Организация социальной поддержки неполных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.

Задачи исследования:

1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;

2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;

3 изучить особенности государственной социальной политики в отношении малообеспеченных неполных семей;

4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;

5 определить технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….


Основная часть……………………………………………………………….….


1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………

1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..

1.2 Социальные проблемы малообеспеченной неполной семьи…………….….


2. Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………………………………………………….

2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей……………………………………….……………………………

2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….

2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченной неполной семьи в центре социальной помощи семье и детям…………………..

Заключение……………………………………………………………….....…….


Список использованных источников…………………………….……..……..

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2010 97.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     При передаче ребенка (детей) под опеку  или попечительство фактически образуется вторичная неполная семья. Она также  является социально очень уязвимой. Часто опекунами в таких случаях выступают пожилые люди - бабушки, дедушки, чей основной доход состоит из небольшой пенсии. В силу возрастных причин их здоровье может быть не слишком крепким, что может негативно сказываться на выполнении ими функций по бытовому уходу и воспитанию ребенка (детей). Кроме того, значительная возрастная дистанция между ними и детьми может оказаться серьезным препятствием для установления необходимого психологического контакта. Поколению дедов и бабушек, воспитывавшихся и получивших «жизненную закалку» в советскую («коммунистическую») эпоху, часто очень сложно понять то, что сегодня волнует и интересует их внуков. Этот «разрыв поколений» может приводить к конфликтным ситуациям, пережить которые детям, особенно в подростковом возрасте, зачастую бывает очень нелегко.

     Таким образом, находясь в зоне повышенного  социального риска в связи  с угрозой возникновения подобных проблем, многие из этих семей остро  нуждаются в социальной и психологической  помощи и поддержке.

     Резюмируя сказанное, можно сказать, что неполные семьи имеют следующие характеристики:

     высок риск попадания в низкодоходные  семьи (временно или постоянно);

     наличие заработка не всегда обеспечивает выход  из экономических затруднений, хотя и является очень важным фактором;

     на  возможность получить заработок и найти выход из экономических затруднений влияют не только индикаторы трудового потенциала (образовательная, профессиональная подготовка), но и существующие условия на рынке труда, которые сейчас редко позволяют сочетать функции по выполнению трудовых обязанностей и материнские обязанности по уходу и воспитанию детей (гибкий рабочий график, неполный рабочий день с одновременным сохранением достойного заработка);

     существует  конфликт двойственной ответственности: семейное благосостояние и воспитание детей. Заработок не является достаточным фактором для разрешения данного конфликта. Отсюда частыми случаями становятся психологические проблемы во взаимоотношениях матерей с детьми.

     В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются одинокие матери, можно назвать следующие:

     неадекватные  заработки или невозможность  работать из-за ограниченности во времени (влияние конфликта двойной ответственности);

     недостаточная поддержка со стороны отсутствующего родителя (как материальная, так  и бытовая, воспитательная)

     факторы трудового рынка и барьеры, препятствующие возвращению на работу или началу трудовой деятельности);

     домашняя  ответственность и нехватка детских  учреждений и служб социальной помощи, в деятельности которых присутствуют программы адресной социальной и психологической поддержки неполных семей;

     потребность в психологической коррекции  детско-родительских отношений на фоне отсутствия одного из родителей.

     Для одних женщин интенсивная экономическая, социальная и психологическая поддержка необходима в течение длительного времени, для других – непродолжительный период. Трудности, испытываемые ими, как правило, образуют сложный клубок. Их решение требует комплексной политики, учитывающей краткосрочные и долгосрочные последствия.

 

2.Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей

2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.

     Семья в современном обществе представляет собой не только особую социальную группу, но и правовой институт. Как правовой институт семья представляет собой группу связанных между собой брачными и родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.

     К числу основных прав семей относится  их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.

     1. Так, дети из неполных семей,  ставших таковыми в результате  смерти одного из родителей,  в соответствии с российскими  законами, имеют право на трудовую  или социальную пенсию по случаю потери кормильца.

     Кроме того, в соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца. Согласно статье 11 этого закона, размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного должен быть равен 60-кратному размеру МРОТ, установленному федеральным законом на день такой выплаты.

     На  сегодня, однако, Фонд обязательного  медицинского страхования пока еще  не располагает такими возможностями. Поэтому уже четыре года, как действие этой статьи приостановлено. На 2008 г. размер единовременной выплаты по обязательному социальному страхованию особым законом определен в сумме 46900 рублей, что, с учетом размера МРОТ, равного 1100 руб., составляет лишь 71% от размера, установленного в основном законе.

     Кроме единовременной страховой выплаты, дети-сироты имеют право на получение  ежемесячной страховой выплаты  вплоть до достижения ими 18-летнего возраста (учащиеся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме, но не более чем до 23 лет). На получение ежемесячной страховой выплаты имеет право также один из родителей, вдова (вдовец) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми вплоть до наступления ими 18-летнего возраста. Если вдова (вдовец) в период ухода за детьми умершего стала нетрудоспособной, то право на получение страховых выплат сохраняется за ней и после окончания ухода за детьми.

     2. Неполные расширенные семьи, образовавшиеся  после потери родителей и оформления  прав опеки (попечительства) над  детьми кем-либо из их родственников,  согласно пункту 5 статьи 150 Семейного  кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации.

     Например, в Москве с 1 января 2005 г. действует  Закон г.Москвы от 15 декабря 2004 г. №87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», которым установлено, что на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), опекунам (попечителям) ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам, сложившимся в г.Москве. Непосредственно размер денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), устанавливается Правительством Москвы и не может быть меньше величины прожиточного минимума для детей в г.Москве.

     По  Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

     Право детей на алименты вытекает из того, что, согласно статье 80 Семейного кодекса  РФ, родители во всех обстоятельствах обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. При этом разводящиеся родители, в соответствии с главой 16 Семейного кодекса, вправе заключать соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов), т.е. определять свои отношения по этому вопросу без участия государства. В случае же, если такое соглашение супругами не достигается или не соблюдается (уклонение родителями (одним из родителей) от уплаты алиментов), алименты взыскиваются в судебном порядке.

     Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка (как правило, это мать), должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то тогда, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.

     Таким образом, мать не может отказаться от алиментов, например, из ложного чувства  гордости перед бывшим мужем, поскольку  это ущемляет права ее ребенка. Впрочем, такие ситуации вообще возникают  крайне редко. Зато ситуации, когда отец уклоняется от уплаты алиментов, наоборот, встречаются сплошь и рядом. Статистика по деятельности федеральной службы судебных приставов (ФССП) показывает, что на сегодня из 18 миллионов исполнительных производств около 1,5 миллионов (примерно 8,3%) приходится на алиментные обязательства. Уровень исполнения по этим делам составляет 73%. Остальные 27% решений не исполняются. Из этой статистики явствует, что примерно каждый четвертый отец-алиментщик уклоняется от уплаты алиментов и находится в розыске, а каждая четвертая неполная семья, имеющая право на алименты, их не получает.

     Розыск  алиментщиков осуществляется федеральной  службой судебных приставов при  активном содействии МВД и Пенсионного  фонда РФ. В отношении злостных неплательщиков алиментов применяются уголовно-правовые средства. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена специальная статья (ст. 157), согласно которой злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

     На  практике, однако, добиться уголовного наказания для лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, чрезвычайно трудно. Процедура доказывания вины обвиняемых по данной статье достаточна сложная; место их жительства чаще всего суду неизвестно, что зачастую приводит к тому, что, несмотря на явно очевидную вину злостных неплательщиков алиментов, суды вынуждены их освобождать от уголовной ответственности.

     Проблема  взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей усложняется  еще тем, что в современных  российских условиях многие россияне получают зарплату не совсем легальным  путем. Официально, по бухгалтерским  отчетам им начисляют зарплату очень маленькую – на уровне официально установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), а иногда - даже меньше. Разницу же между официальной и реальной заработной платой работодатель отдает таким работникам на руки, в «конверте». Отсюда и народное название - «конвертная зарплата».

     В случае «конвертных зарплат» интересы алиментщиков смыкаются с интересами работодателей: работодатель тем самым  уклоняется от уплаты налогов на фонд заработной платы, а алиментщик снижает  размер суммы, вычитаемой на алименты. Страдают же от этого только дети и их матери. ¼ доля от зарплаты, примерно равной размеру МРОТ – это нынче такие мизерные деньги, на которые можно экономно прожить лишь несколько дней. Поэтому сегодня очень многие неполные семьи, даже получающие алименты вовремя, тем не менее, оказываются за чертой бедности.

     4. Государство, учитывая эту особенность  менталитета российских мужчин, до недавних времен старалось  материально поддерживать неполные  семьи с детьми, в которых родители  уклоняются от уплаты алиментов. В 1990-е годы такие семьи имели право на ежемесячное пособие от государства в увеличенном на 50% размере. Были и другие льготы для этих семей, в частности, им полагались льготы по оплате детсада, школьных обедов и пр.

     В последние годы, однако, возникла тенденция к отказу со стороны государства от оказания адресной помощи таким семьям. Знаменитым Федеральным законом «О монетизации льгот» на федеральном уровне были отменены адресные повышенные ежемесячные пособия детям из семей, в которых родители (один из родителей) уклоняются от уплаты алиментов.

     Последние изменения в нормативно-правовой базе на уровне субъектов РФ также  демонстрируют отход от политики оказания адресной помощи семьям, в  которых родители уклоняются от уплаты алиментов. Сначала были ужесточены требования и усложнен порядок получения ежемесячного пособия этими семьями. Затем круг получателей этого пособиями был ограничен семьями, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе. Размер пособия для семей, в которых родитель уклоняется от уплаты алиментов, в отличие от других категорий неполных семей, в течение уже нескольких лет не индексируется и на сегодня составляет всего 105 рублей. Для сравнения: пособие на ребенка одинокой матери в 2005 г. составляло 140 руб.; в 2006 г. – 203 руб., т.е. за год его размер был увеличен на 45%. А совсем недавно, в октябре 2006 г., вышло новое постановление, отменившее все прежние льготы по оплате пребывания детей из таких семей в детсаду. Отныне оплата детсада для детей из семей, где родитель скрывается от алиментов, производится на общих основаниях.

Информация о работе Организация социальной поддержки неполных семей