Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Задачи исследования:
1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;
2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;
3 изучить особенности государственной социальной политики в отношении малообеспеченных неполных семей;
4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;
5 определить технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.
Введение……………………………………………………………………….….
Основная часть……………………………………………………………….….
1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………
1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..
1.2 Социальные проблемы малообеспеченной неполной семьи…………….….
2. Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей……………………………………….……………………………
2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….
2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченной неполной семьи в центре социальной помощи семье и детям…………………..
Заключение……………………………………………………………….....…….
Список использованных источников…………………………….……..……..
Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей.1 В целом в наихудшем положении чаще оказываются матери с низким собственным доходом (студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие низкую зарплату – по разным причинам); а также одинокие женщины с двумя и более детьми.
К чему приводит такая ситуация – говорить излишне. Очень часто дети в таких семьях просто голодают. Разумеется, в таких случаях они могут рассчитывать на некоторую государственную поддержку.
Кроме того, нельзя забывать, что малообеспеченность и бедность – это не только скудное питание, потрепанная одежда, но и постоянное ощущение своей неполноценности. Бедностью можно назвать не только социальное положение, но и особое состояние психики. Годами зажатые в тисках нужды, люди привыкают думать только об удовлетворении простейших потребностей. Бедность страшна обреченностью души. Дети из бедных семей часто повторяют путь своих родителей. Они не покупают туристических путевок, не ездят в такси и стараются экономить даже на общественном транспорте. Младшие братья донашивают одежду старших, а старшие братья – своих родителей. Одни из них предпочитают купить килограмм мяса, а не сборник стихов, другие, напротив, предпочитают остаться скорее без материальной, нежели без духовной пищи. И в отличие от среднего класса, представители которого испытывают проблемы только в удовлетворении дополнительных потребностей, бедные постоянно рассчитывают, как им выкрутиться, чтобы удовлетворить первичные потребности.2
На
первый взгляд, справедливость требует,
чтобы объективная
При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения - неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери-одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.3
Волнения по поводу денег – это не единственная проблема, с которой сталкиваются неполные семьи и воспитывающиеся в них дети. Еще одна острая проблема неполных семей, тесно связанная с предыдущей – это совмещение профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей.
В семье с одним родителем мать обычно вынуждена работать. Кроме того, многие одинокие матери, помимо основной работы, пытаются подрабатывать дополнительно. При этом им, так же, как и всем матерям, приходится выполнять домашние обязанности, причем не в обычном «женском» размере, а в двойном – за себя и за отсутствующего в доме мужчину (если только подросшие дети не берут часть домашних обязанностей на себя). Поэтому, в случае, если одинокая мать не получает помощи со стороны каких-либо родственников, а также со стороны отца, ей крайне трудно работать в режиме полной или даже двойной занятости и одновременно выполнять двойные домашние обязанности, а также двойные обязанности по уходу и воспитанию за ребенком (детьми).
Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными. И это на происходит том фоне, что в неполных семьях, по некоторым экспертным оценкам, дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Данные медицинских исследований показывают, что неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости в неполных семьях выше в 2 раза, а хроническая патология встречается в 3-4 раза чаще, чем в полных семьях4.
Зарабатывая средства для детей, одинокая мать вынуждена также лишать их семейного общения и совместных занятий. Чрезмерная занятость и нервные перегрузки матери ведут к снижению качества семейного воспитания. При этом следует отметить, что большинство российских мужчин почти не участвуют в воспитании своих брошенных детей. По данным социологических опросов, среди подростков, проживающих после развода родителей с матерью, только около 34% мальчиков и 19% девочек общаются с неживущим с ними отцом часто; 41% и 56% соответственно - видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% - не видятся совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. При этом, по мнению матерей, инициаторами встреч являются скорее дети, а бывшие мужья чаще всего «не проявляют никакого интереса»5.
Такова жестокая российская действительность. Между тем, сегодня в большинстве развитых зарубежных стран такая ситуация считается недопустимой и с точки зрения права, и с точки зрения общественной морали. Там юридически и общественно закрепленной нормой поведения разведенных родителей является совместная забота о ребенке, которая может выражаться в двух формах. Первая – только юридическая совместная забота, что предполагает равные права отца и матери при принятии важных решений, касающихся ребенка. Вторая форма совместной заботы, получившая в последние годы большое распространение, в частности, в США, – это фактическая совместная забота, когда ребенок подолгу живет попеременно с каждым из родителей. Последнее оформляется через специальное «опекунское соглашение», в котором определяются сроки (периоды) и другие условия проживания детей с каждым из родителей (например, зимой – с отцом, летом – с матерью). Следует отметить, что среди западных специалистов сегодня есть как сторонники, так и противники обоих форм совместной заботы о ребенке, поэтому судебное решение такого рода считается не наиболее предпочтительным, а лишь одним из возможных.
