Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.

Работа состоит из  1 файл

участие граждан в выборах способы и гарантии реализации конституционных прав граждан.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   Очень важным последствием выборов, продуктом  этого процесса, является отбор политических лидеров – это возможность  для граждан отбирать своих руководителей  и «убирать» тех, кто не оправдывает  их доверия. Регулярно и неизбежно  проводящиеся выборы держат политических руководителей в форме, в напряжении. Они знают и помнят, что через 3, 4, 5 лет, так или иначе, им придется отчитываться перед избирателями, рассказывать о своих достижениях или поражениях. Поэтому такая периодическая  возможность замены руководителя заставляет его, независимо от его субъективных мнений, делать что–то полезное для  народа, чтобы было, что предъявить в следующий раз во время предвыборной борьбы.

   Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

   Самая простейшая классификация и наиболее понятная – это выборы, классифицирующиеся в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными, которые проводятся в масштабах  страны, региональными, проводимыми  в рамках крупных территориальных  единиц (применительно к США, региональными  выборами могут называться выборы в  рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.). И еще бывают местные выборы. Местные выборы охватывают административно–территориальную  единицу или город, т.е. объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно небольших территориях, у которых  есть свои местные проблемы и свои местные органы.

   В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские, президентские, муниципальные, выборы судей, шерифов, коронеров и других лиц, которые  выполняют важные государственные  обязанности и наделены широкими полномочиями.

 

Глава 2 - Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах.

2.1. Составление списков избирателей и проблема реализации прав граждан.

 

      Конкретные  правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность  быть внесенным в список избирателей.

В соответствии с законодательством в избирательные  списки включаются все граждане РФ

,  обладающие  на  день голосования активным избирательным

правом. Федеральным законом “о выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” определены основания для включения гражданина в список избирателей.

1. Факт  его постоянного или преимущественного  проживания на территории  избирательного  участка, установленный органами  регистрационного учета в соответствии  с федеральным законом, регулирующим  порядок реализации права граждан  на свободу передвижения, выбор  места пребывания и жительства  в пределах Российской Федерации.

Списки  избирателей составляются избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной  ЦИК РФ, с момента назначения дня  выборов, но не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений, представляемых главой муниципального, командиром воинской части, а также руководителем учреждения временного пребывания. Сведения об избирателях уточняются ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля.

      Очевидно, что привязка избирательного права  к месту жительства (пребывания) не совершенна. Так как, ч.2 ст.19 Конституции РФ предполагает равенство прав и свобод, независимо от различных обстоятельств, в том числе места жительства. Существует проблема в реализации избирательного права беженцами, вынужденными переселенцами, лицами без определенного места жительства и т.п.

2. Основанием  для включения в список избирателей  военнослужащих, находящихся в воинской  части, членов семей и других  лиц, проживающих в пределах  расположения воинской части,  является факт их постоянного  или преимущественного проживания  в пределах расположения воинской  части, подтвержденный регистрационной  службой или приказом командира  части о зачислении в списки  части.

3. Основанием  для включения в список избирателей  граждан, проживающих за пределами  территории РФ или находящихся  в длительных заграничных командировках,  является факт их постоянного  или преимущественного проживания  за пределами территории Российской  Федерации, а также факт пребывания  в длительных заграничных командировках,  который устанавливается дипломатическими  представительствами или консульскими  учреждениями Российской Федерации.

4. Включение  в список избирателей граждан  находящиеся в день голосования  в больницах, санаториях, домах  отдыха и других местах временного  пребывания, происходит на основании  паспорта или заменяющего его  документа и открепительного  удостоверения.

5. Вынужденные  переселенцы, граждане РФ, признанные  вынужденными переселенцами официально, либо обратившиеся в миграционную  службу включаются в список  избирателей по месту их временного  проживания на основании паспорта  или заменяющего его документа,  а также соответствующих документов, выданных миграционной службой.

6. Граждане  РФ, находящиеся в иностранных  государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических  поездках, включаются в список  избирателей при их явке в  помещение участковой избирательной  комиссии на основании паспорта  или заменяющего его документа  и открепительного удостоверения.

