Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.

Работа состоит из  1 файл

участие граждан в выборах способы и гарантии реализации конституционных прав граждан.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   Введение

   Понятие и система принципов российского  избирательного права. Принципы права  обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно наличие особых связей, отражающих роль и значение отдельных правовых начал для формирования и развития российского права, составляющих его отраслей и институтов.

   Принципы  избирательного права представляют собой основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования  избирательных отношений.

   Принципы  избирательного права составляют его  главное содержание. Они обеспечивают механизм правового регулирования, служат критерием законности и правомерности  действий граждан, их избирательных  объединений, (системы) избирательных  комиссий, органов государственной  власти и органов местного самоуправления, судов общей юрисдикции.

   Примечательно, что принципы Конституции РФ, определяющие федеративный характер государственности, с одной стороны, формируют конституционные  основы федерализма и его конституционно-правовую модель, а с другой, они непосредственно  взаимосвязаны с принципами, устанавливающими общее нормативно-учредительное  определение форм и механизма  народовластия в контексте конституционного положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Данное требование в значительной мере присуще (корреспондирует) принципам избирательного права.

   Принципы  избирательного права очерчивают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных  отношений. Кроме того, эти принципы определяют направление развития избирательного права в качестве подотрасли конституционного права.

   Развитие  современного избирательного права  в условиях углубления и расширения демократических начал в организации и проведении выборов делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных кампаний.

   Поэтому рассмотрение системы принципов  является одной из базовых характеристик  избирательного права Российской Федерации.

   Отметим, что реформирование российского  избирательного права началось в 1993 году, с момента принятия новой  Конституции Российской Федерации. Именно, Основной закон создал базу и условия, во-первых, для динамичного  развертывания избирательного законодательства, нормы которого обеспечивают избирательные  права граждан России, их избирательных  объединений, во-вторых, для становления  российского избирательного права  в качестве самостоятельной подотрасли конституционного права России, очертил направление развития нынешнего динамично развивающегося избирательного права.

   В этой связи принципы, на которых  основывается конституционная регламентация, не только определяют параметры всего  законодательного регулирования, но и  призваны служить критерием оценки действующего законодательства2.

   К сожалению, отсутствие в Основном законе главы об избирательной системе  не способствовало обозначению предельно  четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением которой  являлось воссоздание на новых принципах  избирательного права Российской Федерации3. Поэтому конституционное закрепление  принципов избирательного права  было минимизировано в ныне действующей  Конституции России. 

   Определяющее  значение для избирательного права  Российской Федерации приобрел Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», принятый Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 сентября 1997 г. (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г.4).

   Напомним, что начавшаяся с принятия Основного  закона реформа российского избирательного права была призвана обеспечить и  гарантировать демократический  и легитимный процесс свободного, равноправного волеизъявления граждан  при формировании представительных и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления, способствовать построению единой и  согласованной, оптимально сбалансированной и непротиворечивой избирательной  системы, отражающей федеральную природу  государства и гарантирующей  стабильность и преемственность  в деятельности выборных органов  государственной и муниципальной  власти5. Поэтому вопрос о принципах  избирательного права не может быть сведен только к субъективному праву  граждан на участие в выборах  и гарантиям его реализации.

   Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу  выборов как конституционной  основы народовластия, определяющие фундамент  правового регулирования избирательных  прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.

 

Глава 1 -  Участие граждан в выборах способы и гарантии реализации конституционных прав граждан 

   В Российской Федерации, реализацию и защиту избирательных прав российских гражданне выработана единая классификация принципов избирательного права.

   Так, для советского периода развития избирательной системы характерным  было отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного  права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось  исключительно участие граждан  в выборах на основе общего прямого  равного избирательного права при  тайном голосовании1.

   Тем не менее, в Российской Федерации  наметилась тенденция расширительного  понимания принципов избирательного права, включения в их систему  не только концептуальных условий участия  граждан в выборах, но и фундаментальных  начал избирательного процесса, отражающих демократическую природу выборов  как политического института  народовластия и обеспечивающих свободное и открытое участие  граждан в формировании представительных основ публичной власти.