Кроме того, на Западе неполные семьи, образовавшиеся после развода, вообще далеко не всегда являются материнскими. В США около 10% детей передают после развода на воспитание именно отцу. В Англии же, по подсчетам Т. Хипгрейва, отцы составляют 12% от всех одиноких родителей6.
В России же традиция «одиноких отцов» сегодня фактически только зарождается. В СССР такие случаи были крайне редки. Консервативно настроенные судьи, даже вопреки букве закона, требующего руководствоваться прежде всего интересами ребенка, практически всегда отдавали детей на попечение матери. Если же ребенок и передавался на воспитание отцу, то только лишь «в виде исключения» – например, когда мать страдала алкоголизмом или психическим заболеванием.
Сегодня эта традиция постепенно начинает уступать свои позиции. Возник существенный фактор, способствующий этим изменениям -экономический. В России постепенно формируется средний класс: по подсчетам социологов, к нему сегодня можно отнести около 20% населения. И при разводах в этих обеспеченных семьях основные «добытчики» - мужчины все чаще начинают заявлять свои права на воспитание детей.
Специальные исследования, проведенные в США, показали, что с точки зрения эффективности воспитания нет существенной разницы между тремя основными вариантами заботы о ребенке: материнской, отцовской и совместной. Некоторые исследователи отмечают, что более предпочтительным является все же вариант, когда ребенка воспитывает родитель того же пола. Установлено, что более склонны к разводу бывают впоследствии те лица, которые воспитывались одним родителем противоположного пола (мальчик – матерью, девочка – отцом). В то же время в ситуации повторного брака роль приемной матери считается намного более сложной, нежели роль приемного отца.
Что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – давно известно. Но, как показывает зарубежный опыт, возможно и обратное. Сегодня постепенно к этой мысли приходит и российское общество.Но, пока процент российских неполных семей, возглавляемых отцами, остается еще очень низким. По некоторым выборочным оценкам, доля отцов, остающихся после развода вместе с ребенком (детьми), составляет сегодня в России менее 1%7.
Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:
«Гиперопека» матери, когда для оставшейся без мужа матери (или отца) ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрированные формы «слепой» материнской любви и чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности;
Эмоциональная отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтобы он был не хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но поскольку она уже не в состоянии выполнять все возрастающие запросы своего чада, это становится причиной обоюдных переживаний и конфликтов;
Препятствие контактам ребенка с отцом вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу. Некоторые женщины пытаются воспитывать у дочерей отрицательное отношение к мужчинам вообще;
Эмоционально двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в «приступах» чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на нем вымещаются собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребенка невроза;
Стремление матери сделать ребенка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному давлению – он либо становится пассивным, либо начинает «бунтовать», нередко включаясь в жизнь уличных компаний;
Практическая отстраненность матери от исполнения обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию8.
Причины последней ситуации могут носить как объективный, так и субъективный характер. К первым следует отнести хронический алкоголизм одинокой матери (отца), ее тяжкое психическое заболевание, инвалидность, длительное пребывание на лечении, в местах лишения свободы, в длительной командировке, экспедиции и т.п. Во всех этих случаях одинокая мать (отец) не может выполнять свой родительский долг по объективным причинам.
Другое дело, когда одинокая мать этого делать не хочет, безответственно уклоняется от выполнения своих обязанностей. Причины этого могут быть психологическими: социальная незрелость, инфантилизм матери, ее психологическая неготовность к материнству, избыток примитивных интересов, удовлетворению которых мешает ребенок (дискотеки и пр.), равнодушное и даже недоброжелательное отношение к ребенку, ставшим для женщины напоминанием о неудачах в личной жизни.
Другие причины могут носить социальный характер. В этих случаях мать-одиночка забывает о своих детях, так как бродяжничает, постоянно пьет, не хочет работать, беспорядочна в сексуальных связях, вплоть до занятий проституцией и т.п. Такое поведение женщины носит асоциальный характер, и, к сожалению, сегодня оно бывает достаточно частым.
В этом случае социальные аномалии, поразившие женщину, достигают того «порога», за которым начинается социальная деградация, фактический распад всей ее семьи. В таких случаях социальные службы совместно с органами по делам опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов ребенка (детей): изъять его (их) из семьи, поместить его (их) на временное проживание в приют, поставить вопрос о лишении родительских прав, собрать и передать в суд необходимые документы и материалы.
Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего.
При рассмотрении вопроса о лишении родительских прав социально опустившегося одинокого родителя органы опеки и попечительства, а также суд должны руководствоваться главным образом интересами ребенка. А они заключаются в том, что ребенку лучше проживать в семье, чем в детском доме. Поэтому одинокой матери (отцу) может быть дан шанс исправиться.
Другой
вариант – это передача ребенка
(детей) под опеку ближайших
Информация о работе Организация социальной поддержки неполных семей