7. Граждане, по какой-либо причине не включенные  в списки избирателей дополнительно  включаются участковой избирательной  комиссией в день голосования  на основании паспорта или  заменяющего его документа, а  при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка14.

      Учитывая, что практически списки избирателей  составляются по данным регистрационных (паспортных) отделов при МВД, а  это всё же, охранно-принудительная структура, и тесно связаны с  необходимостью регистрации граждан  их передвижений, вряд ли можно говорить о демократичности такого способа.

      Включение гражданина в избирательные списки на нескольких избирательных участках не допускается. Список избирателей  составляется в двух экземплярах. В  списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно  день и месяц рождения), адрес  места постоянного или преимущественного  проживания. Первый экземпляр списка избирателей поступает в соответствующую  участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной  избирательной комиссии. Список избирателей  подписывается председателем и  секретарем территориальной избирательной  комиссии, заверяется печатью.

      Исключение  из списка избирателей производится только на основании официальных  документов или в случае выдачи открепительного  удостоверения. После окончания  голосования и вплоть до подведения итогов списки избирателей не изменяются.

      Список  избирателей представляется для  всеобщего ознакомления и дополнительного  уточнения 

не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Каждый гражданин,  обладающий избира

тельным правом,  вправе заявить в участковую избирательную комис

сию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошиб

ке или  неточности в списке избирателей. В  течение 24 часов, а в день голосования  – 2 часов (но не позднее времени  окончания голосования) участ

ковая  избирательная  комиссия обязана  проверить заявление и либо

устранить ошибку,  либо дать заявителю письменный ответ с изложе

нием  мотивов отклонения заявления. Решение  участковой избиратель

ной комиссии может быть обжаловано  в  вышестоящую  избирательную

комиссию  или в суд,

которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок,  а в день

выборов - немедленно. 

2.2. Образование избирательных округов 

      Существующие  избирательные системы мира, точнее, системы распределения мест после  установления результатов голосования, подразделяются на пропорциональные и мажоритарные. Часто элементы этих систем тесно переплетаются, называются смешанными. При мажоритарной (от фр.majoritee-большинство) системе избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу.

Пропорциональная система представительства предполагает распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов. Создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии (объединения, блока). Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимый для получения депутатского мандата (5% на выборах в Государственную Думу). В соответствии с системами представительства образуются избирательные округа, вопросы соотношения этих систем будут рассмотрены в работе ниже.

      Общие правила образования избирательных  округов изложены в федеральном  законе “Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ”, в соответствии с  которым для проведения выборов  образуются избирательные округа. Они  создаются на

основании данных,  предоставляемых исполнительными органами госу

дарственной власти, органами  местного  самоуправления или командирами войсковых частей, не позднее 5 дней до дня назначения голосования. Границы 

избирательных  округов, номер и центр каждого, а также число избирателей  в избирательном

округе  определяются в схеме соответствующей  избирательной комиссией  не позднее, чем за 70 дней до дня голосования  и ут

верждаются    представительным  органом не позднее,

чем за 60 дней.

      Для проведении  выборов в Российской Федерации избирательные

округа  должны образовываться при соблюдении следующих требований:

  • примерное равенство избирательных округов по числу избирате
  • лей с допустимым отклонением от средней  нормы  представительства
  • избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдален
  • ных местностях - не более 15%;
  • при образовании многомандатных округов – примерное равенство на депутатский мандат (но не более 10% от средней нормы представительства умноженной на количество депутатских мандатов на данный округ, 15 в труднодоступных). Число депутатских мандатов в таком округе не может превышать пяти. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня опубликования решения о назначении выборов (ФЗ-55,от30.03.99). Данные нормы представительства могут не применяться, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного участка в каждом субъекте РФ (такое указание имеется в федеральном законе “о выборах депутатов в Государственную Думу…”);
  • при образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от нормы представительства может составлять 30%;
  • учитывается административно-территориальное устройство субъекта РФ.
  • избирательный округ составляет единую территорию: не допус
  • кается создание избирательного округа из не граничащих между со
  • бой территорий, за исключением случаев, установленных законами РФ или субъекта РФ.
  • не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации (за исключением вхождения одного субъекта в другой);

Информация о работе Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах