Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Задачи исследования:
1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;
2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;
3 изучить особенности государственной социальной политики в отношении малообеспеченных неполных семей;
4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;
5 определить технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.
Введение……………………………………………………………………….….
Основная часть……………………………………………………………….….
1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………
1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..
1.2 Социальные проблемы малообеспеченной неполной семьи…………….….
2. Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей……………………………………….……………………………
2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….
2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченной неполной семьи в центре социальной помощи семье и детям…………………..
Заключение……………………………………………………………….....…….
Список использованных источников…………………………….……..……..
Кроме того, особым направлением социальной работы является профилактика возникновения «случайных» неполных семей. В свою очередь, это направление делится на две основные ветви:
проведение профилактической работы с детьми и подростками, особенно с девушками, по их половому воспитанию;
семейное консультирование; психосоциальная работа с конфликтными семьями, семьями, находящимися на грани распада.
Проведение профилактической и просветительской работы с подростками, направленной на их половое воспитание, повышение сексуальной грамотности - это одна из актуальных задач современной социальной работы. Социологические опросы, проводящиеся среди старшеклассников, показывают, что только 22% подростков получают первые сведения об интимной жизни от родителей, в первую очередь – от матери; более 40% - от друзей и в компаниях. В половине случаев родители признаются, что их дети им никогда не задавали вопросов на эту тему. Как правило, большинство опрашиваемых подростков признаются, что практически всем им не хватает информации о контрацепции и в этом вопросе они неграмотны, при этом большинство из них отмечают, что очень хотели бы, чтобы их кто-то просвещал.
Прежде в России, по традиции, над вопросами, как предупредить самоубийства и ранние беременности и аборты, думали только медики. А в цивилизованных странах – специальные социальные службы и социальные работники. Ведь в действительности эта проблема – не медицинская, а социальная.
Сегодня для российских социальных служб это направление является одним из приоритетных. Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, - просветить их в вопросах планирования семьи, методах предотвращения нежелательной беременности; в целом помочь им стать сексуально образованными и воспитать у них половую культуру, и, тем самым, предотвратить их риск оказаться в юношеском возрасте брошенными «мадоннами». Одновременно с предоставлением подросткам чисто утилитарных знаний о том, как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в них уважение к духовным началам отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.
Эффективность подобных мероприятий во многом зависит от того, насколько они носят регулярный характер. Поэтому сегодня социальные работники центров помощи семье и детям стараются проводить не отдельные разовые акции, а внедрять регулярные формы общения с подростками на эти темы. Так, в ГОУ СО «Центре социальной помощи семье и детям «Гнездышко» г. Екатеринбурга социальные работники и психологи наладили постоянное взаимодействие с местными школами, читают старшеклассникам регулярные лекции на тему взаимоотношений полов, а также проводят с ними различные интерактивные групповые занятия, психологические тренинги, устраивают школьные диспуты и т.д.
Другим направлением профилактики является проведение семейной социально-психологической работы с полными семьями, находящимися в группе риска распада брака. Сюда входит психологическое консультирование молодых пар, недавно вступивших или еще только вступающих в брак; семейное консультирование и психотерапия в полных конфликтных семьях, находящихся на грани развода, в полных семьях с детьми-инвалидами и т.д.
Вообще, клубная форма работы является одной из самых эффективных форм работы с неполными семьями. Клуб – это своеобразное творческое пространство, объединяющее заинтересованных людей, которые соединены общими проблемами и какой-либо деятельностью. В рамках клуба можно организовать «службу знакомств» для одиноких родителей, и просто, подвигнуть их на взаимное сплочение для оказания другу другу взаимной поддержки. Дети приходят сюда самоутверждатся, здесь формируется их уважение к самим себе на основе уважения окружающих; здесь они приобретают социальные знания и умения, «оттаивают» душой, забывают про личные трагедии. Взрослые (одинокие родители, опекуны, дедушки и бабушки) могут здесь найти советы по вопросам воспитания, получить консультации специалистов центра, специалистов, приглашенных из других организаций, занимающихся проблемами семьи.
В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.
Заключение
В соответствии с проведенным исследованием можно сделать следующие выводы:
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи.
социально-экономическая (материальные трудности, испытываемые семьей);
социально-психологическая (
социально-правовая (недостаточная социальная защищенность, низкая правовая грамотность);
социально-медицинская (низкая медицинская активность, как правило, является следствием сложного материального положения семьи);
социально-педагогическая (отсутствие полноценного контроля над воспитанием детей).
предоставление гарантии защищенности, так как семьи входящие в эту категорию, в силу не зависящих от них причин, не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия;
создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семьи, полного раскрытия ее экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала;
формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание широкого спектра помощи в процессе их функционирования.
Неполным семьям необходима социальная помощь, которая носит нематериальный характер, а предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико- социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи.
экономическое (материальная поддержка, выплата пособий, предоставление льгот, повышение заработной платы);
психолого-педагогическое (профилактика и коррекция психолого-педагогических проблем);
правовое направление (усиление правовой поддержки малообеспеченной семьи, правовое просвещение);
медицинское направление (доступность медицинских услуг).
оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Таким образом цель исследования нами достигнута, определены основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в социальном центре помощи семье и детям, а также обозначены технологические аспекты социальной поддержки данной категории семей.
Информация о работе Организация социальной поддержки неполных семей