Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:02, контрольная работа
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований российского общества.
Данные обстоятельства предопределили содержание национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и потребность государства в обеспечении их безопасности, а практика государственного строительства последних лет показала необходимость концептуальных документов, определяющих политику государства в этой области.
Базовым концептуальным документом такого рода является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности Российской Федерации на заседании 23 июня 2000 года1.
1. Основные положения Доктрины информационной безопасности РФ 3
2. Охарактеризуйте модели регулирования электронных
расчетов с использованием банковских пластиковых карт
в зарубежных странах 9
3. Анализ основных нормативных актов 15
Список использованной литературы 34
Поскольку в Великобритании основным источником регулирования операций с банковскими картами является Закон «О потребительском кредите», банковские кредитные карты рассматриваются как один из способов предоставления потребительского кредита.
Вместе с тем Закон «О потребительском кредите» определяет: права и обязанности участников карточных соглашений, порядок рассылки карточек будущим владельцам, общий порядок осуществления налогообложения деятельности банков в сфере выпуска в обращение и обслуживания банковских карт, содержание и форму соглашения между владельцем (держателем) карточки и банком-эмитентом, порядок начисления процентов и фискальных (налоговых) сборов, содержание и форму соглашения между банком и торговым предприятием и т. д.
В силу ряда исторических причин первоначально операции с дебетовыми картами не регулировались английским законодательством. В 70-е гг., когда разрабатывался и принимался Закон «О потребительском кредите», дебетовых карт не было, они появились в Великобритании гораздо позднее. Поэтому значительный объем регулирования сегодня приходится на сферу прецедентного правоустановления. Кроме того, в развитие основного закона (Закона 1974 г. «О потребительском кредите») в 80 - 90-х гг. был принят ряд законодательных актов, конкретизирующих отдельные правовые аспекты оказания электронных банковских услуг с использованием банковских карт.5
В свою очередь, налоговое законодательство в Великобритании не кодифицировано, поэтому правовое регулирование порядка налогообложения участников расчетов, проводимых с использованием банковских карт, осуществляется на основе ряда налоговых законов общего и специального характера. Таковыми являются: Закон 1970 г. «О налоговом администрировании» (с изм. 1986 и 1997 гг.) (Taxes Management Act), Закон 1968 г. «О предварительном сборе налогов» (с изм. 1986 г.) (Provisional Collection of Taxes Act), Закон 1988 г. «О подоходном и корпоративном налогах» (Income and Corporation Taxes Act), Закон 1992 г. «О налоге на прирост капитала» (Taxation of Chargeable Gains Act), Закон 1990 г. «Об основных налоговых скидках» (Capital Allowances Act) и Закон 1978 г. «О толковании налогового права» (Interpretation of Tax Law Act).
Специальный
налоговый режим для целей
регулирования электронных
В Соединенных Штатах Америки операции, осуществляемые с использованием банковских карт, регулируются нормативными актами, принятыми в 1968 - 1978 гг. Это, прежде всего, Закон «О достоверной информации при кредитовании» (Truth in Lending Act), Закон «О справедливом кредитном биллинге» (Fair Credit Billing Act), Закон «О равных кредитных возможностях» (Equal Credit Opportunity Act) и принятая на его основе Инструкция «Z» Совета Федеральной резервной системы. Закон «О справедливой практике инкассирования долгов» (Fair Debt Collection Practices Act), Федеральный кодекс банкротств (Federal Bankruptcy Act), а также Инструкция «Е» Совета Федеральной резервной системы «О переводе денежных средств электронным путем» и др. 6
Названные
нормативные акты создают необходимую
правовую основу для заключения соглашений
о выпуске и обращении банковских карт,
недопущения злоупотреблений и ущемления
прав участников расчетов.
Законом «О переводе денежных средств
электронным способом» и Инструкцией
«Е» регулируются сделки, совершенные
с использованием (дебетовых) карт или
других средств доступа к банковскому
счету (ИУУБС). Указанные средства доступа
(инструменты удаленного управления банковским
счетом) должны позволять осуществлять
перевод денежных средств электронным
способом со счета или на счет, получать
наличные денежные средства, оплачивать
товары или услуги. В данном определении
банковская карта рассматривается как
средство доступа к счету (средство управления
счетом) наряду с другими техническими
устройствами, которыми могут быть, например,
системы удаленного управления банковскими
счетами по телефону или компьютеру, с
использованием глобальной компьютерной
сети Интернет. Переводом денежных средств
электронным способом считается любой
перевод денежных средств (кроме сделки,
осуществленной по чеку, переводному векселю
или аналогичному бумажному платежному
документу), который начинается при посредстве
электронного терминала, телефона или
компьютера либо магнитной ленты, для
того чтобы дать кредитной организации
поручение зачислите деньги на счет или
перечислить их со счета. Получение наличных
денеям ных средств либо оплата товаров
или услуг с использованием банковски»
карт входят в объем понятия электронного
перевода, так как происходив перемещение
денежных средств со счета держателя на
счет соответственно банка-эквайрера
или торговой организации.7
Следует заметить, что американское законодательство относит к электронному переводу средств транзакции, совершенные с использованием дебетовых карт, начатые с использованием исключительно бумажного) носителя (слипа) при условии, что впоследствии такой перевод совершается через электронную систему. Основной целью детальной регламентации всех прав и обязанностей участников отношений, характерной для американской концепции регулирования электронных расчетов, является обеспечение защиты прав потребителей электронных банковских услуг. Кроме того, нельзя не отметить «практичность» американского законодателя, избравшего крайне универсальную правовую схему определения объекта регулирования.
