Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.

Работа состоит из  1 файл

участие граждан в выборах способы и гарантии реализации конституционных прав граждан.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст  кандидата не может превышать 21 год  на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, 30 лет - на выборах  главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и 21 год - на выборах  в органы местного самоуправления.

   В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным  в государственные органы субъекта Российской Федерации, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.

   В-четвертых, закрепление возрастного ценза  на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов  Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным  законом.

   Кроме того, установление дополнительных условий  реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением  гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов  субъектов Российской Федерации.

   Избирательным законодательством как в отношении  пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (ст. 4) федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.

   Установление  ценза оседлости в отношении  пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может  осуществляться Конституцией Российской Федерации. Реализуя эту норму статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. И хотя в законе отсутствует прямое упоминание о невозможности закрепления аналогичных ограничений в федеральных конституционных законах и уставах муниципальных образований, видно, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходит из того, что ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права может являться следствием исключительно конституционных положений. Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

   Характерно, что с всеобщим избирательным  правом граждан России взаимосвязан вопрос о предоставлении возможности  участия в муниципальных выборах  иностранным гражданам. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 18) впервые в российской истории предусмотрел, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением Конституции Российской Федерации (ст. 2) в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.

   Равное  избирательное право означает, что  граждане участвуют в выборах  на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки  зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия  для голосования, на одних и тех  же правовых основаниях участвуют в  предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.

   Существенное  значение для обеспечения равенства  избирательных прав граждан имеет  и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов  избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

   До  принятия Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» законодательство не содержало запрета на одновременное  выдвижение одного и того же гражданина кандидатом по нескольким избирательным округам. Однако в настоящее время это принципиально невозможно, так как ст. 32 данного закона прямо предусматривает, что кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Единственное исключение допускается в отношении регистрации кандидата, одновременно выдвинутого избирательным объединением (блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном избирательном округе и в списке кандидатов. Представляется, что закрепленная федеральным законом возможность однократной регистрации кандидата отвечает принципу равного избирательного права и препятствует злоупотреблению правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в ущерб избирательным правам других граждан Российской Федерации. 

   1.3. Прямое избирательное право 

   Прямое  избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах  в органы государственной власти и местного самоуправления за или  против кандидатов непосредственно. Любые  формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной  и муниципальной власти. Не допускается  также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих  муниципальных и государственных  органов избираются нижестоящими органами власти.

   Проведение  многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву  граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

   Говоря  о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко  он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.

   Тайное  голосование исключает возможность  какого-либо контроля со стороны любых  органов или должностных лиц, а также общественных объединений  и граждан за волеизъявлением  избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны  голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном  голосовании и при голосовании  вне помещений избирательных  участков. Этим целям отвечает целый  ряд организационных правил и  гарантий их обеспечения, содержащихся в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования  предусматривается административная (ст. 401 КоАП РСФСР) либо уголовная (ст. 141 УК РФ) ответственность. Вместе с тем, следует заметить, что только данными традиционными видами юридической ответственности законодательство не ограничивается. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

   Добровольность  участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости  голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

   Свобода выборов подразумевает, что при  их организации и проведении абсолютно  исключается какое-либо воздействие  на гражданина с целью принудить  его к участию или неучастию  в выборах, а также оказать  давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право  и добровольность участия в выборах  являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.

   Оценивая  всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского  избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую  природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны служить безусловными ориентирами  в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов  в Российской Федерации. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым. 
 

   1.4. Понятие и виды выборов 

   Под выборами мы понимаем установленную  законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный (представительный) орган власти или в результате этого избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр города, судья и т.д. К этому определению можно добавить, что выборы будут полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвовали два и более кандидата или несколько партий13.

   Выборы  в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним  из важнейших событий в государственной  жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо  отмечается, что посредством выборов  органы власти получают легитимацию  – т.е. народную поддержку и признание. Естественно, что легитимность получают органы власти не только посредством  выборов. Могут быть органы легитимные, созданные иным путем – без  выборов, например, министр назначается  главой государства, правительство  назначается парламентом и т.д. Все это связано с определенными  законодательными правилами, установленными в той или иной стране. В любом  случае, без выборов нормальная цивилизованная страна, во всяком случае, западного  образца, не мыслит своего существования. Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или  иной партии, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов, если они  проводятся по правилам, в честной  борьбе отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

Информация о работе Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах