Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:33, курсовая работа
Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.
Во-вторых,
устанавливаемый минимальный
В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта Российской Федерации, либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.
В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов Российской Федерации в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.
Кроме
того, установление дополнительных условий
реализации пассивного избирательного
права, связанных с достижением
гражданином определенного
Избирательным
законодательством как в
Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Реализуя эту норму статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. И хотя в законе отсутствует прямое упоминание о невозможности закрепления аналогичных ограничений в федеральных конституционных законах и уставах муниципальных образований, видно, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходит из того, что ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права может являться следствием исключительно конституционных положений. Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.
Характерно,
что с всеобщим избирательным
правом граждан России взаимосвязан
вопрос о предоставлении возможности
участия в муниципальных
Равное
избирательное право означает, что
граждане участвуют в выборах
на равных основаниях, и обеспечивается
тем, что все избиратели обладают
одинаковыми с юридической
Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.
До
принятия Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» законодательство
не содержало запрета на одновременное
выдвижение одного и того же гражданина
кандидатом по нескольким избирательным
округам. Однако в настоящее время это
принципиально невозможно, так как ст.
32 данного закона прямо предусматривает,
что кандидат может быть зарегистрирован
только по одному избирательному округу.
Единственное исключение допускается
в отношении регистрации кандидата, одновременно
выдвинутого избирательным объединением
(блоком) на одних и тех же выборах в одномандатном
избирательном округе и в списке кандидатов.
Представляется, что закрепленная федеральным
законом возможность однократной регистрации
кандидата отвечает принципу равного
избирательного права и препятствует
злоупотреблению правом избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления
в ущерб избирательным правам других граждан
Российской Федерации.
1.3.
Прямое избирательное право
Прямое
избирательное право
Проведение многостепенных выборов противоречит не только прямому избирательному праву граждан России, но и расходится с тем, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.
Тайное
голосование исключает
Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.
Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.
Оценивая
всю совокупность принципов, положенных
в основу современного российского
избирательного права, нельзя не признать,
что они отражают демократическую
природу выборов как одного из
главных конституционных
1.4.
Понятие и виды выборов
Под
выборами мы понимаем установленную
законом государственно-
Выборы
в государстве с нормальным (демократическим)
политическим режимом являются одним
из важнейших событий в