Правовая конструкция, построенная на регулировании отношений, связанных со «средствами доступа к счету» (инструментами удаленного управления счетом), позволяет практически без внесения изменений в принятые четверть века назад акты законодательства распространять его действие на правоотношения в сфере вновь создаваемых передовых финансовых инструментов оказания электронных банковских услуг, в том числе к электронным расчетам, осуществляемым в процессе осуществления электронной экономической деятельности.
Кроме того, особое внимание в законодательстве США, регулирующем порядок оказания электронных банковских услуг, уделяется вопросу об ответственности участников правоотношений за различные нарушения американского банковского, административного, налогового и гражданского законодательства.
Порядок
налогообложения прибыли
Правовое регулирование выпуска и обращения банковских карт во Франции осуществляется на основе ряда нормативных актов, в частности ,j Декрета от 30 октября 1935 года «Об унификации права в области чеков и о расчетных картах» (Unifiant Ie droit en matiere de chequees et relatif aux cartes de paiment) (в ред. Закона от 30 декабря 1991 года № 91-1382) и нормами Закона от 22 октября 1940 года «О расчетах чеками и посредством переводов» (Relative aux reglaments par cheques et virements).
Нормы французского банковского законодательства устанавливают два основных вида банковских карт: расчетные карты (carte de paiment) и карты снятия наличных (carte de retrait). Расчетная карта определяется как «платежное средство, эмитированное кредитной организацией и позволяющее ее держателю получать наличные денежные средства и осуществлять денежные переводы».
Под
денежными переводами в данном случае
понимаются переводы банку-эквайреру,
выдавшему держателю карты
Закон Франции от 24 января 1984 года № 84-46
«О банках, деятельности кредитных организаций
и банковском контроле» (далее - Закон
о банках) относит электронные расчеты
к банковским операциям. В соответствии
с положениями данного нормативного акта
одним из видов банковских операций называется
управление средствами платежа. Под указанными
средствами понимаются любые инструменты,
независимо от используемых технических
процедур, позволяющие осуществлять переводы
денежных средств. Закон прямо не определяет
банковские карты как средство платежа,
однако указание на то, что карта позволяет
осуществлять перевод средств, содержится
в определениях видов применяемых во Франции
банковских карт. Эмиссия карт небанковскими
организациями осуществляется в соответствии
с п. 5 ст. 12 Закона о банках. 9
Недостатком французской модели регулирования операций с банковскими картами следует признать фрагментарный характер регулирования и некодифицированность норм права в данной сфере. Поэтому французское законодательство лишь частично выявляет состав участников и структуру регулируемых правоотношений, что изрядно усложняет контроль за полнотой уплаты банками - участниками расчетов налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Специальный
налоговый режим для целей
регулирования электронных
3.
Анализ основных
нормативных актов.
1) Федеральный Закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»10 является на пути совершенствования правового поля по регулированию общественных отношений в информационной сфере.
Данный
закон вводит новые термины, которые
не были включены в отмененный теперь
уже Федеральный закон от 20.02.1995 г. №
24-ФЗ «Об информации, информатизации и
защите информации». Это, в частности:
информационные технологии, информационно-
Ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет информацию как объект правовых отношений и подразделяет ее на виды в зависимости от порядка предоставления или распространения и категории доступа. Ст. 7 дает понятие общедоступной информации, ст. 8 определяет право на доступ к информации, а ст. 9 – ограничение доступа к информации, что явилось восполнением пробела в рамках существовавшего ранее закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, содержание ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в большей степени соответствует позициям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и положениям Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Особенно в части, касающейся обеспечения запрета требования предоставления от гражданина (физического лица) информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, а также запрета получения такой информации помимо воли гражданина (физического лица).11
Ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» посвящена документированию информации. Законодатель в ст. 2 изменил формулировку термина «документированная информация» и определил ее как «зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».
Развитие
информационных технологий не смогло
остаться без внимания законодателя. Ст.
12 Федерального закона «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» предусматривает государственное
регулирование в сфере применения информационных
технологий, в частности, развитие информационных
систем различного назначения и создание
условий для эффективного использования
информационно-
Ст. 17, определяющая ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, как и положения ст. 16, относятся к одним из первоочередных мер по совершенствованию нормативно-правового обеспечения информационной безопасности, определенных Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по информационной безопасности.
Подводя
итог всему вышесказанному, следует
отметить, что новый Федеральный закон
от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» соответствует
тенденциям развития в области информационных
технологий в настоящее время, является
более современным по отношению к прежнему
Федеральному закону от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ
«Об информации, информатизации и защите
информации», но, все же, требует уточнений
понятийного аппарата. Развитие информационного
общества побуждает к постоянному совершенствованию
законодательной базы в информационной
сфере, и Федеральный закон «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации» явился еще одной ступенькой
на пути совершенствования правового
поля в области информации.
2) Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи»12.
13
декабря 2001 г. Государственная
Дума приняла Федеральный