Купля-продажа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:20, курсовая работа

Описание

Целью моего исследования является:
- общая характеристика договора купли-продажи предприятия. Здесь будут рассмотрены существенные элементы данного вида договора, его особенности, приведена судебная практика.
- вторым, не менее важным объектом, который будет, затронут, является характеристика предмета договора купли-продажи предприятия, то есть самого предприятия как имущественного комплекса. Уяснению данного вопроса также будет способствовать углубленное изучение научного материала и анализ практики арбитражных судов.
- и наконец, последний вопрос, который, по моему убеждению, заслуживает внимание, вопрос, касающийся защиты прав кредиторов, при осуществлении такой сделки с предприятием как его продажа.

Содержание

1.Общая характеристика договора купли-продажи предприятия
2.Предприятие как предмет договора купли-
продажи
3.Защита прав кредиторов при совершении сделок с
предприятиями

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«Гражданское право»

 

на тему: «Купля-продажа предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание
 

Введение…………………………………………………………………….3

1.              Общая характеристика договора купли-продажи предприятия…              4

2.              Предприятие          как          предмет          договора          купли-
продажи………………………………………………………………………..…22

3.              Защита      прав      кредиторов     при      совершении     сделок     с
предприятиями…………………………………………………………….…….34

Заключение…………………………………………………….………….43

Список использованных источников……………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящей исследовательской работе мне бы хотелось рассмотреть не просто тему, касающуюся законодательного регулирования купли-продажи, но такую особенную разновидность этого вида, как купля-продажа предприятия. В стране постоянно развивающегося бизнеса, данная тема на мой взгляд, заслуживает особого внимания, а проведение сравнительных исследований и изучение опыта зарубежных капиталистических стран в регулирование вопросов сделок с предприятиями, на мои взгляд, должно стать одной из тенденций развития российской гражданско-правовой науки. И действительно, договор купли продажи в отношении предприятия представляется договором сложным, в виду того, что он затрагивает, как правило, интересы множества субъектов. И порой законодателю бывает непросто справиться с решением вопросов в данной области.

Целью моего исследования является:

- общая характеристика договора купли-продажи предприятия. Здесь будут рассмотрены существенные элементы данного вида договора, его особенности, приведена судебная практика.

- вторым, не менее важным объектом, который будет, затронут, является характеристика предмета договора купли-продажи предприятия, то есть самого предприятия как имущественного комплекса. Уяснению данного вопроса также будет способствовать углубленное изучение научного материала и анализ практики арбитражных судов.

- и наконец, последний вопрос, который, по моему убеждению, заслуживает внимание, вопрос, касающийся защиты прав кредиторов, при осуществлении такой сделки с предприятием как его продажа.

Задача моего исследования, таким образом, непосредственно обусловлена вышеобозначенным объектом выявление особенностей конструкции, содержания, практического выражения такой разновидности купли-продажи как купля-продажа в отношении предприятия.

 

 

1. Общая характеристика договора купли-продажи предприятия

Легальное определение договора продажи предприятия содержится в п.1 ст.559 Гражданского кодекса РФ. Согласно этой трактовке, "по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам". Нормы, определяющие содержание договора продажи предприятия, регламентирующие порядок его заключения и исполнения, сгруппированы в § 8 гл.30 ГК РФ.

В соответствии с п.2 ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Системный анализ норм п.1 ст.559 и п.2 ст. 132 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель, конструируя модель договора продажи предприятия, имел в виду как продажу имущественного комплекса предприятия, не представляющего собой живое предпринимательское дело (так называемые лежачие предприятия), так и продажу предприятия как особого вида недвижимости, являющегося живым предпринимательским делом-бизнесом. Но если учесть, что и лежачие предприятия можно реанимировать и превратить в процветающий бизнес, то можно констатировать: юридическая сущность договора продажи предприятия едина как при отчуждении лежачих предприятий, так и при отчуждении предприятия, являющегося функционирующим бизнесом.

Любому организованному предпринимательскому делу (бизнесу) присущи:

2

 



- статический элемент, обособленный от иного имущества комплекс из материальных и нематериальных составляющих;

- динамический элемент осуществление планируемых действий;

- цель производство товаров или оказание услуг;

- продолжительное (постоянное участие) в имущественных отношениях;

- людские ресурсы.

Поэтому, с одной стороны, "предприятие это сумма вещей, прав и фактических отношений (возможности, добрая воля), которые через посредство субъекта прав (предпринимателя) связаны в организационное единство». С другой стороны, "понятие предприятия выходит за рамки понятия обособленного имущества, так как к предприятию относятся также и возможности (клиентура, репутация, секреты предприятия, рынок сбыта, целесообразная организация, реклама и т.п.)".[1]

В связи с последним следует отметить, что особым нематериальным элементом предприятия является его фактическое положение на рынке, деловая репутация, сложившиеся коммерческие связи все то, что именуется по-французски "achallandage", по-немецки "Unternehmensmehrwert", по-английски "goodwill". Здесь следует отметить, что по смыслу ст. 132 ГК РФ указанный актив не входит в состав предприятия, но, думается, практика придет к признанию его как ценности, входящей в состав предприятия-бизнеса, и это признание будет основываться на обычной норме делового оборота.[2]

В состав предприятия как предмета продажи в соответствии с законом не включаются права, полученные продавцом на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью (например, право на оказание транспортных, аудиторских услуг и т.д.). Такие права не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Например, согласно п.1 ст.86 закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, когда основной вид деятельности должника осуществляется на основании разрешения (лицензии), покупатель приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии). Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п.3 ст.559 ГК РФ).

