Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание

Под принципами российского избирательного права следует понимать общепризнанные, базовые, универсальные начала (стандарты), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия, определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, согласованную систему гарантий, процедур, обеспечивающих императивное, честное (нефальсифицированное) проведение различных видов выборов.

Работа состоит из  1 файл

участие граждан в выборах способы и гарантии реализации конституционных прав граждан.docx

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст.12 федерального закона “о выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, из 450 депутатов - 225  избираются по одномандатным  избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей  на одномандатный избирательный  округ (как выше упоминалось за исключением  субъектов). Образуются 225 одномандатных  избирательных округов (на основании  представленных в ЦИК РФ данных о  числе избирателей). Вторые, 225 депутатов, избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов выдвинутых избирательными объединениями, блоками.

   Федеральный избирательный округ включает в  себя всю территорию Российской Федерации. Граждане обладающие избирательными правами, приписанные в соответствии законодательством к одномандатным избирательным округам, считаются также приписанными к федеральному избирательному округу.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает схему  образования одномандатных избирательных  округов и не позднее, чем за 200 дней до дня истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума действующего созыва, представляет на её рассмотрение. В схеме указываются: 1. название каждого одномандатного избирательного округа и его номер; 2. перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно - территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, либо соответствующего уровней. В случае, если на территории субъекта РФ образован один одномандатный избирательный округ, перечень административно - территориальных единиц не включается; 3. центр каждого избирательного округа; 4. число избирателей; 5. число избирателей, приписанных к соответствующим одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели. 

2.3. Выдвижение и регистрация кандидатов 

      Как уже было замечено выше, выдвижение кандидатов осуществляется непосредственно  избирателями, в порядке самовыдвижения и (или) избирательными объединениями (блоками)15.

      Право выдвижения кандидата на должность  Президента РФ предоставляется инициативной группе граждан с активными избирательными правами, численностью в 100 человек. Выдвинуть  кандидата на выборы в Государственную  Думу по одномандатному избирательному округу может гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на территории данного избирательного округа или  группа граждан, предусмотрено право  самовыдвижения граждан, достигшие 21 года. Во время выдвижения кандидата на должность Президента РФ инициативная группа избирателей обращается в  Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменном виде о регистрации группы. В нем указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы избирателей. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата, назначении уполномоченных представителей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке.

      При выборах в Государственную Думу РФ инициатор выдвижения кандидата  по одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляет соответствующую  окружную избирательную комиссию о  своей инициативе. В уведомлении  указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность, адрес места жительства кандидата, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или  заменяющего его документа каждого  инициатора выдвижения кандидата. Одновременно с уведомлением инициатор направляет в соответствующую окружную избирательную  комиссию заявление кандидата о  его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую  со статусом депутата Государственной  Думы. В заявлении указываются  фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. При наличии  у кандидата не снятой или не погашенной судимости указываются номер  и наименование статьи. В заявлении  указывается гражданство кандидата  или двойное гражданство, если таковое  имеется.

      Избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения представленных документов незамедлительно после  их представления.

      Период  выдвижения кандидатов (списков кандидатов) должен составлять не менее 45 дней при  выборах Президента РФ и депутатов  Государственной Думы, не менее 30 дней - при выборах в органы государственной  власти субъектов РФ, не менее 20 дней - при выборах в органы местного самоуправления.

      Выдвижение  кандидатов осуществляется также избирательными объединениями и избирательными блоками после официального опубликования  решения о назначении выборов.

      Избирательное объединение - политическое общественное объединение созданное и зарегистрированное в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ на   уровне,  соответствующем   уровню  выборов,  или на более высоком уровне, за год (6 месяцев при досрочном прекращении полномочий).

      Избирательные блоки – организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным  законодательством правом выдвигать  кандидатов на выборах.

      Избирательные объединения и избирательные  блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом одномандатном  избирательном округе и федеральный  список кандидатов.

      Список  выдвинутых по одномандатным избирательным  округам кандидатов должен содержать  наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться  каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение о выдвижении кандидатур от избирательного объединения, вошедшего  в избирательный блок, заверяется подписью руководителя этого избирательного объединения и печатью, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, вошедших в избирательный блок. 

 

2.4.Избирательные комиссии 
 

Избирательные комиссии  в  Российской Федерации  обеспечивают

реализацию  и защиту избирательных прав граждан. Они осуществляют подготовку выборов  и проведение голосования избирателей. Структурно избирательные комиссии подразделяются на:

  1. Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
  2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  3. Окружные избирательные комиссии;
  4. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии
  5. Участковые избирательные комиссии16.

   Полномочия  и  порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, а также иных избирательных  комиссий при выборах в государственные  органы власти РФ, входят в исключительную компетенцию Российской Федерации  и регулируются федеральными законами.

      При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии, в

пределах  своей компетенции, не зависимы от государственных  органов

и органов  местного самоуправления. Акты избирательных  комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для выполнения органами государственной власти РФ, субъектов  РФ, органами  местного самоуправления, нижестоящими избирательными комиссиями, средствами массовой информации, организациями, независимо от форм собственности. Перечисленные  органы, и их руководители обязаны 

оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их пол

номочий, в частности, предоставлять необходимые  помещения, транс

порт,  средства связи, техническое оборудование, сведения и мате

риалы,  давать ответы на обращения избирательных  комиссий,

предоставлять  возможность для размещения печатной информации из

бирательных комиссий в порядке,  установленном  федеральными зако

нами,  законами  и  иными нормативными правовыми актами законода

тельных (представительных) органов государственной  власти субъек

тов Российской Федерации. 

Центральная избирательная  комиссия   Российской   Федерации 

действует на постоянной основе (срок полномочий 4 года), осу

ществляет руководство деятельностью избирательных  комиссий по вы

борам Президента Российской Федерации,  депутатов Государственной 

Думы  Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федераль

ные государственные  органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно  гражданами Российской

Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по про

ведению референдумов Российской Федерации. 

2.5. Порядок проведения голосования 

        Процедура проведения голосования  начинается с предоставления  главой соответствующего муниципального  образования в распоряжение избирательной  комиссии помещения для голосования  (ст.49 ФЗ “Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ”.) Выделяемое помещение должно  удовлетворять следующим требованиям: 1. Наличие зала для размещения  кабин (специально оборудованных  мест) для тайного голосования.  Его освещение и оборудование  письменными принадлежностями (использование  карандашей не допускается). 2. Размеры  помещения должны обеспечивать  одновременный обзор места выдачи  избирательных бюллетеней, кабин  для тайного голосования и  ящиков (стационарных) для голосования. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия должна оборудовать стенд, на котором помещаются не носящие агитационный характер информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, а также образцы заполненных избирательных бюллетеней. 4. В помещении для голосования должна быть размещена увеличенная в четыре раза форма протокола об итогах голосования, для наглядного и оперативного внесения данных.

Не позднее чем за 4 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия получает избирательные бюллетени по акту от соответствующей территориальной (окружной) избирательной комиссии. Причем, число бланков бюллетеней не может превышать число зарегистрированных избирателей более, чем на 0,5 %. Ответственность за правильность передачи и приема избирательных бюллетеней несет председатель участковой комиссии.

      Заблаговременно на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня в правом верхнем углу два члена участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса должны поставить свои подписи и  заверить их печатью комиссии. В  случае выбытия кандидата после  изготовления избирательных бюллетеней, члены участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса по письменному указанию избирательной  комиссии, зарегистрировавшей этого  кандидата, вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем кандидате17.

      Время начала голосования избирателей  в помещении для голосования  устанавливается законом субъекта РФ. До начала голосования председатель участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой избирательной комиссии предъявляет  присутствующим избирателям, наблюдателям, иным лицам, находящимся в помещении  для голосования, к осмотру стационарные и переносные ящики для голосования и опечатывает их печатью комиссии или опломбирует.

      После официального открытия помещения для  голосования председатель участковой избирательной комиссии сообщает о  количестве избирателей, проголосовавших  досрочно (с учетом проголосовавших  в территориальной избирательной  комиссии), предъявляет для визуального  ознакомления запечатанные конверты с  избирательными бюллетенями проголосовавших  досрочно. После этого он вскрывает  поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателей, опускает избирательные бюллетени  в стационарный ящик для голосования. Число избирателей проголосовавших  досрочно вносится в протокол об итогах голосования, а в списке избирателей  напротив соответствующих фамилий  производится отметка “Проголосовал  досрочно”.

      Для оформления своего волеизъявления на выборах избиратель получают избирательный  бюллетень. Избирательный бюллетень  выдается избирателю, включенному в  список избирателей (в том числе  на основании открепительного удостоверения), членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по предъявлении избирателем своего паспорта, удостоверения  личности офицера, военного билета военнослужащего  проходящего службу по призыву, паспорта моряка, справки установленного образца, выданной ОВД.

Информация о работе Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан при выборах