечной сферы.

     Законодательное закрепление права на библиотечное обслуживание как конкретизирующее право на доступность информации и культуры произошло в России позднее, чем в большинстве стран. С нашей точки зрения, предпосылки в России были уже сформированы во втором десятилетии ХХ столетия. В ходе подготовки проекта были учтены международные правовые нормы в сфере культуры и информации, разработанные в рамках ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, рекомендации ИФЛА и других организаций для библиотечно-информационной сферы, проанализированы законодательные акты по библиотечному делу, действующие более чем в 130 странах мира.

     Наиболее  значимой характеристикой Закона является то, что он закрепляет право каждого на свободный выбор и получение информации, на доступность сосредоточенных в библиотеках культурных ценностей.

     Его создание является результатом длительного  процесса подготовки соответствующего правового обеспечения. При этом законодательно обеспеченное право на “свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность” лежит в основе данного процесса. Примечательно структурное соответствие Закона “О библиотечном деле” Конституции России. В обоих документах вторая глава посвящена правам граждан (“права граждан в области библиотечного дела” — “права и свободы человека и гражданина”). Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере организации деятельности библиотек. Права граждан на библиотечное обслуживание обеспечиваются ответственностью государства за создание государственных и муниципальных общедоступных библиотек, предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания бесплатно. Поскольку вопрос об “основных видах” всегда вызывал дискуссию, в правовом акте дан их конкретный перечень. Гражданин свободен в выборе библиотек, а всякий выбор предполагает многообразие. Поэтому в Законе закреплена поддержка государством создания юридическими и физическими лицами различных библиотек и стимулирования их общедоступности. Важным является то, что помимо государственных (а для них это обязательно) любая библиотека заинтересована в провозглашении статуса общедоступности, поскольку в таком случае ее деятельность может получить дополнительную поддержку со стороны государства (в области финансирования и налоговых льгот). Порядок доступности библиотек негосударственных форм собственности устанавливается самой библиотекой по согласованию с учредителем. Однако граждане имеют право на получение бесплатной информации о наличии в фонде конкретного издания из любой библиотеки. 
 
 
 

     10) Федеральный закон от 21.07.1993 года № 25485-1 «О государственной тайне»20 «регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации» (Преамбула).

      Законом «О государственной тайне» органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

      Законом «О государственной тайне» запрещается  относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

      - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

      - о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

      - о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

      - о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

      - о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

      - о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

      - о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

      Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

      Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

      - взятие на себя Российской  Федерацией международных обязательств  по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

      - изменение объективных обстоятельств,  вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

      Срок  засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

      Лица, допущенные к сведениям степени  «совершенно секретно» или «особой  важности», могут быть ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну. 
 
 

     11) Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»21 «регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау)» (Преамбула).

     Коммерческая тайна в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» - конфиденциальность информации, позволяющая её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

     Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране её конфиденциальности.

     Обладатель  информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право на законном основании ограничить доступ к этой информации и установить в отношении её режим коммерческой тайны. Обладатель коммерческой тайны, зафиксированной на материальном носителе, обязан предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Информация о работе Информационная безопасность