Статья 132 ГК РФ разрешает продажу предприятия, как в целом, так и в части. Вместе с тем, при буквальном толковании ст.559 ГК РФ можно прийти к выводу о том, что возможна продажа предприятия только в целом в виде единого имущественного комплекса. Отмеченное противоречие касается одной из самых сложных в экономическом и юридическом планах проблем. Обратившись к опыту стран, где операции по продаже бизнеса имеют значительную историю, мы также не получим однозначного ответа. В разделе шестом Единообразного торгового кодекса США, регламентирующем комплексное отчуждение имущества, в том числе бизнеса, в нем дается определение комплексной продажи, соответствующей продаже бизнеса. Согласно этому определению, под продажей бизнеса следует понимать осуществляемую не в порядке обычного ведения дел продажу более половины оборудования, материалов, товаров или иных материальных ценностей продавца в объеме, измеряемом на дату соглашения о комплексной продаже, если на эту дату покупатель имеет или после разумного расследования должен был иметь уведомление, что продавец не будет продолжать тот же или сходный вид предпринимательской деятельности после продажи. Как видим, по праву США о продаже бизнеса можно говорить при отчуждении только более 50%

2

 



материальных активов предприятия при условии, что продавец не сохранит при этом возможности осуществления прежней деятельности.

В немецкой литературе существует точка зрения, согласно которой вопрос о том, возможна ли продажа части предприятия, имеет практическое значение лишь в контексте проблемы оценки предприятия и предоставления продавцом гарантий качества составляющих предприятие элементов. В этой связи утверждается, что, если в случае продажи предприятия в целом продавец не дает гарантий качества всех необходимых для функционирования предприятия составляющих, то проведение четких границ между случаями продажи целого или части представляется вопросом, по существу более теоретическим, чем практическим.

При решении вопроса о возможности продажи части предприятия необходимо исходить из следующего. С юридической точки зрения, торговое предприятие это юридически неделимая совокупность имущества. При продаже имущества предприятия по частям невозможно частично передать фирму, клиентуру, доброе имя и т.п. При продаже предприятия в целом помимо возможности передать в полном объеме нематериальные активы предприятия сохраняется производственное или торговое дело, рабочие места для занятых на предприятии людей. Поэтому продажа предприятия в целом предпочтительней и с публично-правовой точки зрения. При продаже имущества предприятия по частям очень велика угроза использования договора продажи для увода активов в различных неблаговидных целях (например, увод имущества от возможности наложения взыскания по требованию кредиторов).

В роли продавца предприятия по общему правилу могут выступать гражданин-предприниматель или юридическое лицо, которым предприятие принадлежит на праве собственности. При продаже унитарного государственного или муниципального предприятия продавцом может быть только орган Мингосимущества РФ и соответствующий уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, но не само унитарное

2

 



предприятие как юридическое лицо, обладающее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, составляющим предприятие. Унитарное предприятие создается и существует как юридическое лицо, наделенное в силу указания закона (п.1 ст. 113 ГК РФ) специальной правосубъектностью. При продаже предприятия как имущественного комплекса унитарное предприятие как юридическое лицо лишается имущества, служившего базой его специальной правосубъектности. Вследствие этого в случае продажи предприятия как имущественного комплекса унитарное предприятие, владевшее им как юридическое лицо, должно быть ликвидировано, или преобразовано по решению собственника государства, муниципалитета (п. 1 ст.295 ГК РФ).

Покупателями предприятия могут быть граждане-предприниматели, юридические лица, государство, муниципальные образования. Помимо общих требований к покупателям предприятия, закрепленных в гражданском законодательстве, в законодательстве о приватизации могут устанавливаться особые требования к ним.[3]

При определении круга лиц, имеющих право выступать покупателями предприятия, весьма любопытен вопрос о том, может ли быть покупателем предприятия иностранное юридическое лицо. Если исходить из того, что договор продажи предприятия - это форма отчуждения и приобретения имущественного комплекса, используемого для предпринимательской деятельности, то следует признать, что иностранные юридические лица не могут быть покупателями предприятий на территории России, так как они не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на данной территории. Иной вывод противоречил бы существу договора продажи предприятия как договору продажи бизнеса.

Перед заключением данного договора стороны должны совершить предварительные действия: удостоверить состав продаваемого предприятия, провести аудиторскую проверку его деятельности и оценку предприятия как бизнеса. На основании полученных результатов до подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами следующие документы: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе стоимости предприятия, а также перечень долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований (п.2 ст.561 ГК РФ), документ об оценке предприятия.

Удостоверение состава продаваемого предприятия есть не что иное, как его полная инвентаризация (п.1 ст.561 ГК РФ). Инвентаризация выполняет следующие функции. Во-первых, это проверка фактического наличия числящихся на балансе ценностей (материальных и нематериальных активов) предприятия и их сохранности, описание основных признаков и определение текущего состояния. Во-вторых, это один из способов оценки состава предприятия. Инвентаризация должна проводиться в соответствии с установленными правилами, а именно Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49.

Проведение инвентаризации императивное требование закона. Инвентаризация должна быть полной, т.е. касаться всего имущества, всех долгов и прав требования, включаемых в состав предприятия, даже тех, которые не подлежат передаче покупателю в силу закона или по договоренности сторон (ст.561 ГК РФ). Инвентаризация это одно из оснований оценки предприятия, и она может служить основанием требований о цене, заявленных продавцом.

Информация о работе Купля-продажа предприятия