   Сегодня обязательные, периодичные, своевременные (своевременно назначенные), свободные, альтернативные (состязательные), подлинные  выборы - единственный законный способ делегирования власти народом, а  также оптимальное средство формирования института представительной демократии, который является неразрывной составной  частью современной конституционно-правовой модели российской государственности.

   На  основании изложенного предлагается следующая классификация принципов  российского избирательного права, которая основана на их целевом предназначении в организационно-правовом механизме регулирования избирательных отношений, а также непосредственной взаимосвязи, зависимости и дополнения одних принципов другими. По этому критерию принципы избирательного права следует систематизировать по трем основным группам. Это, во-первых, принципы организации и проведения выборов; во-вторых, принципы участия граждан России в выборах; в-третьих, принципы, дополняющие (сопутствующие) две предыдущие группы.

   Первую  группу принципов образуют исходные (базовые) начала правового обеспечения  избирательных отношений, связанные  с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, (конкурентностью) состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем, независимостью органов (избирательных комиссий), обеспечивающих проведение выборов, подлинностью (несфальсифицированностью) выборов, федеративной основой российского избирательного права, разграничением полномочий между субъектами избирательного процесса, запретом одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации.

   Ко  второй группе принципов участия  граждан России в выборах следует  отнести: всеобщее, равное, прямое избирательное  право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования.

   К третьей группе принципов избирательного права относятся: гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность  за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

   Взаимосвязь каждого принципа системы избирательного права друг с другом осуществляется также, как и взаимосвязь множества различных по форме и объему сообщающихся сосудов. 

   1.1. Принципы организации и проведения  выборов в Российской Федерации.

     Развитие современного российского  избирательного законодательства, практика его применения, перспективы  развития на рубеже XXI века, базируется  на нормах Конституции России, Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», а также иных законах о выборах.  Это позволяет сделать вывод,  что в основу организации и  проведения всех уровней федерального, регионального и муниципального  выборов положены следующие базовые  (стандарты) начала:

   Обязательность  выборов. Этот принцип характеризуется тем, что выборы являются обязательным (императивным) и единственным законным (легитимным) способом формирования избираемых гражданами России представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления2. Любые иные варианты завладения выборными полномочиями противоречат Основному закону и действующему федеральному законодательству и не могут квалифицироваться иначе как нарушение основ конституционного строя Российского государства.

   Обязательность  выборов означает, что компетентные государственные и муниципальные  органы не вправе уклоняться от принятия решения об их и проведении в установленные  законодательством сроки, отменять назначенные выборы или переносить их.

   Практика  показывает, что обязательность назначения выборов не всегда надежно была подкреплена  соответствующими юридическими гарантиями, и в особенности на уровне ряда субъектов Российской Федерации. Это  нередко приводило к тому, что  уклонение от назначения выборов  в установленные сроки стало  нередким явлением в отдельных регионах. Так, из-за несовершенства регионального избирательного законодательства в вопросах назначения выборов по состоянию на январь 1997 года в 42 субъектах Российской Федерации не были в установленные сроки проведены выборы законодательных (представительных) органов государственной власти8.

   Для оптимального решения этого существенного  вопроса был определен в Федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» механизм назначения региональных выборов. Согласно ему выборы в обязательном порядке  проводятся в сроки, установленные  Конституцией России, федеральными законами, конституциями и законами субъектов  Российской Федерации и являющиеся обязательными на всей их территории (ст. 9).

   В случае, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, установленные уставами и законами субъектов Российской Федерации, они назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий выборного органа (ст. 10 названного Закона).

   В случае, если выборы не будут назначены соответствующей избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, тогда выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора должны назначаться соответствующим судом общей юрисдикции, а проведение их возлагается на избирательную комиссию, формируемую Центральной избирательной комиссией Российской Федерации3.

   Кроме того, законодатель счел важным дополнить  принцип обязательности выборов  рядом гарантий. Так, положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»9 было закреплено, что «органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантии периодического проведения указанных выборов.

Информация о работе Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах