Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Задачи исследования:
1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;
2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;
3 изучить особенности государственной социальной политики в отношении малообеспеченных неполных семей;
4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;
5 определить технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.
Введение……………………………………………………………………….….
Основная часть……………………………………………………………….….
1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………
1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..
1.2 Социальные проблемы малообеспеченной неполной семьи…………….….
2. Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей……………………………………….……………………………
2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….
2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченной неполной семьи в центре социальной помощи семье и детям…………………..
Заключение……………………………………………………………….....…….
Список использованных источников…………………………….……..……..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная
часть……………………………………………………………….
1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………
1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..
1.2 Социальные проблемы
малообеспеченной неполной семьи…………….….
2. Технология организации
социальной поддержки малообеспеченных
неполных семей…………………………………………………………………
2.1 Нормативно-правовые
основы социальной поддержки малообеспеченных
неполных семей……………………………………….………………………
2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….
2.3 Технологические
аспекты социальной поддержки
малообеспеченной неполной
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………….……..……..
Актуальность. В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди них более 11% неполных. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным статистики, распадается 500–600 тысяч браков, также образуя неполные семьи.
Возникает
необходимость активизации
В настоящее время социальная работа с неполной семьей в литературе освещена недостаточно. Таким образом, проведенное нами исследование может восполнить научные пробелы по данному вопросу и оптимизировать практическое решение проблемы повышения эффективности социальной работы с неполной семьей.
Степень разработанности проблемы. Исследованием неполных семей в России и за рубежом занимались такие авторы: Сергей Исаевич Голод, Александр Афанасьевич Клецин, Татьяна Александровна Гурко, Карл Е. Пикхарт (Советы родителям. Руководство для одиноких родителей), М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова (Дети в карусели развода), Н.Е. Ершова, 3денек Матейчек (детский психолог, отношения родителей и детей), И. Лангмеер, Н.А. Гартман (Надежда Аркадьевна Гартман, Министр социальных отношений Челябинской области), Б.С. Павлов.
Из характеристики актуальности и степени разработанности темы выводится основное противоречие между необходимостью повышения эффективности социальной поддержки малообеспеченных неполных семей и недостаточностью разработки направлений такого рода деятельности.
Объект исследования: малообеспеченная неполная семья.
Предмет исследования: направления социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Задачи исследования:
1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;
2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;
3
изучить особенности
4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;
5
определить технологические
Новизна проведенного исследования состоит в выяснении и научном обосновании актуальных проблем организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Практическая значимость исследования заключается в определении основных направлений социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
В процессе написания работы использовались теоретические методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация собранной информации.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.
1. Неполная семья как объект социальной работы
1.1. Сущность понятия «неполная семья».
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи . В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени, и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.
В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.
В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж.-Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рождён вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Большая часть разведённых супругов также отмечает неудовлетворённость физической стороной их жизни.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения, и, прежде всего, молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. К тому же средний уровень образования матерей неполных семей, а, следовательно, и их квалификация ниже, чем у матерей полных семей. Нередко неполная семья испытывает материальные трудности. Всё это и объясняет тот факт, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель - выходец из неполной семьи.
Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.
Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.
Типы неполных семей и источники их формирования:
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей .
Осиротевшая неполная семья – образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека – это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи.
Неполная разведенная семья – семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.
Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины.
1.2. Социальные проблемы неполных семей.
Для современных российских неполных семей наиболее острой, как правило, является материально-финансовая проблема. Если в обычной семье зарабатывает только один член семьи, причем не «новый русский», а обычный россиянин со среднестатистической зарплатой, такая семья уже является малообеспеченной. В неполных же семьях такая ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, эта единственная зарплата является еще и «женской». Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» - мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.
Информация о работе Организация социальной поддержки неполных семей